Победители конкурса "Успешная школа" поделились опытом воспитательной работы

Международная научно-практическая конференция "Психология образования: лучшие практики работы с детством" проходит в Москве с 20 по 22 ноября. В рамках нее сегодня в Рособрнадзоре состоялся симпозиум, посвященный воспитанию как основе качества образования. На нем свои практики представили победители Всероссийского конкурса "Успешная школа" разных лет.

Всероссийский конкурс "Успешная школа" был учрежден и впервые проведен "Учительской газетой" в 2016 году. В новом сезоне к его проведению присоединился Благотворительный фонд Сбербанка "Вклад в будущее", что позволило увеличить призовой фонд: в очном туре школьные команды поборются за гранты в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Подробнее о конкурсе рассказал главный редактор "Учительской газеты" Арслан Хасавов. По его словам, в редакцию неоднократно приходили письма от школ о том, что для их самореализации недостаточно существующих измерителей, требовалось придумать что-то еще.

– У них есть проекты, которые они хотят реализовать или уже реализуют, которыми они хотят поделиться. Или есть идеи, на которые им не хватает ресурсов. Вот так, собственно, четыре года назад "Учительская газета" и запустила первый сезон конкурса "Успешная школа", – отметил Арслан Хасавов.

Говоря об идее состязания, он напомнил о традиционных показателях успешности школы – средних баллах ЕГЭ, количестве победителей олимпиад и поступивших в вузы. 

– Но мы в "Учительской газете" с нашей аудиторией считаем, что в XXI веке успех нельзя определить существующими критериями. 

В этом году школам-участницам предлагается представить уже реализованные и запланированные проекты в контексте ключевых навыков XXI века. К слову, заявки еще принимаются: до 30 ноября все желающие школы, независимо от региона и условий работы, могут прислать конкурсную работу и принять участие в заочном отборочном туре!

 

Правильное движение

Первой представила опыт своей успешной школы Майя Пильдес, председатель совета Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга, возглавлявшая ее с 1990 по 2017 год. Почти тридцать лет назад она встала у руля восьмилетней - последней в своем роде в Петроградском районе Северной столицы - школы. 

"Мне досталась школа, которой не доверяли давать аттестаты", – вспоминает Майя Борисовна свою восьмилетку. То, что произошло дальше, называли чудом. В короткий срок школа заслуженно стала гимназией, а затем и получила статус академической. "Школа, где все получается", – так характеризует ее руководитель сегодня.

"Мы не боремся с недостатками, мы развиваем достоинства, мы создаем счастливую среду для себя и для детей, которые к нам пришли. Счастливы, что таких тысячи", – заявила о принципе работы гимназии ее экс-директор.

– Если ты настроен на успех с утра до вечера, с 1 сентября и до конца июня, если любую напасть, как аттестация учителей или ЕГЭ, ты воспринимаешь как данность, которую нужно принять и придумать, что с этим делать, чтобы все были успешными, то добиваешься высочайших результатов, – добавила она.

Не обошла стороной народный учитель РФ и проблемы, которые стоят сегодня перед отечественным образованием. Самая острая, на ее взгляд – это подготовка будущих учителей. 

– Если мы хотим говорить об успешных школах, мы должны говорить об успешных учителях, а успешные учителя - это хорошо наученные учителя, знающие педагогику, психологию, а не только основы преподавания науки, – подчеркнула Майя Пильдес.

Академическая гимназия №56 принимала участие в "Успешной школе" в прошлом году и вошла в число победителей.

– Конкурс "Успешная школа" – это замечательное дело, потому что в нем заложена великая идея – участие команды, – отметила эксперт.

Майя Пильдес рассказала о предложении, которое гимназия готовит для участников конкурса разных лет: "В дни Санкт-Петербургского образовательного форума в марте мы хотим пригласить к себе всех желающих поделиться опытом успешности, посмотреть друг на друга, пообщаться. Потому что это движение "Успешной школы" - очень правильное".

В завершение Майя Борисовна поделилась еще одним секретом успешной школы: "Каждый человек при жизни должен получить свою порцию аплодисментов. И задача администрации школы – создать такой подиум, такую площадку демонстрации лучшего, что есть в учителе, чтобы все ему поаплодировали".

 

"Пеликанья ферма"

Алла Волкова – заместитель директора, учитель физики и информатики липецкой гимназии № 12 "Гармония". В 2015 году она вошла в пятерку победителей Всероссийского конкурса "Учитель года России", а в 2018-м гимназия №12 стала победителем "Успешной школы". 

"Современная школа должна в первую очередь воспитывать", – убеждена Алла Александровна.

Она рассказала, что в липецкой гимназии №12 с 1998 года функционирует воспитательная система "Гармония", автором которой является директор гимназии, Заслуженный учитель РФ Ольга Николаевна Уласевич. Ее целью является воспитание гармоничной, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению, адаптированной к быстро меняющимся условиям жизни с активной гражданской позицией. 

В современных условиях в школе определили новый круг задач, направленных на развитие воспитательной системы. Каждая из них достигается через реализацию единичного образовательного проектного направления. "Важно привлечь к руководству проектным направлением всю административную и большую часть педагогической команды, а также внешних исполнителей и социальных партнеров", – уточнила эксперт.

По словам Аллы Волковой, одним из важных ресурсов в достижении наилучшего качества образования в школе являются педагоги. В гимназии, например, для развития компетенций учителей действует проект "Профессионал". В рамках него опытный педагог и представитель администрации посещают уроки молодых специалистов для оказания им методической помощи и устранения профессиональных дефицитов. 

Кроме того, гимназия начинает поиск кадров уже со школьной скамьи. Еще будучи школьниками, ребята участвуют в конкурсе "Призвание – учитель". Далее работа продолжается со студентами. Все это дает свои результаты.

"Более 20 гимназистов вернулись в качестве учителей, при этом пятеро из них окончили школу с золотой медалью", – привела статистику Алла Волкова.

Кстати, липецкую гимназию №12 в шутку называют "пеликаньей фермой": восемь ее учителей становились победителями конкурса "Учитель года" разных уровней.

 

Принимать ответственность 

Лилия Булатова возглавляет школу №1 станицы Динской Краснодарского края, победителя конкурса 2017 года. Школа носит имя своего выпускника, Героя РФ Андрея Туркина. О подвиге земляка в станице знает каждый: он погиб в 2004 году в первой школе Беслана, закрыв своим телом гранату, брошенную в спортзал. 

– Наша первая педагогическая задача в том, чтобы каждый ребенок, вышедший за пределы школы, мог принимать ответственность за то, что вокруг него происходит, – отметила руководитель.

Школа работает в не самых простых условиях. "Работа с детьми, чьи родители первой своей задачей видят накормить и одеть ребенка, имеет свою специфику", – пояснила директор.

По ее словам, самое важное, что в этом случае может сделать школа – организовать оптимальное образовательное пространство.

– Именно школа в нашем случае должна создавать такую среду, в которой ребенок, помимо учебных знаний, мог бы получить те навыки, которые ему пригодятся, чтобы быть успешным в жизни. 

Она согласилась с тем, что ни золотая медаль, ни высокие баллы не гарантируют успешности выпускника в жизни. "Чтобы выпускники были успешными, их нужно наполнять не только предметными знаниями, но и необходимыми в жизни качествами, такими как самостоятельность, способность к самоорганизации, ответственный выбор, умение работать в команде, толерантность, инициативность и активность. Воспитание такой личности – одна из главных задач и миссия нашей школы", – подчеркнула Лилия Петровна.

Благодаря построенной по такому принципу деятельности, в школе добились того, что ребята стали инициативными, проявляют социальную активность. Сегодня они сами выбирают мероприятия, которые будут проводить. Образовательную организацию называют "школой реальных дел".

Перечисляя проекты, в которых участвуют ученики, директор упомянула и об одном, который появился благодаря участию в "Успешной школе": "Теперь у нас есть школьное радио, и все важные события мы обязательно освещаем на нем".

 

Исполнять мечты и стирать шаблоны

Новинская школа находится в поселке неподалеку от Нижнего Новгорода. Расположение вблизи города-миллионника играет здесь свою роль. "Окружение непростое, ребята учатся разные", – рассказывает учитель школы Ирина Широкова и приводит цифры: на 14 кабинетов – 674 ребенка, две смены обучения, реализуются почти все возможные виды программ, в том числе адаптивные, каждый 11-й родитель школьника не умеет читать и писать на русском языке, в то же время немало тех, у кого по два высших образования. При этом многие хотят попасть в новинскую школу. Почему?

"Мы умеем мечтать так, чтобы мечты исполнялись и шаблоны стирались", – говорит педагог. 

Она рассказала о важности среды в вопросе воспитания школьников. Здесь привыкли добиваться желаемого в данных условиях. Например, в новинской школе нет актового зала, зато есть театр. Репетируют в свободных помещениях, представления дают в рекреациях и коридорах, а когда позволяет погода – в яблоневом саду. "Надо использовать все возможности, что есть", – убеждены в школе. 

Воспитывают в Новинках и общими делами, объединяющими педагогов и учеников, старшее и младшее поколение, ребят между собой: вместе обучали пенсионеров компьютерной грамотности, вместе проводят фестиваль национальных культур – в школе учатся представители разных народов, в том числе около семидесяти цыган. Здесь ко всем относятся на равных: "У них есть особенности, но у кого из нас их нет? Мы все особенные", – говорит педагог, отвечая на вопрос на эту тему.

Такая работа дает свои плоды: дети становятся победителями региональных и всероссийских олимпиад и конкурсов, шесть человек вернулись в родную школу учителями. 

"Своим собственным примером мы воспитываем учеников, – раскрывает еще один секрет успешности Ирина Капитоновна. – Мы много учимся – везде, где только возможно. Ездим на стажировки, учимся друг у друга". 

В результате, каждый третий педагог в коллективе школы – молодой специалист, каждый второй имеет два высших образования, а некоторые представители администрации – три.

 

Научить покорять вершины

Елизавета Бараева – директор грозненской гимназии №1 им. А.Кадырова. Так же, как и выступавшие коллеги, она убеждена, что воспитание – основа всего, и образования в первую очередь. 

"Воспитание должно быть направлено на то, чтобы дать ребенку понять, что он на многое способен. Все вершины ему по плечу", – уверена Елизавета Сайд-Хасановна.

По ее мнению, учитель должен воспитать в ребенке способность к самовыражению, интерес к науке и умение подходить ко всему творчески. Способен же на это только педагог, который владеет знаниями в разных областях, многое понимает, тонко чувствует. Он должен быть внутренне свободен и к тому же обладать чувством юмора, что особенно ценят дети.  

В своей практике грозненская гимназия делает акцент на эстетическое и духовное воспитание детей, сценическое искусство и спорт. 

– Это помогает ребятам поверить в себя, выражать, не стесняясь, эмоции и чувства. Ребенок раскрепощается и уже по-другому относится к учебной деятельности. Умению чувствовать, мыслить по-своему нужно учить детей еще в начальных классах, – пояснила руководитель. 

Напомним, гимназия №1 им. А. Кадырова из Грозного стала победителем конкурса "Успешная школа" в 2017 году.

 

Успешное сотрудничество

Еще один успешный опыт представила на симпозиуме Елена Смит, директор самарской гимназии №3, победительницы "Успешной школы"-2018.  

"Мы пример успешного сотрудничества и социального партнерства", – заявила она.

11 лет назад "французская" гимназия Самары была на грани закрытия из-за критического состояния здания. В результате 1 сентября дети начали учебу в других школах, а помещения хотели отдать хотели под торговые площади. Но руководство гимназии не опустило руки: благодаря участию в одном конкурсе, им удалось выиграть 15 миллионов рублей и обновить свое здание.

Один из залогов успеха гимназии – быть центром социального партнерства. "Партнерами стали родители, общественные организации, благотворительные общества, вузы и даже Посольство Франции. В 2014 году на базе гимназии была учреждена самарская международная школа", – рассказала Елена Александровна.

В тех пор гимназия – в числе первых. Она является инновационной площадкой регионального и федерального уровней, на ее базе был создан областной клуб "Учителя года" и ежегодно проводятся слеты пеликанов. 

Очередным испытанием для гимназии стало объединение с самарской школой №1. Но и эти трудности удалось преодолеть, и гимназия продолжает движение вперед в новом составе.

 

Школа – вторая семья

Темниковская школа №1 находится в городе с восьмитысячным населением. Она победила в "Успешной школе"-2016, но несмотря на свои признанные заслуги недавно оказалась перед угрозой реорганизации. К счастью, общими усилиями школу удалось отстоять.

– И это стало потрясающим примером для учеников того, как должен отстаивать свою точку современный человек. Решение было отменено, – рассказала директор Наталья Сметнева. 

Фактически школа является социальным и духовным центром города. Она заменяет жителям театр, концертный, выставочный залы. Школьники вместе с учителями и родителями дают спектакли, концерты, устраивают показы мод. "Все эти функции берет на себя школа, чтобы дети попробовали себя в разных ипостасях", – пояснила Наталья Алексеевна.

"Школа – это вторая семья", – так звучит здесь одна из составляющих успеха воспитания личности. Классный руководитель должен быть второй мамой. В темниковской школе работают педагогические династии и семейные пары.

А еще здесь активно занимаются исследованиями – не ради побед и результатов на состязаниях, а из любви к науке. Это при том, что ближайший город с вузом – Саранск – находится в 200 километрах! Неудивительно, что при таком упорстве, даже несмотря на отсутствие профильных классов, выпускники успешно поступают в ведущие вузы страны.

Кроме того, большое внимание школа уделяет патриотическому воспитанию и изучению истории малой родины. 

 

Воспитание в музее

Завершил выступления Павел Красновид, учитель географии Гимназии имени Подольских курсантов из Подмосковья. В этом году он стал призером Всероссийского конкурса "Учитель года России". Павел Евгеньевич является руководителем первого в стране Музея Подольских курсантов.

В следующем году гимназии исполнится 81 год. 27 из 70 учителей коллектива – выпускники школы!

Как рассказал Павел Красновид, образование и воспитание в гимназии основано на двух направлениях: военно-патриотическом, которое развивается на базе Музея Подольских курсантов, и гражданско-патриотическом – на базе Музея фотографии и русского быта.

Таким образом, в гимназии существуют и успешно реализуют свою деятельность сразу два музея. Первый, к слову, готовится отметить свое 55-летие. О его востребованности говорит статистика. Только за сентябрь-октябрь в нем зафиксировано около 5 тысяч посещений!

"Музей – это не только экскурсии, но и поисковая, просветительская и проектная деятельность", – отметил Павел Красновид.

Напомним, работе школьного музея педагог также посвятил свою публичную лекцию в рамках предпоследнего испытания Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2019.

Таким образом, выступления всех участников симпозиума показали: достигать успеха можно в совершенно разных условиях – в мегаполисах и поселках, больших и малых коллективах, с развитой ресурсной базой и в маленьких зданиях. Приглашаем всех присоединиться к движению успешных школ! Ждем вас на конкурсе в этом году!

Источник: "Учительская газета"