Мнение эксперта: Что такое "успешная школа"?

Наверняка каждый директор, учитель, родитель задавался таким вопросом. Мы тоже. Но ответ на этот вопрос не так прост. Поэтому мы решили задать его нашим экспертам. Итак, что же такое «успешная школа»?

Александр Асмолов, сопредседатель жюри очного этапа Всероссийского конкурса «Успешная школа» 2017 и 2018 года, академик РАО, член Совета по правам человека при Президенте РФ:

- Успешная школа – многомерное явление. Это школа, в которой ученики чувствуют себя востребованными и понятыми, а учителя ощущают себя Мастерами в булгаковском смысле этого слова. Это школа, в которой педагогу психологически не грозит феномен профессионального выгорания. Успешная школа – это место, куда учителю хочется прийти и откуда не хочется уходить, потому что это не просто отсидка, не только работа, это сама жизнь. В успешной школе директор выступает как режиссер и стратег школьной жизни, и главный закон, которым он руководствуется, - определение зоны ближайшего развития и роста учителя и ученика. В успешной школе между учителем и директором возникает психологический симбиоз. В такой школе действует не авторитет власти, а власть авторитета, и к директору, который обладает такой властью, хочется прийти за советом, потому что знаешь: ты будешь услышан и понят. Успешная школа всегда в ситуации неопределенности, в ней не бегут от сложных вопросов, а используют эту неопределенность как ресурс творческого и личностного развития. Такая школа решает ключевую задачу – как стать успешным в эпоху перемен.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, член жюри очного этапа Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 2016:

- Какая школа сегодня может считаться успешной? Та, что способна сделать каждый этап личностного и профессионального самоопределения школьника качественным и полноценным. Школа вообще должна быть открытой очень разным ребятам, независимо от того, какая у них подготовка, каких правил поведения и культурных норм они придерживаются, какое у них здоровье. Школа должна помочь включиться в общую школьную жизнь всем, кто пришел в нее. Поэтому вариативность, гибкость, ориентация на интересы самого ребенка – это, вне всякого сомнения, критерии успешной школы. Можно ли измерить успешность? Конечно, особенно в той школе, где у каждого ученика свой индивидуальный план обучения, где для каждого выстроен свой образовательный маршрут, задан персональный тренд на достижение результатов. В успешной школе во главе угла всегда должны быть интересы конкретного ребенка – не абстрактно высокие баллы ЕГЭ, а те индивидуальные результаты, образовательные устремления и жизненные планы, которые для себя определили как приоритетные ребенок и его семья.

Игорь Карачевцев, директор гимназии №166 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2003, член жюри очного этапа Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 2016:

- Сегодня особенно важно осознавать роль школы в воспитании личности, в формировании полноценного, гармоничного и добродетельного человека. И успешной, на мой взгляд, является та школа, которая может, несмотря на текущие сложности и вызовы, справляться с этой важной задачей.

А какая школа, по-вашему, может называться успешной? Свои соображения присылайте нам на почту: ukonkurs2019@mail.ru - или отправляйте через форму обратной связи.