Мнение эксперта: "Успешно" не значит "комфортно"

Неизменно нас окружают понятия, которые нельзя трактовать однозначно. Журналисты, например, прекрасно знают, что у термина «информация» сотни определений, и выяснить, кто же из формулировавших их оказался точнее, не представляется возможным. Такое же многообразие трактовок и у понятия «успех». И с одной стороны, для образовательных экспертов и педагогов это становится проблемой: как же все-таки определить успешного ученика и успешную школу, если, конечно, подходить к решению вопроса неформально, не с точки зрения одних лишь оценок в журнале и баллов ЕГЭ?

Но с другой стороны, многообразие дает и простор для выбора, и тогда равноценно успешны оказываются и, что называется, топовые школы, и школы в трудном контексте, если они сумели сделать шаг вперед относительно себя вчерашних. Впрочем, экспертам «Учительской газеты» не привыкать решать сложные задачи. Именно поэтому в редакции состоялся круглый стол на тему «Какая школа сегодня может считаться успешной и как это измерить?». Задачами этого круглого стола были не только попытки договориться о понятиях и инструментарии в преддверии очного тура нового конкурса «Учительской газеты» «Успешная школа» (этот программный материал о конкурсе был опубликован в «Учительской газете» №43 от 25 октября 2016 года), но и постараться среди смыслов успеха и успешности выделить необходимые и достаточные.

Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты»:

- Уважаемые коллеги, большое спасибо, что вы сегодня с нами. Если позволите, сначала небольшая предыстория... В начале этого года мы с коллегами решили придумать некий инструмент, который мог бы приблизить нас к пониманию успеха в образовании. Из этой идеи и родился конкурс «Успешная школа». Для всей России, участвовать может любая школа. Главное – объяснить, почему она считает себя успешной. Нашу инициативу оценили в Минобрнауки России, Комитете по науке, образованию и культуре Совета Федерации и Общественной палате. Мы опубликовали положение, и на нашу почту тут же стали поступать десятки, а потом уже и сотни работ. Хотя мы всего-навсего попросили ответить на два вопроса: «Как вы понимаете «успех» и «успешность»?» и «Что такое, по-вашему, успешная школа?». Еще до недавнего времени основным показателем успешности в образовании было принято считать баллы ЕГЭ, но, к счастью, от этой практики отказались. А ведь сколько школ в России, столько и представлений о настоящем успехе, и это не преувеличение... А теперь я спрошу вас: как нам разглядеть по-настоящему успешные школы? Можно ли вообще как-то измерить успех? В чем он выражается?

Олег Козлов, заведующий Лабораторией теории и методики подготовки кадров информатизации образования Института управления образованием Российской академии образования:

- Петр Григорьевич, я скажу так: проблема интересная, давайте разбираться... На мой взгляд, прежде всего успешность своей школы могут оценить ученики 10-11-х классов и выпускники: не в баллах, не в коэффициентах – ответ на простой вопрос «Насколько комфортно вам было учиться в школе?». Ну и, конечно, спрашиваем родителей, ведь кто-то все последние классы, когда шла речь о дальнейшем образовательном выборе, плясал от счастья: «В какой же замечательной школе учится мой ребенок!», а другой бегал и судорожно искал репетиторов, чтобы здесь закрыть, там подтянуть... Конечно, можно спросить и СПО, и вузы, уже через полгода они в полной мере могут оценить, кого приняли в свои ряды, какой сделала вклад школа в то, чтобы ребенку было легче учиться дальше. И если мы зададим эти вопросы, а на сайте каждой школы появится раздел «Наша школа глазами...», то это будет хорошая база в первую очередь для размышления самой школы.

Ирина Евдокимова, директор школы №5, Реутов, Московская область:

- Родители вообще играют в такой оценке немаловажную роль. И оценивают они без наших просьб, они просто голосуют ногами, приводя или уводя своих детей. Причем для нашей школы такое голосование (в нашу пользу) стало приятным открытием. С одной стороны, у нас Москва, где сосредоточены лучшие школы, с другой стороны, мы. Какие у нас преимущества? Концентрированность образовательного пространства: рядом со школой хоровая студия, художественная школа. Раньше семьи тянулись в столицу, теперь видят, что мы можем дать и знания, и предложить что-то за рамками уроков. К тому же нам удается решить и еще одну важную проблему: в наших классах сегодня в среднем учатся до половины детей других национальностей, но в чем заслуга наших педагогов – дети не находятся в конфликте. Да, они могут повздорить, но никогда по национальному признаку. А значит, у них есть шанс выйти из школы с навыком успешного межэтнического взаимодействия.

Михаил Мокринский, директор школы «Летово», Москва:

- Ирина Константиновна, а почему родитель приводит ребенка в конкретную школу? Отчасти потому, что его устраивает, как школа соответствует тому набору стандартных ожиданий, который у него есть. Значит, вы в вашей школе почувствовали, что надо вашему родителю. Но что еще должно интересовать родителя? То, с каким потенциалом работает школа, как она выбирает, строит свой потенциал – сама или он спущен, навязан... Школа должна сравнивать себя с соседями. И с теми, кто похож. И понимать, с каким перечнем возможностей она работает, все ли она дает, что может дать, или недодает. И вообще что школа взяла и еще может взять из открытого перечня возможностей? Этот самоанализ, постоянная попытка свериться с действительностью очень важны, когда мы говорим о том, успешна школа или нет.

Петр Положевец:

- Коллеги, если вернуться к срокам оценки, то, мне кажется, взгляд через полгода может быть не таким показательным, как мы хотим. По большому счету результат успешной или неуспешной деятельности школы можно увидеть лет через пять...

Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ:

- А то и через десять...

Петр Положевец:

- Да, возможно, и через десять лет. И тогда проявится все то, что было заложено школой, тогда мы увидим человека, который успешен или не успешен в семейной жизни, в профессии, и не важно, говорим мы о столяре или о физике-ядерщике, самое главное, чтобы он ощущал себя на своем месте, был доволен результатами своего труда и тем, как он оплачивается.

Виктор Болотов:

- Нам очень нужен лонгитюд примерно в 10-12 лет. И он как бы есть, но как бы и нет... Он очень неформальный. Знаете, в чем он состоит? Это когда вы приходите к директору школы, а он вам говорит: «Я горжусь тем, что мои выпускники приводят ко мне своих детей». И не потому, что они ограничены районом, городом или какими-то другими обстоятельствами, когда пойти просто некуда, они доверяют своей школе...

Татьяна Воробьева, директор лицея №1535, Москва:

- Согласна: результат нашей работы может быть очень отсроченным. Но ведь и у вузов так же: человек проучился четыре, пять, шесть лет и оказался не у дел. Или вообще не поступил. Хотя у нас все поступают.

Петр Положевец:

- Но всегда ли это заслуга только школы?

Евгений Малеванов, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:

- На самом деле школа, не в обиду ей будет сказано, склонна приписывать себе, или ей склонны приписывать, успех того, кто в ней учился. И это не только современная школа... Вот скажите, школа, в которой учился первый космонавт, она по определению может быть плохой?..

 

Продолжение материала читайте на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/archive/67151
 

Автор: Анна Данилина, Михаил Кузминский (фото)