Мнение эксперта: При чем здесь эмоции?

Всероссийский конкурс «Успешная школа» ежегодно совершенствуется. И в этом году мы не могли остаться в стороне от всеобщего тренда – изучения компетенций (навыков) ХХI века.

Как отмечает автор идеи конкурса Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты», мы таким образом «с одной стороны, вовлекаем школы в продвижение и внедрение успешных и апробацию перспективных методик, технологий и моделей организации образовательного процесса. С другой – представляем широкой профессиональной и общественной аудитории успешные школьные практики. По сути, мы начинаем создавать всероссийское образовательное сообщество по развитию у детей ключевых компетенций XXI века, которые помогут школьникам развивать их личностный потенциал».

Теорий, которые описывают компетенции будущего, целое множество. Среди них отдельного внимания заслуживают те, что касаются развития эмоционального интеллекта (EI). Некоторые их экспертов даже считают EI базисом, на котором могут быть выстроены все остальные компетенции.

Предлагаем вашему вниманию взгляд на данную проблему представителя финской системы образования, которая, как известно, является ориентиром для многих других национальных образовательных систем. По мнению Маркку Ханнулы, президента Международного общества исследователей в области психологии математического образования (PME), есть несколько факторов, которые позволили финскому образованию достичь такого уровня.

«В 1970-х годах было принято несколько важных решений с расчетом на долгосрочный результат. Главное из них – все учителя обязательно должны получить степень магистра в университете. Тогда же учителя, исследователи и политики договорились о том, в каком направлении будет развиваться образовательная политика. В результате мы получили стратегию постепенного развития, которая и была реализована...

В Финляндии, как и во всем мире, много обсуждается включение в учебный план так называемых soft skills, или навыков XXI века, – эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции. Это значит, что от нас требуется не только дать детям представление о математике, но и развить их социальный интеллект. Учитывая эти вводные, мы стали включать в школьные уроки математики больше заданий, которые заставляют детей кооперироваться и работать над задачей совместно. В результате всех этих изменений средний уровень знаний по математике в Финляндии значительно вырос, наши «слабые» ученики часто знают математику лучше, чем «середняки» в других европейских странах. Это напрямую отразилось и на уровне экономического развития страны за последние десятилетия.

Наконец, надо сказать о мотивации и эмоциональной составляющей – без них успешное овладение предметом невозможно. Один из простых способов повысить мотивацию – это акцентировать внимание учеников на процессе, а не на итоге. У них должно быть право на неудачу, только так они смогут смело подходить к решению задач.

Педагогам-практикам я предлагаю рассматривать роль эмоций в обучении в трех измерениях.

Первое измерение – позитивные и негативные эмоции, которые возникают в процессе обучения. Нравятся темы и задания или не нравятся? Есть дети, которые всегда рады пойти на урок математики, и есть те, у которых она всегда вызывает дискомфорт. Соответственно, надо искать способы сокращать негативные эмоции на уроке.

Во втором измерении мы смотрим на три вида аффективных конструкций. Мотивирован ученик или нет, получает ли он удовольствие или нет, и что он думает о себе – верит ли он, что способен решать задачи. Результаты исследований показывают, что высокие ожидания от учеников дают и более высокие результаты.

И третье измерение – то, как обучение изучается в различных дисциплинах. Психологи делают акцент на индивидуальных особенностях, социологи – на групповой динамике, атмосфере в классе, культуре образования в стране, физиологи - на работе мозга...

Если вы хотите, чтобы оценки были выше, вам нужно сделать так, чтобы ученики чувствовали себя расслабленно, а в классе было много смеха и шуток».

 

Фото: PME

Источник: http://www.ug.ru/archive/78195