Участники конкурса "Успешная школа" о своем видении ученика и учителя будущего

Идея конкурса, который ориентирован на освоение компетенций (навыков) ХХI века, кристаллизовалась постепенно. Изучая историю конкурсных испытаний, к осознанию этого факта приходишь с полной очевидностью. Большим подготовительным этапом на этом пути стал круглый стол на тему "Навыки XXI века: школа будущего формируется сегодня", который провели в рамках очного этапа конкурса 2017 года в качестве второго испытания для лидеров команд. Давайте вспомним, какие проблемы затронули его участники и какие решения предложили.

Открывая дискуссию, модератор круглого стола главный редактор "Учительской газеты"Петр Положевец предложил участникам перечислить, какими навыками, на их взгляд, должен будет обладать ученик школы будущего. Ответы прозвучали разные, в числе качеств школьников нового поколения назывались умение приспосабливаться к ситуации, профессиональная и территориальная мобильность, экологическое мышление, предпринимательские навыки, креативность, самоорганизация и конкурентоспособность. Часто называли и компетенции, связанные с информационным полем: медиаграмотность, умение ориентироваться в мире информации и анализировать эту информацию.

На вопрос, необходимо ли оформить указанные навыки в рамках стандартов, педагоги отвечали по-разному. По мнению одних, все уже прописано в существующих ФГОС. Другие же отмечают, что зачастую стандарты вызывают недоверие педагогов.

Логически вытекающий из предыдущих вопрос: а отвечают ли учителя требованиям для того, чтобы подготовить учеников школы будущего? К сожалению, как отметили участники круглого стола, на сегодняшний день не все учителя обладают не только достаточными методическими компетенциями, но и предметными. Так или иначе, все согласились с тем, что педагогам, чтобы стать учителями будущего, необходимо развиваться.

Какими же качествами должен, в результате, обладать педагог будущего, и нужно ли их закрепить в соответствующем стандарте? Неоднократно было сказано, что такой педагог должен обладать творческим подходом к образованию, быть интересной личностью. Было также отмечено, что излишняя стандартизация означает контроль и может загубить творческое профессиональное начало.

Один из ключевых вопросов круглого стола: как участники представляют себе школу будущего? В школе будущего каждый ученик должен иметь возможность для раскрытия своего внутреннего потенциала; школа будущего должна выйти за пределы одного здания; это должна быть школа выбора, индивидуализации; чтобы учить учеников будущего, у такой школы должны быть гарантии достаточного государственного финансирования и возможность отказаться от классно-урочной системы – таковы были ответы участников обсуждения.

Кроме того, в ходе дискуссии представители регионов рассказали об опыте зарубежных коллег, с которым им довелось знакомиться воочию или заочно. Особо выделяли финскую систему образования (http://успешнаяшкола.рф/news/202) и даже вспомнили о Хогвартсе.

В целом круглый стол получился очень интересным. Дискуссия позволила увидеть, чего ждут учителя, какими они видят себя и своих учеников в школе будущего. Удастся ли этого достигнуть? Вполне возможно, если, как отметил Петр Положевец, голос педагогического сообщества будет звучать чаще и громче.

 

 

Автор: Мария Дмитриева, Вадим Мелешко (фото)

Источник: http://www.ug.ru/news/23776