Заочный тур V Всероссийского конкурса «Успешная школа» позади!

Развитие человеческого в человеке – главная задача школы

Александр Асмолов

Когда я читал работы, присланные на конкурс, у меня было ощущение, что все школы, подавшие заявки, – участницы программы благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Потому что практически все проекты направлены на развитие человеческого в человеке. В этом фокус и острие заявленных работ. Реализация представленных проектов приведет к уникальным результатам, слово «уникальность» – это главное и для педагога, и для ребенка, и для мира, в котором они живут.

Асмолов

Эти работы шаг к тому, чтобы человек чувствовал себя не в мире культуры полезности, где он вещь, винтик, а в мире культуры, где он может самореализоваться, стать успешным и развивать самого себя. Участники конкурса еще раз подтвердили, что кто понимает смысл, ради чего и зачем, найдет любые технологии, любые решения, ключ к любому вопросу.

Я много читаю разных программ, проектов, разработок и честно скажу, что иногда это пустая трата времени. За красиво оформленным документом часто ничего не стоит: ни смыслов, ни практик, ни прорывов. Изучая поданные на конкурс «Успешная школа» заявки, я почувствовал, что осуществляется то, о чем я всегда мечтал: мы переходим от школы дрессуры, школы знаний, умений и навыков, школы, где была диктатура прошлого опыта, к школе возможностей, чтобы наш выпускник был готов к изменениям в мире, где на каждом шагу его ожидают вызовы неопределенности, разнообразия и главный лотмановский вызов – вызов ответственности.

Для меня все шестнадцать школ, вышедших в финал, уже победители независимо от результатов второго тура. Потому что они преодолели себя. Мне очень нравится то, что они не похожи на другие учебные заведения что у каждой свое лицо, свой стиль, свои методики и технологии достижения успеха. Читая их проекты, я увидел, что победителей объединяет одно: каждая школа – это сильная и сплоченная команда единомышленников, соратников, в которой на разных линиях играют на равных ученики и учителя, руководители и родители. Признаюсь, мне трудно было выбрать шестнадцать лучших…

 

Возможность выбирать

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ

Школы можно заставить жить по линеечке. Можно задать всем одинаковые параметры. Можно посадить всех за одинаковые парты. Дать всем один учебник. Ввести единое расписание на всю страну. Точно указать количество штатных единиц. Но школы все равно останутся разными. И у них будут разные результаты. Потому что живут они в очень непохожих социально-экономических реалиях. Цифровое неравенство между регионами чудовищных размеров. Профессиональный уровень педагогов тоже неодинаков.
Пять лет назад, придумывая в «Учительской газете» конкурс «Успешная школа», мы хотели найти школы, которые чувствуют себя успешными независимо от того, есть ли у них победители всероссийских и международных олимпиад или нет, средний балл по ЕГЭ выше среднего по региону или не выше и так далее.

Положевец

Мы хотели найти школы, где детям комфортно, безопасно, где в цене доверие, где есть выбор и где детям не просто интересно учиться, а где они вместе с учителями строят свою образовательную реальность.

Про доверие хочу сказать особо. Оно становится социальным капиталом каждого человека. Оно делает экономику более эффективной за счет уменьшения издержек. Оно помогает избегать международной напряженности и конфликтов. Но оно не рождается на пустом месте. Его надо бережно выращивать. И делать это нужно прежде всего в семье и школе.

Когда более десяти лет назад в Дании первыми в мире разрешили на выпускном экзамене, аналоге нашего ЕГЭ, пользоваться Интернетом, но ни с кем не переписываться, журналисты обрушились на министра с вопросами: «Где гарантии, что дети не начнут списывать?» Он ответил: «Главная гарантия – наше доверие детям». Анализ результатов показал, что никакого всплеска списываний не произошло.

Мы часто в школе задаем детям вопросы по разным поводам. Давайте честно спросим себя: мы хотим услышать от них правдивые ответы, объективную оценку того, что мы делаем, или мы ждем, что они ответят так, как нам надо для отчетов, для собственного успокоения? Дети остро чувствуют эту фальшь и отвечают обычно так, как мы ждем.

Доверять – это значит чувствовать в другом человеке равного себе.

Почему я об этом говорю? Потому что впервые за все время конкурса я увидел, что многие проекты построены как раз на формировании взаимного доверия, на формировании новой культуры отношений между взрослыми и детьми.

Возможность выбора делает ребенка счастливым. Это основа психологического, социально-эмоционального его благополучия. Об этом исследователи в последнее время много пишут. Это была тема совместного исследования Гентского (Фландрия) и Санкт-Петербургского университетов, которым руководила доктор педагогических наук, профессор Елена Ивановна Казакова, ведущий эксперт нашего фонда. Вывод получился простой, но ошеломляющий: дайте ребенку возможность выбирать, и он почувствует себя счастливым. Дети, у кого есть возможность выбирать, более ответственны за принятое решение, чем те, кому говорят, что надо делать вот так и вот так.

Я когда-то услышал на семинаре историю про мальчика из детского сада. Воспитательница сказала детям, что они сегодня будут рисовать цветочки. Мальчик представил, как он нарисует, скажем, одуванчик, но воспитательница поставила на стол керамическую вазу с красной розочкой и сказала: «Рисуем». Через какое-то время они снова рисовали что-то, тоже жестко заданное воспитательницей, и еще, и еще. Через год мальчик перешел в другой детский сад. Новая воспитательница тоже сказала: «Дети, рисуем цветы». Прошло ползанятия. Она подошла к мальчику, перед ним лежал пустой лист бумаги. «А ты почему не рисуешь?» – «Я жду, когда вы скажете, что рисовать».

Проекты, представленные на конкурс, дают возможность детям «рисовать» то, что они хотят, «рисовать» разными красками, использовать разные техники. Многие проекты учат детей выбору.

Меня очень порадовало, что в поданных заявках практически нет похожих проектов. Все они разные, как и школы, которые их представили. Порадовали тщательное обоснование и проработка даже самых мелких деталей. Порадовало многообразие тем и подходов. Прогресс развития любой системы определяется ростом разнообразия элементов системы. Мы в благотворительном фонде Сбербанка «Вклад в будущее» и дальше будем всячески его поддерживать.

Азарт и свежесть мышления

Александр ДЕМАХИН

Говоря о работах, поданных в этом году на конкурс «Успешная школа», хочется, как Дорн в чеховской «Чайке», заметить, что «средний актер стал гораздо выше». Здорово, что конкурс мотивирует школы не только презентовать существующие достижения, но и ставить себе новые задачи.

Демахин

Лично мне симпатичны те школы, которые в качестве представляемых кейсов описывают не всю свою структуру и систему работы, а конкретный проект, по которому можно получить представление о школе как живом, развивающемся и генерирующем новые идеи организме. Создают меж­школьную площадку «Ученический пленум» для диалога взрослых и детей о смыслах образования, как петербургская школа №619. Придумывают Школу социокультурных изменений – международный центр туризма, как камчатская Термальненская школа. Или, как Вторая Новосибирская гимназия, создают для повышения интереса к чтению специальный школьный проект «Читай, мир!», начинающийся буквально по заветам Станиславского – «с вешалки»: со шкафчиков для вещей, эффектно оформленных в виде книжных корешков.

По такой «капле», на мой взгляд, видно всю школу целиком – ее азарт, драйв, свежесть мышления, способность реагировать на вызовы сегодняшнего дня. И, что важно, независимость, «лица необщее выраженье». Ведь в сегодняшнем сильно стандартизированном школьном пространстве, зажатом в рамки всевозможного контроля, собственную волю к развитию можно подменить формальным следованием общим трендам, к примеру проектами по метапредметности или мягким навыкам, о которых не говорит нынче только ленивый и под которые «подверстать» можно многое (хотя, разумеется, и в этих направлениях есть весьма интересные проекты).

Если для конкурса «Учитель года» на первом месте, как мне кажется, уникальная личность педагога, проявляющаяся в действии, то для конкурса «Успешная школа» – уникальная «личность» живой школы и ее авторское отношение к своему образовательному пространству. И, как показывает конкурс, таких школ, конечно, не большинство (да так и не бывает), но они есть!

Видеть успех в развитии

Андрей ИОФФЕ

Яркой особенностью конкурса «Успешная школа» является возможность принять участие даже для тех сельских школ, которые не смогут пройти отборочный этап во многих аналогичных конкурсах, но ищут новое, стараются повысить мотивацию обучающихся и педагогов, задумываются о том, как адекватно ответить на вызовы современного мира. При этом у участников нет узкой направленности по тематике или по масштабу проектов. Многое решает собственная инициатива. Не случайно поэтому очень интересные кейсы представляют образовательные организации небольших городов и поселков, но при этом и достаточно авторитетные в педагогическом сообществе школы также заинтересованы в конкурсе. Это показывает уникальность данного события.

Иоффе

В конкурсных материалах образовательные организации показали свою активность в поиске новых путей решения возникающих в образовании проблем. Несомненно, в условиях пандемии особое внимание привлечено к дистанционным формам работы, к технологической грамотности и расширению возможностей разных групп обучающихся в получении качественного и доступного образования. Предложены интересные решения острых проблем, которые носят модельный характер и могут быть масштабированы. В ряде кейсов школы показывают опыт успешного партнерства в своем регионе, на уровне России и даже выход на международные контакты. Тематика самая разнообразная – социальное проектирование и ораторское мастерство, индивидуальные маршруты и поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья, самореализация и забота о безопасности, цифровая образовательная среда и функциональная грамотность, профессиональное самоопределение и развитие личностного потенциала всех участников образовательных отношений.

Конечно, не все оказалось легко для соискателей при выполнении конкурсных заданий. В некоторых случаях представленные кейсы носили или локальный, или отчетный характер.

Но главное все же в том, что никакие испытания не влияют на творческий процесс в образовании, не останавливают появления новых идей и не мешают развитию. «Успешная школа» еще раз доказала открытость к нестандартным решениям в образовании.

Проекты, устремленные в будущее

Михаил Богуславский

Богуславский

 

Казалось бы, между предыдущим сезоном конкурса «Успешная школа» и нынешними конкурсными испытаниями прошел всего год. Но всем понятно, что значил этот год в истории человеческой цивилизации, в системе образования и жизни каждого из нас.

Все это рельефно сказалось на приоритетных направлениях образовательной деятельности школ – участников конкурса, на проблематике представленных ими кейсов – проектов.

 

 

Вот Топ-5 таких пилотных проектов, устремленных в будущее:

1. Проекты ярко выраженной футурологической направленности, проектирующие и использующие в образовательном процессе школы не просто новейшие технологии, но и те, которых, по сути, еще и нет, – технологии образования будущего. Это особенно важно в отмечаемой всеми ситуации неопределенности в установлении профессий будущего.

2. Системные проекты инновационного характера, технологизирующие подходы к формированию у школьников ключевых компетенций.

3. Комплексные структурные проекты сопровождения организации образовательной деятельности на основе современных технологий.

4. Системные социокультурные проекты значительной социальной и гуманистической направленности, решающие на основе применения современных технологий важные социальные задачи: по поддержке микросоциума; создания локальной системы формирования российской гражданской идентичности школьников; формирования навыков сотрудничества между учащимися.

5. Технологизированные проекты по профессиональному самоопределению учащихся и их самообразовательной деятельности.
Все эти цифровые драйверы информационного общества и обеспечивают современной школе прорыв в будущее. Причем школа в силу ее компактности способна быстрее и успешнее реагировать на новый софт, чем инертные университеты и предприятия.

Наше жюри

Асмолов

 

Асмолов Александр Григорьевич,
председатель жюри,

 

академик РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, директор Школы антропологии будущего Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, председатель Экспертно-стратегического совета и научный руководитель благотворительного фонда «Вклад в будущее».

Мищенко

Мищенко Юлия Сергеевна,
сопредседатель жюри,

директор МБУ «Гимназия №38» г. о. Тольятти (школа – победитель V Всероссийского конкурса «Успешная школа»), заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, лауреат Премии Президента РФ, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ.

 

 

 

Положевец

Положевец Петр Григорьевич,
председатель оргкомитета,

исполнительный директор БФ Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты», лауреат Премии Правительства РФ в области СМИ 2010 года.

Димова

Димова Ирина Георгиевна,

первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Малеванов

Малеванов Евгений Юрьевич,

директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, кандидат психологических наук, доцент, почетный работник общего образования РФ.

 

 

Демахин

Демахин Александр Александрович,

учитель искусства и мировой художественной культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», старший преподаватель актерского факультета Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012.

 

Иоффе

Иоффе Андрей Наумович,

заведующий лабораторией развития личностного потенциала Института системных проектов Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор.

Богуславский

 

Богуславский Михаил Викторович,

заведующий лабораторией истории педагогики и образования Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

 

 

 

Бычкова

Бычкова Людмила Васильевна,

ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала Института системных проектов Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», кандидат исторических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации.

 

 

 

Зинченко

Зинченко Юрий Петрович,

декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, доктор психологических наук, президент Российского психологического общества, академик РАО, доктор психологических наук, профессор.

 

 

 

Воскресенская

Воскресенская Наталья Михайловна,

эксперт «Учительской газеты», кандидат педагогических наук, почетный профессор, доктор гуманитарных наук Университета Нью-Бранзвик, Канада.

 

 

 

 

Голованов

Голованов Виктор Петрович,

главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный работник сферы молодежной политики РФ.