Команды из 16 образовательных организаций страны вышли в финал, в котором представят себя и поборются за три гранта на развитие в размере до 1 млн рублей.
Публикуем проект программы проведения очного этапа, который в этом сезоне из-за эпидемиологической ситуации пройдет в онлайн-режиме.
Под занавес конкурса – 14 мая – по многочисленным просьбам состоится выступление исполнительного директора благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председателя редакционного совета «Учительской газеты» П.Г.Положевца «Школа будущего. Как ее построить».
Прямая трансляция конкурсных испытаний финала и всех событий конкурса будет традиционно проводиться на сайте «Учительской газеты» и сайте конкурса. Следите за обновлениями!
Программа проведения очного этапа V Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2021 (12-14 мая 2021)*
Модератор конкурса – Александр Демахин, учитель искусства и мировой художественной культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», старший преподаватель актерского факультета Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012.
Оппоненты и модераторы отдельных конкурсных испытаний:
· Илья Демаков, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2017, заместитель директора Горчаковского лицея МГИМО.
· Андрей Иоффе, заведующий лабораторией личностного роста МПГУ, доктор педагогических наук, профессор.
· Алла Волкова, заместитель директора гимназии №12 города Липецка (школа – победитель III Всероссийского конкурса «Успешная школа» в 2020 году), победитель конкурса «Учитель года России»-2015.
· Алексей Голубицкий, директор МБОУ СОШ «Школа будущего» г. Калининграда.
12 мая 2021 года
Первый день. Открытие. Конкурсное испытание «Лифт в будущее»:
09.00-10.00 – приветственные речи. Жеребьевка.
10.00 – начало конкурсных испытаний.
Формат: публичная командная презентация представленной на заочном этапе в первой части кейса методики/технологии/модели организации образовательного процесса, ориентированной на развитие у школьников компетенций XXI века, представляющая и раскрывающая в том числе используемые формы коммуникации участников образовательного процесса (администрация, учитель, родитель, обучающийся), специфику межотраслевых связей, практику сетевого взаимодействия и т. д.), с последующим оппонированием выступления экспертом.
Регламент: продолжительность выступления команды – 10 минут, продолжительность выступления оппонента – 5 минут, продолжительность ответа оппоненту – до 3 минут.
10.00 -12.00 – выступления 6 команд.
Краткое подведение итогов и объявление перерыва на обед. Музыкальная заставка.
12.00-12.55 – перерыв на обед.
12.55-15.00 – выступления следующих 6 команд.
15.00-15.25 – перерыв.
15.30-16.40 – выступление следующих 4 команд.
Заключительное слово ведущего. Сбор оценочных листов и передача в счетную комиссию конкурса.
13 мая 2021 года
Второй день. Конкурсное испытание «Проектный офис»:
9.00-9.10 – начало конкурсного испытания.
Формат: презентация представленной/ого на заочном этапе во второй части кейса идеи/проекта, содержащей/его проблему, решение которой общеобразовательной организацией (командой – участником конкурса) на данном этапе не найдено. Разработка и презентация варианта решения проблемы, с которой столкнулась команда-партнер при реализации идеи/проекта, представленного на заочном этапе во второй части кейса.
Регламент: перед началом конкурсного испытания разъясняется процедура его проведения, методом жеребьевки определяются команды-партнеры (8 пар команд). Команды-партнеры (8 пар команд) расходятся по 4 аудиториям под руководством модераторов. В каждой аудитории в присутствии модератора, отвечающего за соблюдение регламента, работают по 2 пары команд.
Общая продолжительность работы над решением проблемы, с которой столкнулась команда-партнер при реализации идеи/проекта, представленного на заочном этапе во второй части кейса, – 3 часа 20 минут.
Из них:
– на представление проблем и обмен сопроводительной документацией к идеям/проектам команд-партнеров, отражающей путь команд от принятия решения по достижению успешности в области развития у школьников компетенций XXI века до анализа возможных результатов, содержащей информацию об опыте поиска потенциально эффективных способов преодоления выявленных барьеров, о нерешенных этапах или недостающих ресурсах, – 20 минут (по 10 минут для каждой команды из пары команд);
– на выработку проектной линии и проектирование решения проблемы – 1 час 10 минут;
– на сессию перекрестных вопросов и ответов с целью диагностики, прояснения деталей и углубления понимания проблемы команды-партнера – 20 минут (по 10 минут для каждой команды из пары команд);
– на доработку решения проблемы с учетом уточненных данных и оформление проекта решения проблемы (формат представления результатов работы над проектом решения проблемы команда выбирает самостоятельно) – 1 час 30 минут.
По окончании работы над проектами решения проблем проводится вторая жеребьевка, определяющая очередность представления проектов решения проблем парами команд-партнеров (8 пар команд). Команды-партнеры (пара команд) в присутствии жюри представляют результаты работы над проектами решения проблем.
Общая продолжительность выступления команд-партнеров (пары команд) – 40 минут. Представление идей/проектов, заявленных на заочном этапе во второй части кейса, проходит поочередно в следующем порядке:
– презентация членам жюри проблемы, решение которой необходимо для реализации идеи/проекта (проводится командой, заявившей идею/проект на заочном этапе во второй части кейса), – 5 минут;
– презентация членам жюри варианта решения проблемы, с которой столкнулась команда при реализации идеи/проекта (проводится командой-партнером), – 10 минут;
– рефлексия для членов жюри и команды-партнера (проводится командой, заявившей идею/проект на заочном этапе во второй части кейса) – 5 минут.
09.10-09.30 – жеребьевка.
09.30-12.40 – работа команд-пар между собой.
12.40-13.30 – перерыв на обед.
13.30 -14.00 – слово ведущего-модератора. Итоги работы команд-пар. Вторая жеребьевка.
14.00-15.30 – выступление 4 команд-пар.
15.30-16.00 – перерыв.
16.00 -17.20 – продолжение конкурсного испытания. Выступление следующих четырех команд-пар.
Заключительное слово ведущего (модератора).
Заполнение членами жюри оценочных листов и передача их в счетную комиссию.
14 мая 2021 года
Третий день. Конкурсное испытание «Форсайт-сессия». Церемония объявления результатов.
Формат: форсайт-сессия, предполагающая совместное обсуждение и проектирование модели (образа) успешной школы будущего.
Регламент: форсайт-сессия проводится в одной аудитории для представителей всех команд – участниц конкурса (16 человек) с участием модератора. Продолжительность форсайт-сессии – 120 минут.
10.15-12.15 – конкурсное испытание «Форсайт-сессия».
12.15-13.00 – перерыв на обед.
13.00-13.30 – выступление исполнительного директора благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председателя редакционного совета «Учительской газеты» П.Г.Положевца «Школа будущего. Как ее построить».
13.30 -14.30 – музыкальная пауза.
14.30 -15.00 – церемония объявления результатов конкурса.
Юлия МИЩЕНКО, сопредседатель жюри V Всероссийского конкурса «Успешная школа», директор МБУ «Гимназия №38» г. о. Тольятти (школа – победитель IV Всероссийского конкурса «Успешная школа»), заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, лауреат Премии Президента РФ, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ:
– Мне посчастливилось побывать не только в роли конкурсанта, но и в роли эксперта, заочно ознакомиться с работой школ – участниц V Всероссийского конкурса «Успешная школа». Затрудняюсь ответить, какая из этих ролей труднее, но обе чрезвычайно важны и интересны для меня.
На основе анализа представленных конкурсных работ могу отметить основные тенденции в развитии идей по формированию навыков XXI века.
Значительная часть школ – участниц конкурса рассматривает вопросы формирования ключевых компетенций XXI века через опыт воспитательной работы. Традиционные воспитательные системы трансформируются с учетом новых требований к личности ученика, в центре которых воспитание таких качеств, как умение быть лидером, работать в команде, успешно общаться, нестандартно мыслить. Многие участники отмечают в качестве одного из главных элементов формирования современных навыков – сотрудничество в различных проявлениях: совместное творчество, совместная научная деятельность, наставничество, тьюторство, сетевое взаимодействие. Ряд конкурсантов в качестве актуального аспекта рассматривают глобальные компетенции как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности. Многие школы выступают авторами идей по созданию инновационных цифровых продуктов: создание web-приложений, собственных информационных ресурсов, центров цифрового образования, web-порталов, которые соединяют на своей платформе процессы, связанные с построением личной образовательной траектории, развитием саморегуляции, самоконтроля обучающегося. Подразумевается, что данные умения употребляются при реализации компетентности взаимодействия. Предлагается смешанное обучение с применением ИКТ, нацеленное на формирование таких навыков, как вариативность мышления, умение работать с вызовами, умение работать с противоречиями, творческий подход к решению проблем, креативность, навыки коммуникации, способность находить и анализировать информацию с помощью ИКТ, критически взвешивать информацию медиа. В материалах кейсов ряда школ поднимается проблема профориентационного выбора и предлагаются пути решения через смещение акцентов от системы знаний к деятельностям в области будущих профессий: формирование и развитие общих компетенций (soft skills), значимых для дальнейшего профессионального самоопределения.
С нетерпением жду финала конкурса и желаю удачи конкурсантам!