Всероссийский конкурс «Успешная школа»–2022 приближается к финишу: день третий. «Форсайт-сессия»

VI Всероссийский конкурс «Успешная школа» близится к завершению. 29 октября разрешится главная интрига профессионального творческого соревнования – станет известно, кому достанется золотая награда: грант в размере до 1 миллиона рублей. И какие команды получат гранты в размере от 500 до 750 тысяч рублей.

VI Всероссийский конкурс «Успешная школа» подходит к завершению. 29 октября 2022 года творческое соревнование, собравшее в Москве 16 лучших школьных команд страны, подведет итоги. Сегодня разрешится главная интрига. Участники Всероссийского конкурса «Успешная школа», болельщики, переживающие за свои команды на местах, узнают имена победителей.

29 октября станет известно, кто из 16 команд-призеров получит главную, золотую награду – грант в размере до 1 миллиона рублей, а кто станет серебряным и бронзовым призерами. Их тоже ждут весомые призы – гранты в размере от 500 до 750 тысяч рублей.

Сегодня будет вручена еще одна награда – «Приз зрительских симпатий». По итогам соревнования, которое развернулось в социальной сети ВКонтакте, статуэтку «Успешная школа»–2022 получит команда, набравшая наибольшее количество голосов.

Позади – два непростых этапа соревнования: «Лифт в будущее» и «Проектный офис». 29 октября в столичном отеле «Волга», где 27 октября 2022 года стартовал VI Всероссийский конкурс «Успешная школа», пройдет последнее конкурсное испытание – «Форсайт-сессия».

Командам предстоит обсудить и спроектировать модель успешной школы будущего. Это то, ради чего шесть лет назад организаторы конкурса «Успешная школа» – «Учительская газета» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» – объявили о его начале.

Петр Положевец, Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты» о целях профессионального творческого соревнования  говорит следующее:

– Нет неталантливых, неспособных детей. Просто в одних эти способности и таланты спрятаны глубже, их сложно рассмотреть. Но задача всех, кто работает в педагогике, в школе, всех людей, которые причастны к образовательному процессу, заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку раскрыться, обнаружить свои способности и развить их дальше.

«Успешной школе» исполнилось шесть лет

Всероссийский конкурс «Успешная школа» доказал свою состоятельность и перспективность – в этом году он проходит в шестой раз. За минувшее время в системе образования произошли большие перемены, которые отразились и на соревновании, и на мировоззрении его участников. Изменился и сам конкурс «Успешная школа». Появились новые форматы, способы решения целей и задач. А что думают об этом люди, без которых нынешнее соревнование представить просто невозможно. Сетевое издание «Учительская газета» задала несколько вопросов:

– Зная путь, который прошла «Успешная школа», внутренние процессы, сопутствующие ее развитию, как Вы оценивает нынешний конкурс? Что, на Ваш взгляд, изменилось в 2022 году? Какие перемены, если Вы их ощущаете, считаете самыми важными?

Ирина Димова, первый заместитель главного редактора, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, отличник просвещения РФ, член жюри:

– Безусловно, конкурс «Успешная школа», который впервые прошел в 2016 году, все эти годы чутко реагировал на изменения, происходящие в нашем образовании, в жизни в целом. И даже заглядывал в будущее нашего образования. Все большее место в проектах конкурсантов занимают вопросы, связанные с ключевыми компетенциями ХХI века, и все более растет понимание того, что успех не может измеряться цифрами и формальными показателями.

Он связан с категориями высшего, ценностного уровня. Прежде всего с тем, чтобы жизнь ребенка в школе оказалась для него по-настоящему счастливой, безопасной, радостной и интересной, насыщенной впечатлениями, с целесообразными видами и содержанием учебной и внеучебной деятельности, для чего необходимо создавать благоприятную образовательную, социо-культурную среду, развивающую личностные качества ребенка, его способности, мышление, эмоциональный интеллект, функциональную грамотность.

На этом, шестом конкурсе, все без исключения его финалисты, а это команды из четырех человек – директор, учитель, родитель, ученик – были весьма убедительны, когда демонстрировали нелегкий путь движения своих школ к успеху, к своей уникальности, к многообразию и вариативности.

Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании МГПУ, доктор педагогических наук:

– Шестой конкурс, с одной стороны, сохранил традицию серьезного отношения каждой команды к своему выступлению, в котором представляется не только отдельный проект, но и его встраиваемость в систему образовательной деятельности организации и общий социальный контекст. А с другой стороны новым мне представляется стиль выступлений, использование юмора и артистизма (конечно, без ухода в шутовство и поверхностность), иронии и шуток, без которых образование пресно и искусственно. Вызовом стало соблюдение баланса между крайностями – получалось это по-разному. Но точно – профессионально, интересно и полезно.

Радует, что в «Успешной школе» выступают в финальной части не только представители обеспеченных образовательных организаций, но и довольно скромные по своим ресурсам школы. Но все они благополучны и счастливы по-своему. И еще одна важная вещь – все большую роль в командах играют ученики, нередко они становятся центральными фигурами выступлений, что не может не радовать.

Александр Демахин, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2012»:

– Мне кажется важным, что школы-участницы конкурса стали шире, свободнее относиться к пониманию тех линий развития, которые реализуются сейчас в российском образовании. Видно, как это мотивирует школы. Они не мучительно подгоняют себя под очередные стандарты, но, напротив, развивают свои уникальные направления деятельности: информационно-технологические, профориентационные, инклюзивные, связанные с искусством или с вовлечением родителей в жизнь школы.

Это показывает, на мой взгляд, что сегодня талантливый управленец имеет возможности для построения особых образовательных практик, не сводящихся к механизации и стандартизации учебного процесса. Очень хочется надеяться, что именно такие подходы будут распространяться в будущем. Как в самих российских школах, так и в многочисленных вышестоящих инстанциях, которые будут ожидать именно такого развития самостоятельности и творческой активности школ, ведь без него невозможно и развитие этих качеств у наших учеников.

Финалисты VI Всероссийского конкурса «Успешная школа»:

  • Липецк. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 города Липецка «Гармония».
  • Санкт-Петербург. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга.
  • Новосибирск. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Центр образования № 82 «Развитие».
  • Ставрополь. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов в городе Ставрополь.
  • Казань. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Политехнический лицей № 182».
  • Пермь. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №33» г. Перми.
  • Самарская область. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный.
  • Красноярский край. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Назарово Красноярского края.
  • Краснодар. Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Краснодарское президентское кадетское училище».
  • Челябинск. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Челябинска».
  • Ростов-на-Дону. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса».
  • Хабаровск. Краевое государственное автономное нетиповое образовательное учреждение «Краевой центр образования».
  • Воронежская область. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области.
  • Свердловская область. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45».
  • Республика Саха (Якутия). Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов имени Афанасия Осипова» муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия).
  • Республика Хакасия. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения».