Мечты сбываются. Вижу цель, знаю средства, умею преодолевать преграды. И вам помогу!

Философский камень, способный превращать неблагородные металлы в золото, исцелять любые недуги и дарить вечную жизнь, искали бесчисленные поколения алхимиков. И хотя сам камень они так и не нашли, в результате их упорных усилий были сделаны многие научные открытия и получены знания, на фундаменте которых возникли современные науки. Участники конкурса «Успешная школа» в отличие от средневековых исследователей отнюдь не стремятся найти философский камень уникальной технологии успеха, а просто делятся тем, что у них уже есть и отлично работает. Каждая команда обладает собственным рецептом, своим пониманием, что и как нужно делать для достижения цели. В результате за 6 лет существования нашего конкурса накопилось изрядное количество самых разных разработок, идей и предложений, которые может применить каждый желающий. И этих драгоценных камней будет только больше.

 У вас все получится!

– Тридцать лет назад появился знаменитый доклад французского политического деятеля Жана Делора «Сокрытое сокровище», посвященный образованию, – напомнил участникам в своем вступительном слове исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты» Петр Положевец. – Но если Делор под сокровищем понимал всю систему образования, то для нас главная ценность – дети. Мы верим, все они талантливы, а задача педагогов – помочь раскрыться каждому ребенку, реализовать свой потенциал и стать успешным. Не просто напичкать его знаниями, а сделать так, чтобы он мог эти знания применять на практике для решения тех или иных задач. Это поможет нашим детям чувствовать себя уверенными в постоянно меняющемся мире, в условиях неопределенности.

– На протяжении этих трех дней все конкурсные испытания будут транслироваться в Интернете, чтобы страна могла убедиться в высоком уровне всех участников 16 команд-финалистов, – сказала директор школы №82 города Новосибирска (победителя пятого конкурса «Успешная школа»-2021), сопредседатель жюри Елена Минаева. – Но по собственному опыту могу сказать: независимо от того, какое место вы займете, все самое интересное начнется после финала. Конкурс меняет жизнь школьных коллективов, дает старт ежедневным поискам новых форм взаимодействия, новых технологий, которые позволят сделать каждого ученика счастливым человеком.

Ту же самую мысль постарался донести до собравшихся и Александр Асмолов, академик РАО, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель жюри конкурса «Успешная школа».

– Для меня невероятно важно, что конкурс «Успешная школа» побеждает время, – подчеркнул он. – Мне очень хочется, чтобы те, кто участвует в нем, понимали, что это дорога к счастью, к тому, чтобы и дети, и учителя, и родители становились гражданами великой планеты – планеты людей.

С видеообращениями к собравшимся выступили многие другие известные люди.

Президент Российской академии образования Ольга Васильева отметила, что сегодня самая главная задача не только передать подрастающему поколению предметные знания, но и развить у детей навыки работать в коллективе, выстраивать общение, творчески и критически мыслить, самообучаться, работать с источниками. И участникам «Успешной школы» предстоит искать ответы на трудные вопросы, стоящие перед современной педагогикой. В том числе в ходе выполнения конкурсных испытаний.

По словам председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, конкурс проходит под знаком развития у детей навыков XXI века, что позволяет создать сообщество единомышленников для поисков ответов на главные вопросы образования и воспитания наших детей с опорой на традиционные ценности многонацио­нальной страны.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев тоже уверен: успешной можно назвать школу, чьи выпускники обладают ключевыми компетенциями и навыками XXI века. И на первое место там поставлено искусство мотивирования детей, осознающих, что главное в жизни – быть достойным человеком, а не только лидером, гоняющимся за баллами и оценками.

Как заявил Илья Новокрещенов, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, школа будет всегда балансировать между стремлением сохранить традиции отечественной педагогики и необходимостью смотреть в будущее, поиском возможностей формировать у детей навыки, благодаря которым они смогут жить в обществе, которого еще нет.

А заместитель председателя Государственной Думы Борис Чернышов убежден: сейчас очень важно слышать учителей, их идеи, ведь в наши дни сфера образования выходит на первый план государственной политики.

Добрые слова и напутственные пожелания высказали также главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов и модератор мероприятия – абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012 Александр Демахин.

 

Лифт в будущее

Именно такое название носило первое конкурсное испытание. После жеребьевки команды в порядке очереди презентовали свои достижения и вкратце изложили суть технологии достижения успеха, которую они обкатали у себя на родине. На выступление каждому коллективу было дано всего 10 минут, еще столько же – на вопросы членов жюри.

Неблагодарное дело – пытаться в столь ограниченном пространстве статьи изложить все, о чем говорили финалисты. Ведь они постарались насытить свои сообщения информацией по максимуму, часто рассказывая не о чем-то одном, а обо всем хорошем, что у них есть и что помогает детям стать успешными. Поэтому правильнее всего будет адресовать всех желающих к сайту https://успешнаяшкола.рф/, где выложены материалы всех без исключения участников 2022 года (и где также можно найти материалы предыдущих лет).

Поэтому в нескольких штрихах расскажу о том, что запомнилось больше всего.

Школа №37, Ставрополь. Проект «Школа ATMOS» – пространство свободы и творчества. Не нужно делать то, что не приносит результата, это делает тебя похожим на белку в колесе. Но, чтобы не стоять на месте, а двигаться к намеченной цели, нужно понимать, что тебя сдерживает, знать свои дефициты и устранять их.

Школа №45, Свердловская область. Залог успеха профильного обучения – качественная предпрофильная подготовка в 5-6-х классах. Для этого нужно предоставить детям максимальный выбор самых разных направлений деятельности. А это нужно делать, привлекая самых разных партнеров.

Бердигестяхская школа имени Афанасия Осипова, Горный улус, Республика Саха (Якутия). Всех нас спасут 4К. Однако креативность, критическое мышление, кооперацию и коммуникацию вполне можно развивать с учетом национального компонента, на уроках и внеурочных мероприятиях (день хомуса, день подледной рыбалки и пр.). А еще надо дать каждому ученику возможность получить профессиональные знания и стать пиццемейкером, сушистом, медсестрой и еще кем-нибудь, полезным обществу.

Гимназия №12 «Гармония», Липецк. Невозможно быть неуспешным, когда у тебя в школе такое разнообразие всего: и здоровьесбережение по Базарному, и главенство дополнительного образования, и персонализированное обучение, и образовательный туризм, и приоритет интеллектуального развития вкупе с нравственным воспитанием, и сто других интересностей и полезностей. Вы просто обречены на успех!

Школа-интернат для детей с нарушениями зрения, Абакан, Республика Хакасия. В основе всего ценность уважения к культурному наследию разных народов страны и мира. А также тесное взаимодействие с другими образовательными организациями, в том числе Японии. Реализовать принцип «1 ученик – 1 класс» сложно, но можно, а главное – необходимо, учитывая потребности детей с ОВЗ. Нужно научить их мечтать!

Школа №482, Выборгский район, Санкт-Петербург. Отрабатываем модель наставничества «ученик – ученик». И помним: все начинается с любви, в том числе к природе, которую нужно знать, любить и охранять. Дети, родители и педагоги объединены целью сформировать в обществе уважительное отношение к своим микрорайону, краю, земле и планете.

Гимназия №33, Пермь. 4K точно всех нас спасут (согласны с предыдущими ораторами). Но нужно не только следить за трендами, но и создавать их. Например, реализуя проект «Аттестат как стартап» или разрешая детям проводить в школе ночь творчества. Не надо бояться, что дети будут вести себя как-то не так, просто доверьтесь им, так же как семья доверяет педагогам своих детей с вечера до утра.

Центр образования №82 «Развитие», Новосибирск. Если вожатых в школе будет не один-два, а несколько десятков, привлекая к их кипучей деятельности как выпускников, так и учеников, можно вывести систему самоуправления и самоорганизации на принципиально иной уровень. А если создать с их помощью еще и экспериментальный театр «Начало», объединяющий все направления деятельности и предметные области… Тогда вам доступны любые цели!

Гимназия №1, Челябинск. Новое – хорошо забытое старое. Методика коллективных творческих дел была создана еще в 60-е годы прошлого века, но она и сегодня актуальна, как никогда. От коллективных дел к делам индивидуальным через личную заинтересованность и общую мотивацию с привлечением выпускников, которые состоялись в жизни и могут подсказать, как добиться успеха.

Краснодарское президентское кадетское училище. Сюда приходят дети, которые хотят стать военными. И для того чтобы поддержать и укрепить их устремления, необходимо грамотно сочетать военную подготовку с общеобразовательной, патриотическое воспитание с интеллектуальной деятельностью. А для этого очень хорошо себя зарекомендовали летние учебные практики и тренинги.

Школа №60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса, Ростов-на-Дону. Для максимально эффективного обучения детей биологии, химии и физике нужно сначала ликвидировать дефициты у самих педагогов. И далее плавно перейти к тому, чтобы все – и учителя, и ученики – поняли: чтобы быть успешным, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться.

Краевой центр образования. Хабаровск. Каждый ученик должен иметь возможность выбрать то предметное направление, которое ему более всего нравится. У каждого должна быть возможность обучаться по индивидуальному плану. И, разумеется, чтобы дети могли заранее определиться, кем они хотят стать, нужно проводить с ними как можно больше экскурсий на производство, приглашать интересных людей, работодателей, проводить профориентационные занятия, развивать кружковую работу и пр.

Митрофановская школа, Кантемировский район, Воронежская область. Залог успеха – перезагрузка образовательного менеджмента с переходом на образовательную персонализированную модель обучения, ставка на компетенции XXI века (еще раз привет 4К!), бесшовность связки «школа – допобразование – ссуз – вуз», а также летняя школа «Мастер» с приглашением знаменитых выпускников.

Школа №7, Назарово, Красноярский край. Чтобы организация могла полноценно развиваться, нужно сначала определить тип ее образовательной среды, выяснить запросы и ожидания детей и родителей, понять возможности педколлектива, ликвидировать пробелы и недостатки, которые мешают двигаться вперед… и таки двигаться вперед.

Политехнический лицей №182, Казань, Республика Татарстан. 4К – это здорово (см. выше), но, чтобы повысить количество детей, способных к проектно-исследовательской деятельности, рекомендуем инновационную лабораторию «СберЛаб 4.0» от Сбербанка РФ. Разумеется, оснащенную по последнему слову науки и техники, что позволяет ученикам реализовывать самые смелые идеи, открывать стартапы и производства. А еще нужно создать консорциум таких же школ, которые заинтересованы в достижении тех же задач, чтобы вместе с ними и при поддержке единомышленников двигаться к намеченной цели.

Образовательный центр «Южный город», пос. Придорожный, Самарская область. Достичь реальных успехов без помощи родительского сообщества невозможно. А если основать в школе семейный клуб, львиную долю работы, которую сегодня везут на своих плечах педагоги, возьмут на себя родители-энтузиасты. Они будут вести кружки, проводить классные часы, организовывать экскурсии, экспедиции, поездки…

Ты – мне, я – тебе

Во второй день конкурса команды после очередной жеребьевки распределились по парам. Суть испытания под названием «Проектный офис» заключалась в том, чтобы в течение всего нескольких часов предложить решение проблем, с которыми столкнулась команда-партнер при реализации своей идеи или проекта.

Ожидаемым стало то, что команды в целом исходили из своего собственного опыта, который и предлагали коллегам в качестве основного рецепта: «У нас хорошо поставлена научная работа, а у вас проблемы с достижением высоких образовательных результатов, поэтому попробуйте тоже организовать научную работу, и результаты закономерно повысятся!» Или же: «Вы испытываете сложности с сетевым взаимодействием, а у нас хорошо поставлена работа с выпускниками, поэтому дельный совет – привлекайте для этого выпускников!»

Однако многим командам удалось весьма основательно погрузиться в проблемы других школ, они успели за короткое время изучить и, что особо приятно, понять, в чем главный потенциал данного региона. А некоторым удалось даже нагуглить довольно интересную информацию о тех или иных представителях власти. В частности, одна из команд заявила, что хотела бы поднять качество естественно-научного образования своих учеников, а коллеги посоветовали им не просто привлечь партнеров соответствующего профиля, но в первую очередь обратиться к своему мэру, который имеет биологическое образование. Уж он-то наверняка не откажется помочь ребятам, заинтересованным пойти по его стопам!

Те несколько минут, которые были отведены под выступление, многие команды умудрились насытить советами и рекомендациями по максимуму. Но это в свою очередь объяснялось еще и тем, что количество заявленных и озвученных проблем, на которые требовалось найти решения, было тоже весьма солидным. Возможно, стоило все-таки сосредоточить усилия на какой-то одной, самой главной проблеме, а уже ее раскатать по полной программе.

Однако стоит подчеркнуть по-настоящему важный момент: все 16 команд искали решение не каких-то абстрактных проблем нашего образования, а именно тех, с которыми сталкиваются они сами и их соратники по конкурсу. А значит, велика вероятность, что советы, полученные от других, действительно помогут школам продвинуться дальше. И заинтересованное общение в данном направлении продолжится и после конкурса, как говорила Елена Минаева.

 

Верной дорогой идете, товарищи!

Наконец, на третий день участники по одному представителю от каждой команды были распределены по 4 группам для участия в форсайт-сессии. Им предстояло сначала из предложенного списка образовательных трендов (здоровьесбережение, цифровизация, глобализация и пр.) выделить несколько наиболее важных и обосновать свой выбор, а затем (вполне ожидаемо) создать свой образ идеальной школы мечты с учетом всего сказанного.

Неудивительно, что некоторые в итоге с гордостью заявили, что, если в их собственной школе кое-что немного подкрутить, подкрасить и подлатать, она станет идеальной. Поэтому зачем же куда-то ходить, стремиться к оторванным от жизни идеалам, надо доводить до идеала то, что имеешь и чем гордишься.

А вот необычным (по крайней мере, по мнению жюри) было то, что некоторые команды имели смелость заявить: среди предложенных трендов нет таких-то и таких-то, мы их дописали, можем обосновать, почему так поступили. Например, очень много говорят о пресловутом «цифровом следе», который есть у каждого, кто хотя бы раз заходил в социальные сети, пользовался поисковиком, работал на сайтах. И этот след, как мы видим, в дальнейшем будет учитываться всегда и везде, поскольку неразрывно связан с нашими личностью, интересами и запросами. Как можно строить образование без этого важнейшего фактора?

Но о других трендах конкурсанты либо не вспомнили, либо сделали вид, будто их не существует. Хотя все мы сегодня живем именно в их русле…

Хотя идеальные школы получились просто загляденье! И правильно, мечтать полезно.

 

Каждому по заслугам

И вот он, сладкий миг победы. Как и всегда, как и везде, все понимали: проигравших здесь нет, каждый финалист – уже лучший в своем роде, опыт 16 коллективов оценен, отобран и предложен к использованию (берите, пользуйтесь!). Дело за малым – выяснить, кто же все-таки наиболее сильно впечатлил почтенных судей, соответствуя при этом научно выверенным критериям оценки всех конкурсных испытаний.

В самом начале торжественной церемонии награждения генеральный директор «Учительской газеты» Валерий Гундарев вручил всем командам дипломы лауреатов. Затем были объявлены победители в специальной номинации «За целеустремленность и волю к победе». Заместитель генерального директора ОАО «Киржачская типография» Роман Объедков наградил ценными подарками и похвальными грамотами четырех школьников – Ярослава Романова (Ростов-на-Дону), Юлию Тарарыку (Назарово, Красноярский край), Александра Морозова (Краснодар) и Ивана Павленко (Абакан, Республика Хакасия).

Приз зрительских симпатий достался команде из Ставрополя, за которую в интернет-голосовании было отдано 48% всех голосов. Результаты объявил главный редактор сетевого издания «Учительская газета» Никита Чудин. Кстати, все эти три дня гостям мероприятия свои композиции дарила группа Vitamin В, вместе с которой Никита выступал как профессиональный музыкант.

 

Поздравляем победителей!

Александр Демахин назвал имена бронзовых призеров, ими оказались команды из Казани и Липецка. Обладатели третьего места разделили между собой денежный приз размером 500 тысяч рублей.

Почетное право объявить серебряных призеров досталось заведующему лабораторией развития личностного потенциала в образовании МГПУ доктору педагогических наук Андрею Иоффе. Второе место, соответственно, заняли команды ставропольской школы №37 и образовательного центра «Южный город» поселка Придорожного Самарской области. Им на двоих достался приз размером 750 тысяч рублей.

Наконец, самую важную роль на этом мероприятии исполнил главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов. Он назвал абсолютного победителя – команду Школы-интерната для детей с нарушениями зрения города Абакана, Республика Хакасия, и вручил сертификат на 1 миллион рублей.

Наше издание от всего сердца поздравляет победителей, лауреатов и участников этого конкурса. Мы приглашаем присоединиться к сообществу успешных школ, благо что VI конкурс далеко не последний! И тем более не крайний.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора