⭐ Новинская школа

Конкурсная работа Новинской школы
п. Новинки, Нижегородская область
 

Статья на тему "​Как достичь успеха? Наша технология"

Секрет успешной школы

Что есть успех? Успех – понятие субъективное. Для одних – достигнуть поставленной цели, для других – получить общественное признание. Для третьих – прекрасные отношения с окружающими людьми.

А что означает успех для школы: первая строчка во всевозможных рейтингах, высшие баллы на ЕГЭ, поступление выпускников на бюджетные места престижных высших учебных заведений, признание общественности?  

МБОУ «Новинская школа» Богородского муниципального района Нижегородской области считается в округе успешной, хотя учится в 2 смены, реализует наряду с общеобразовательными программами и адаптированные. Школа многонациональная, и 10 % ребят - «таборные» цыгане. 55% родители с высшем образованием, уровень притязаний и запросов к школе с их стороны невероятно высок, и при этом каждый десятый родитель абсолютно безграмотен. Такая неоднозначная школа! Поселок «Новинки» расположен  в 3-х километрах от Нижнего Новгорода, где  находятся образовательные организации повышенного уровня с большими  возможностями, а  в Новинской школе, рассчитанной на 300 человек, обучается 600 ребят. Так в чем секреты нашего успеха? Почему к нам идут дети?

 В далеком уже 2010 году перед новой администрацией школы стояли непростые проблемы: с одной стороны качество знаний учеников достаточно высокое, а результаты участия в предметных олимпиадах различного уровня низки, да и результаты ЕГЭ невысоки; с одной стороны школа средняя, а набирать учеников в 10-11 классы год от года становилось сложнее: ученики уходили в гимназии, лицеи и общеобразовательные учреждения Нижнего Новгорода, благо с городом прекрасное транспортное сообщение. Школа укомплектована кадрами, которые как положено проходят курсовую подготовку, а профессионального развития педагогов не видно. Перед администрацией встал вопрос: как сделать школу: педагогов и учеников – конкурентоспособными. Как добиться успехов?

В словаре Владимира Даля говорится, что иметь успех – это успевать и достигать желаемого. В общем-то, успевать не так уж и сложно, если правильно расставить приоритеты в жизни. А вот достигать желаемого гораздо труднее.  И тем не менее решили работать сразу в нескольких направлениях: с педагогами и учениками. Организовали профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) для обучающихся 10-11 классов, тем самым прекратив отток ребят из школы. Вместе с тем необходимо было изменить формат занятий для ребят-старшеклассников, занимающихся по ИУП, ведь профильные группы от 3-х до 5-ти человек, и вести уроки в традиционном формате для них было не эффективно. Значит, надо изучать опыт работы других школ, изучать новые технологии и искать приемлемые варианты для себя. Кроме того, ведение Федеральных государственных образовательных стандартов в 2010 году заставило по-новому взглянуть вообще на систему подготовки кадров внутри организации.  Стандарты прочитаны, администрация и учителя начальных классов прошли соответствующую подготовку. Только остались вопросы: а готовы ли, в первую очередь учителя, к реализации ФГОС, понимают, осознают ли, что такое УУД и как их развивать. Ведь развивать можно только то, чем владеешь сам. Значит, нужно внутрикорпоративное обучение. Взяли на себя эту роль педагог-психолог и учителя, кто принял те изменения, которых требовало новое время.  Эффективно повышать профессиональное мастерство возможно, и участвуя в профессиональных конкурсах. Стали повышать самооценку педагогам, ставить перед ними амбициозные цели. Для этого были организованы «Школа стажиста» и «Школа молодого педагога». Получилось, хотя и не сразу. А когда через 2 года наши выпускники показали высокие результаты на ЕГЭ, стало понятно, что действуем мы в нужном направлении. Результаты учеников – это результаты их учителей.

В 2014 году, используя информационные ресурсы Директории, информационно-аналитической системы для руководителей и специалистов сферы образования, исследовали социальный капитал своей школы. Проанализировав полученные данные, пришли к выводу, что необходимо, прежде всего вкладывать в развитие личности учителя, межличностного и профессионального общения. Начиная с 2014 года, стали организовывать стажировки для учителей в Москву, Санкт-Петербург, Казань. Непременное условие для тех, кого делегируют от школы, а это обычно от 3-х до 7-ми педагогов, провести мастер-класс по заявленной теме для коллективов приглашающих школ и по возвращении в своей. Педагогические советы в учреждении превратились в педагогические мастерские, где учителя делятся своим опытом и опытом коллег. Учитель, владеющий навыками 21 века, - успешный учитель. А успешный учитель, передающий эти навыки, интересен своим ученикам. Поэтому вместе они с интересом реализуют проект «Современная цифровая образовательная среда». 80% учителей Новинской школы сами прошли курсовую подготовку по организации дистанционного образования.   Результат – учебные программы курсов дистанционного обучения для учащихся, получающих профильное образования на основе индивидуальных учебных планов, прошедшие экспертизу в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». Кроме этого учителя и ученики участвуют в сетевых проектах различного уровня.  Два педагога нашей школы в числе 4 тысяч педагогов из 170 стран мира участвовали в   международном дистанционном проекте PISA4U, доказав этим, что учитель Новинской школы конкурентоспособен на международном уровне и не только по части знания английского языка. Если конкурентоспособен учитель, его ученики также добиваются высоких результатов.

А еще мы по-своему воспринимаем   проект «Создание современной образовательной среды для школьников». Считаем, что в школе необходима живая обучающая среда. В природе "среда - источник веществ, энергии и информации". Поэтому для ребят создаются условия не только в кабинетах, но и в рекреациях: в начальной школе – автогородок, в рекреациях 2 этажа – открытое космической пространство, столы для игры в шахматы, поля для робототехники. Нет у нас актового зала. Но на открытых площадках коридора проводятся активные перемены с флэш-мобом, открытый микрофон для чтения стихотворений, проводятся музыкальные перемены. Наверное, все это создает особую атмосферу успеха в школе для ребят, которые теперь с огромным удовольствием участвуют и побеждают в робототехнических фестивалях регионального уровня и всероссийского, стали выезжать на зональные и региональные соревнования по шахматам. Качество образования теперь не повышается уже года 4, а результаты участия в муниципальном туре всероссийской олимпиады школьников выросли в 7,5 раз: от 2-х до 15 победителей и призеров. Три года подряд у нас призовые места по технологии в региональном туре всероссийской олимпиады школьников. Школа показывает стабильно высокие результаты ЕГЭ по математике профильного уровня, русскому языку, обществознанию. Все предпринятые шаги показали, что идет наша школа: администрация, педагогический состав и ученики, - в нужном направлении: от успешного учителя к успешному ученику.

Все больше родителей становятся нашими союзниками, хотя их еще очень мало. Это пока еще наша проблема. Но она озвучена и, значит, будет решаться. Главное, правильно расставить приоритеты и грамотно поставить цели.

Секрет нашего успеха заключается в неустанном упорном труде учителей и учеников и извлечении уроков из ошибок.

Успех приходит к тем, кто его заработал.

Маякова Елена Викторовна, заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новинская школа» Богородского муниципального района Нижегородской области, п. Новинки