Школа Иннополис

Конкурсная работа Школы Иннополис
г. Иннополис, Республика Татарстан

Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»

«УСПЕШНЫЙ INNOСТАРТ»

Мир меняется… Появляются новые города… открываются новые возможности…

Город высоких технологий. Город - мечта! Иннополис – территория инноваций. Шанс на другую школу. Это удача! Молодой коллектив, который обсуждает новый формат образования. Год в стенах Университета Иннополис. Лучшее время…

Переезд из Университета в здание детского сада. Два корпуса. В первом – детский сад, начальная школа, во втором – средняя, старшая школа. Вот новый мир, новая школа, которую предстоит построить. В сентябре 2017 года мы объединились в одном здании и теперь в первом корпусе – школа с 1 по 11 класс, а во втором – детский сад.

С первого дня, как только школа появилась, мы мечтали сделать её особенной. Нас вдохновил видеоролик Кена Робинсона, мы прочитали Стивена Кови, развивали у детей лидерские качества в летней смене пришкольного лагеря. Учителя играли с детьми, пели и танцевали, учились вместе, строили новый мир в игре «Цивилизация»… Тогда в школе при Университете Иннополис училось 25 детей с 1 по 10 класс, учителей было 15, но количество постоянно росло. К концу учебного года учеников стало 50, учителей 20.

Сейчас в Школе Иннополис обучается более 179 учеников с 1 по 11 класс и более 180 детей в детском саду. Коллектив учителей вырос в 3 раза, появились воспитатели и педагоги дополнительного образования. Школа постоянно растет. В течение года приходят новые дети, у которых неизбежно происходит адаптация к новым условиям.

У нашей школы есть свои особенности:

- Дети приезжают в течение всего учебного года вместе с родителями – сотрудниками Университета Иннополис, ОЭЗ «Иннополис», «Технопарка» и других организаций, поддерживающих жизнеобеспечение в городе;

- Дети особенных родителей – специалистов в сфере IT-технологий, сотрудников компаний – резидентов, ждут от школы особенных условий, высокого уровня образования и развития творческих способностей;

- Дети видели мир, обладают широким кругозором, понимают безграничность возможностей, но с недостатком родительского внимания, в силу их занятости;

- Дети находятся в состоянии адаптации к жизни в новом городе – родители переехали, бабушки, дедушки, друзья остались далеко, общение ограничено определенным кругом – все в маленьком городе друг друга знают, так как учатся в одной школе, ходят в один детский сад, живут в соседних домах;

- Дети часто болеют, как и все обычные дети, но чаще – адаптация;

- Дети в любой момент могут уехать – в другой город, страну, мир для них открыт;

- Дети находят массу развлечений, выезжая за пределы города Иннополис, но в самом городе главное развлечение – игры на улице с друзьями, если хорошая погода;

- Дети интересуются тем, что делают их родители – разработчики приложений, сотрудники лабораторий по робототехнике и другие специалисты;

- Детям не хватает общения с родителями – взрослыми, которые являются для них авторитетом, примером для подражания.

ДЕТИ. Именно их мнение являются приоритетным для учителей Школы Иннополис и определяет выбор ее дальнейшего развития. Именно у них мы спросили: «Что вы хотите видеть в школе?».

Результаты опроса: 95% учеников школы хотят больше играть вместе с учителями; 86% - любят учиться друг у друга, 75% - любят придумывать свои задания, 78% - любят работать в группах, сидеть на уроке вместе с друзьями, а не в паре или в одиночестве, 94% - любят подвижные игры, бегать, прыгать, 98% - любят гулять на свежем воздухе, 95% - любят работать на компьютере, 89% - любят необычных, «крутых» учителей, которые проводят уроки в нестандартной форме, 84% - любят петь, рисовать, заниматься творчеством.

Наша технология - «Успешный INNOстарт» направлена на создание особой образовательной среды в школе, где дети разного возраста раскрывают свои таланты и способности в процессе творческой образовательной деятельности в урочное и внеурочное время. Дети не просто учатся, а совершают открытия, применяют полученные знания на практике в процессе взаимного обучения, игр живого действия, работы в группах над межпредметными проектами.

Начальные классы находятся в школе полный день с 9.00 до 18.00. В первой половине дня активно используются технологии: перевернутый класс, взаимное парное обучение, смешанное обучение – причем дети взаимодействуют не только внутри классов, но и между ними. В рамках нашего проекта школы «Успешный INNOстарт» мы планируем разработать интегрированные программы обучения по всем предметам - языки, математика, наука (окружающий мир), искусство, этика, история и культура. Темы будут изучаться блоками. Также мы разрабатываем единую образовательную программу для 1 – 4 классов. Темы обобщаются и повторяются в ходе выполнения проектов. Самостоятельные работы проводятся после изучения блока тем, контрольные работы – по итогам четверти. Успехами делятся все классы и помогают тем, кому это нужно. Во второй половине дня – проектная деятельность, игры живого действия, которые объединяют между собой творческие мастерские и студии - ТРИЗ, увлекательная математика, программирование и робототехника. В дальнейшем мы планируем проводить English-friday (общение друг с другом на английском языке, просмотр фильмов, инсценировки, песни и т.д.), а также клубы по татарскому, турецкому и другим языкам, квесты, литературные вечера, танцевальные флешмобы (ежедневно утром и вечером), вокальные встречи для всех (в определенное время дети и учителя поют все вместе – например, на большой перемене после завтрака), занятия по релаксации и йоге. Причём дети будут объединяются не по классам, а по интересам, САМИ проводят ряд активностей. Результатом каждого месяца обучения становится презентация проекта перед всей начальной школой - батлы талантов. Выдаются награды за успешный проект и активность в работе над проектом в течение месяца и каждую неделю STAR OF THE WEEK.

Цель образовательных программ – развитие индивидуальных способностей и талантов, раскрытие потенциала каждого ученика и подготовка к обучению длинною в жизнь.

Задачи технологии «Успешный INNOстарт»:

1. Создать особую образовательную среду, теплую атмосферу, где учащимся хочется развиваться и учиться;

2. Построить образовательные маршруты для каждого учащегося (не только в учебных, но и творческих направлениях) - индивидуализация обучения;

3. Создать условия для саморазвития, самостоятельности и ответственности за образовательный результат;

4. Создать условия для социальной адаптации семей, приезжающих из разных городов России и мира;

5. Развивать навыки 21 века, необходимые каждому школьнику для дальнейшего успеха в течение жизни.

6. Развивать ключевые компетенции в ходе практической деятельности, взаимообучения, организации различных видов мероприятий самими учащимися.

Мы живем в многонациональной республике, со своими традициями и обычиями. Это позволяет интегрировать богатую историю народа с новыми технологиями, делать уроки, проекты, праздники, кружки, в которых развиваются такие качества как: толерантность, гибкий ум, мышление, улучшаются когнитивные способности. Учителя татарского языка разрабатывают образовательные игры, погружая школьников в новую языковую среду – «В гостях у сказки», «Без слов», «Я нашёл», «Моя Казань».

Находясь в тесном сотрудничестве с Университетом Иннополис, у наших детей есть возможность посещать лаборатории и знакомится с новинками в области ИТ технологий. Эти экскурсии организуют родители – сотрудники Университета и Технопарка. Они активно участвуют в жизни школы – проводят мастер-классы, экскурсии на своё рабочее место, где дети получают возможность попробовать себя в той или иной профессии, организуют мероприятия, классные часы, праздники. Ученики начальной школы посещают различные интересные места: Кидспейс, театры, Астрономическую обсерваторию КФУ, древние города Болгар и Свияжск, картинную галерею, Дом науки и техники, Музей естественной истории Татарстана.

Мы считаем, что обучение начинается с изучения себя, своих границ и возможностей. Первое, что необходимо сделать, определить, что он уже знает, какие у него возможности, интересы, способности и таланты, что поможет ему стать лучше, развиваться, обучаться и расти. Составление карты индивидуального развития, начиная с первого класса и до университетской скамьи, поможет обозначить отправную точку и наметить индивидуальный образовательный маршрут движения для каждого ученика.

Очень важно определить сферу интересов каждого ученика. Все дети талантливы, но в разных направлениях. Главное верить в них, поддерживать инициативу и давать возможности для творчества. Проявлять себя дети могут, участвуя в различных творческих конкурсах и конференциях. Учитель лишь предлагает варианты, направления, а ребенок сам выбирает, что он хочет. Разнообразные студии позволяют раскрыть творческий потенциал каждого ученика, дают возможность сделать осознанный выбор.

Наши ученики победители и призеры творческих и конструкторских конкурсов, исследовательских конференций, республиканских олимпиад. Несмотря на то, что мы существуем всего лишь 3 год!

Потоки информации окружают нас повсюду. Детям необходимо научится управлять этими потоками, ориентироваться в них, а иногда останавливать. Важно правильно определять цель поиска, выбирать самое главное, структурировать найденное и превращать поток в краткий обзор, отражающий самую суть.

«Вся наша жизнь – игра!» Для ребенка очень сложно отделить истину от лжи даже в самых простых бытовых ситуациях. Игры живого действия, в которых каждый может взять на себя определенную новую роль, действовать по особому сценарию, подчиняться правилам, выполнять свою миссию, приобретая новые способности, позволяют научиться действовать в самых необычных ситуациях, учат взаимодействию в команде, ошибаться, применять знания, наращивать опыт. Решение открытых изобретательских задач (ТРИЗ) учит находить выход в различных нестандартных ситуациях, используя ограниченный объем ресурсов, находить истину, замечать ложь.

Ученые доказали, что, если человек может сопереживать другому человеку, у него развивается мышление. Сопереживание развивается в процессе социального проектирования, участия в разнообразных благотворительных акциях, помощи другим людям. Чтобы замечать важное вокруг иногда необходимо встать на место другого человека, взять на себя его роль. В этом может помочь театр, где дети с удовольствием перевоплощаются в различных персонажей, разыгрывают сцены, пытаются передать чувства и эмоции. Ученики могут сами организовать мероприятия или провести урок для ребят помладше, могут подготовить концерт или оформит выставку, создать свою собственную библиотеку или организовать игры.

Ошибка – это не страшно. Ошибаться может каждый. Главное, вовремя заметить, исправить и не повторять. А ещё учиться на чужих ошибках, не совершая свои (это самое сложное). Первое, что бросается в глаза, когда ребенок приходит из другой школы, это страх. Он настолько большой, что иногда необходимо несколько месяцев (а то и год), чтобы справиться с ним. Причём страх этот не только у ребенка, но и у родителей. Страх ошибки и страх неудачи – самые сильные и стойкие. Они блокируют всё – полученные знания, творческие способности, активность, делают ребенка тихим, безвольным, апатичным, не здоровым. Наша задача – снять страх, освободить от стресса, научиться использовать ошибки, как индикаторы трудностей, составления индивидуальных маршрутов работы над темой, способных, в конечном счете, улучшить образовательный результат.   

Каждый учитель должен Любить учиться и заражать этой Любовью своих учеников. «Я смог, я научился, у меня получилось!» Мы делимся своими достижениями в учёбе с учениками, рассказываем о поездках на конференции, результатах участия в конкурсах, обмениваемся впечатлениями.

Важно не просто учиться, но и обсуждать результат образования, анализировать ошибки, трудности, фиксировать успехи, делиться приобретенными способностями с другими людьми. В групповой работе, дискуссиях в формате смешанного обучения это становится возможным и осуществимым.

Нас окружает множество предметов исследования. В течение жизни многое становится привычным, обыденным и понятным. Для учеников весь мир – территория бесконечных исследований и экспериментов. Всё это становится возможным в ходе работы над исследовательским проектом, в процессе решения изобретательских задач, наблюдения, экспериментирования.

«В здоровом теле здоровый дух!» Если человек болен, он не может полноценно учиться, развиваться, расти. Важно развивать физическое здоровье не только на уроках физической культуры, но и на других уроках, в различных спортивных секциях, во время прогулок на свежем воздухе, занятий танцами, йогой и т.д.

Самоорганизация детей в различных видах деятельности способствует развитию деловых навыков.

В школе мы активно используем инновационные технологии:

Модели уроков - перевёрнутый класс, взаимное парное обучение, ротация станций и лабораторий, игры живого действия и настольные образовательные игры.

Студии – создают дети друг для друга по собственным интересам, выбирают наставника-учителя, составляют программу обучения и ведут занятия в малых группах (учитель + ученик).

Объединения дополнительного образования (кружки) – программирование Кодвардс, увлекательная математика Маткласс, Лего-конструирование, Лего-математика, робототехника, STEM, ТРИЗ и т.д.

Для оценки результатов образования, мы планируем использовать индивидуальный подход. В рамках проекта мы разрабатываем новые модели оценивания, так как считаем несовершенной существующую систему.

Наш потенциал для развития – это дети и учителя, которые хотят учиться, развиваться и изменить мир. Несмотря на то, что мы находимся в особых условиях, мы хотим показать детям реальный мир и научиться самостоятельно адаптироваться к быстро меняющимся реалиям.