⭐ Школа имени кавалера ордена Красной Звезды Гонышева А.И.

Конкурсная работа Школы имени кавалера ордена Красной Звезды Гонышева А.И.
с. Черноречье, Оренбургская область

Статья на тему "​Как достичь успеха? Наша технология"​

Технология «Пять шагов к успеху»

Здравствуйте, и это снова мы!  Мы – это все тот же коллектив школы имени Гонышева А.И. Правда, за год мы немного подросли, нас уже 237 учащихся, 129 воспитанников дошкольного уровня и 73 сотрудника.

Возможно, вы посчитаете с нашей стороны дерзостью – идти на конкурс второй раз.

«В одну воду дважды не входят», - подумает кто-то.

А мы не думаем, мы делаем и разрушаем стереотипы о сельской школе! Именно поэтому у нас ежегодно растут не только количественные, но и качественные показатели.

А ведь было время - мы тоже представляли миссию своей школы, как это замечательно подметил в своих рассуждениях Константин Ушаков, «давать шансы тем, кто принадлежит группе риска». Помните, как у Д. Селинджера в «Над пропастью во ржи».   «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа».

Вот и мы свято веря в то, что наш удел – работать с детьми «группы риска», приобрели тренд школы, работающей в сложном социальном контексте.

- Вы в тренде, что еще надо? – скажет кто-то.

- Меньше слов – больше дела! Доброе тщеславие и благородный риск подвигали   нас предпринимать попытки вырваться вперед. Мы активизировались, когда в педагогическом сообществе стали обсуждать идею единых стартовых возможностей для всех учащихся.

«Есть два способа вырваться вперед: играть по правилам лучше всех или же лучше всех нарушать правила!» -банальная цитата из Интернета как нельзя лучше характеризует нас. Нарушать правила, в нашем случае, разрушать стереотипы. Мы стали участвовать в конкурсах, выезжать за пределы сначала школы, потом района и области. Мы знакомились и дружили, слушали и внимали, видели и перенимали, изучали и адаптировали. Большим прорывом для нас стало участие в конкурсах «Директор школы» и «Успешная школа». О нас узнали в России! Еще больше опыта, друзей, идей! За год после конкурса «Успешная школа» у нас стало достижений больше, чем за предыдущую пятилетку!

- Не может быть! – усомнится кто-то. А мы теперь не сомневаемся. У нас теперь в друзьях «Капцовы» и «Корифеи», питерцы и костромичи, пермяки и ростовчане. А школа закрытого типа города Иркутска стала нашим партнером в работе с детьми «группы риска».

Мы не изменили сложный социальный контекст, мы изменили отношение к себе, к своей школе. Возможно, именно поэтому проведение первого районного семинара по работе с одаренными детьми было поручено именно нам, не лицею, не гимназии, а обычной сельской школе. И это есть показатель. И сегодня мы готовы поделиться своей технологией успеха. Итак, пять шагов к успеху.

Шаг первый. Рефрейминг

Пусть безумная идея,
Вы не решайте сгоряча...

В. Высоцкий

Конечно, обычной среднестатистической школе сложно в одночасье поверить в свои силы и стать успешной. Ведь, по большому счету, ничего не меняется, те же учителя, те же дети, родители. Как переосмыслить свой статус и начать собственное перевоплощение, зарядиться оптимизмом, поверить в свои силы?  У психологов большое количество тренингов по рефреймингу, но в масштабах школы в условиях 25-часового дня вряд ли найдется время на психологические тренинги. Да и откуда в сельской школе практикующий психолог, обладающий такими техниками?

Мы предлагаем вам свою технику «перенастройки» коллектива. Любой школьный коллектив можно разделить на две части, они могут быть количественно и качественно равные или неравные, но факт остается фактом – их всегда две: идеологи и критики. На первом этапе важно между этими группами достичь баланса. Неважно, какая поставлена цель. В любом случае, когда идеологи начинают проявлять активность, критики начинают волноваться. Важно помнить: чем сильнее волнения, тем больше будет положительного эффекта.  Для достижения баланса нужно пройти несколько стадий дисбаланса.

1 стадия. Идеологи анализируют, предлагают, инициируют. Критики – воспринимают все в штыки.

2 стадия. Идеологи рассуждают, апробируют, экспериментируют. Критики – критикуют.

3 стадия. Идеологи провозглашают, внедряют, утверждают. Критики анализируют. Как только вторая, как правило, многочисленная часть коллектива включается в процесс, можно делать второй шаг. Процесс рефрейминг запущен, и теперь вы выходите к коллективу с любыми, даже самыми безумными идеями, а они уже, по крайней мере, готовы вас слушать.

Шаг второй. «Большому кораблю — большое плавание»

Ты улыбаешься обложкам и нарядам,
Но твердо веришь: удивительное рядом.

В. Высоцкий

Внутренний настрой на позитив обязательно влечет за собой желание внешних преобразований. Идеи уже не вмещаются в имеющиеся условия – и это условный знак, что коллектив готов к переменам. Нашу школу просто трясет от перемен:

- переход на пятидневную неделю обучения,

- создание собственной бухгалтерии (конечно, вырваться из общей массы - ох, как не просто, но игра стоит свеч),

- разработка оценочного листа для стимулирования педагогов, включающего оценку и самооценку и учитывающего результаты обучения и воспитания,  

- внедрение нелинейного расписания (в сельской школе это крайне сложно сделать),

- замена мебели во всех классах и столовой,

- приобретение новой техники,

- оформление школьных рекреаций (отаз от казенности школьного здания) и, наконец,

- переход на триместровый режим обучения – и это не все преобразования последних пяти лет. И хотя новшества наших идеологов ежегодно сотрясают не только школу, но и весь район, наши педагоги и родители уже не трясутся перед инновациями: ведь не войдя в воду, не узнаешь брода. Однако следует помнить: чем безумнее идеи, тем больше требований к основным условиям ее реализации: нормативно-правовой базе, кадрам и МТБ.

Кадры – болевая точка сельской школы. «Кадровые вливания» в наш коллектив происходили практически ежегодно. К нам стала приходить и оставаться молодежь. Энергия молодых, новый взгляд были просто необходимы. Наставники-старожилы старались разжечь из «педагогической искры» пламя.  Педагог, прошедший школу молодого бойца у нас, свое мироощущение после двух лет работы выразил словами: «Я будто в очередной раз закончил школу. Спасибо за все!» Мы понимали, что стабильный коллектив - это высокое качество. Привлечение иногородних учителей также не увенчалось успехом: приезжали - уезжали. Результат невелик. Опять встал извечный вопрос: «Что делать?» Решение было неординарное: взращивать собственные кадры. Штат собирали буквально «по крупицам».  И сегодня процент «дома выращенных» педагогов вырос до 30%. Ну а творческая лаборатория «Асы в классы», работающая второй год, позволяет учителям идти в ногу со временем.

Учеными педагогами управлять сложнее. Все-то они знают, все ведают, а что они не ведают, о том поведают вездесущие родители. Поэтому мы всегда руководствуемся правилом «Хочешь быть свободны - стань рабом закона». Прежде, чем начинать дело, создайте мощную нормативно-правовую базу. Все участники образовательного процесса должны знать, что Закон об образовании в РФ – ваша настольная книга, поверьте, процент доверия к вам вырастет в разы. И вот мы уже уверенно шагаем по лестнице успеха.

Шаг третий. Шире круг

Разошелся так и сыпет:
«Треугольник будет выпит!
Будь он параллелепипед...»

В. Высоцкий

Треугольник! Нет, пожалуй, уже параллелепипед составляют участники образовательного процесса в нашей школе. Конечно, учитель может научить ребенка многому, и учит, но социальное партнёрство в вопросах воспитания и обучения не только обогащает образовательный процесс, но и делает его разносторонним, многоплановым, увлекательным, а результат - качественным. У нас в школе проводятся ежегодные межвузовские студенческие чтения, открыт филиал регионального музея «Капитанская дочка», мы входим в Оренбургский университетский (учебный) округ, сотрудничаем с областным Дворцом детей и молодежи, с эколого-биологическим центром, первым Оренбургским отдельским казачьим обществом, обществом «Газпром добыча Оренбург», Оренбургским лесничеством, газетой «Сельские вести» и т.д. Наши дети обучаются в областной очно-заочной школе «Лидер», в областной очно-заочной школе «Академия юных талантов «Созвездие», в региональных профильных сменах. Это все было, а сегодня еще и возим детей в бассейн «Факел», в физико-математический центр «Архимед», в педагогический университет для подготовки к предметным олимпиадам, проводим совместные мероприятия с учебным центром войск ПВО ВС РФ в/ч 33860 города Оренбурга, храмом Казанской иконы Божией Матери, музеем воинской славы и Афганской войны.

Развитие системы дополнительного образования через сетевое взаимодействие позволило охватить допобразованием 83%. Результативность участия в конференциях различного уровня благодаря взаимодействию с вузами в 2015/16уч.г. составила 36%, в 2016/17 - 64%.

Поверьте, воспитание школьников – это удел не только учителей, но и всего сообщества.

Шаг четвертый. «Если с другом вышел в путь…»

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим, -
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!

В. Высоцкий

У древних - традиции, а у современников - инновации. Часто на конкурсах находим единомышленников. Конкурс «Успешная школа» подарил нам побратимов из города Москвы – это гимназия № 1520 имени Капцовых. Еще на конкурсе мы решили участвовать в их конференции «Россия мое Отечество». И вот наши дети уже стали победителями данной конференции, и на следующий год мы планируем увеличить количество участников. И это еще одно убеждение в том, что мы можем многое. Наш потенциал – это наши дети, большеглазые, озорные, черные, рыжие, конопатые – все разные. Разные интересы, способности, таланты. Для них создана модель «Школа успеха», где они могут реализовать себя в пяти направлениях: спортивное, художественное, интеллектуальное, социальное, техническое. Одной школе это не под силу, а при участии социальных партнеров – все возможно.

Шаг пятый. Жажда – ничто, имидж – все.

Лучше гор могут быть только горы,
На которых ты не бывал.

В. Высоцкий

За год мы побывали на многих вершинах. Наши дети – победители XXIV Всероссийских юношеских чтений имени В.И. Вернадского и Всероссийской конференции исследовательских краеведческих работ «Отечество», финала Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления; призеры Всероссийской акции «Я- гражданин России», лауреаты премии Губернатора Оренбургской области, стипендиаты Главы Оренбургского района. И все это за год. Сельское сообщество стало поддерживать стремление школы. Образование среди наших родителей становится приоритетом. Родители поняли, что главная их инвестиция – это дети. Показателем высокого статуса образования стало то, что местные предприниматели самостоятельно стали предлагать способы поощрения детей за достижения. Директор ООО «Карснополье» Жильников А.М. вручил детям ноутбуки, а фотограф Вишнякова Т.Ю. организовала фотосессию для лучших учеников. Заметьте, что впервые инициатива исходила не от школы. Имидж школы растет, а вместе с тем и индекс доверия со стороны родителей и социальных партнёров. Но не стоит забывать, что растет и ответственность, возлагаемая на школу.

P.S.

А можно ее стороной обойти,-
И что мы к ней прицепились?!
Но, видно, уж точно - все судьбы-пути
На этой высотке скрестились.

В. Высоцкий

Нет, конкурс «Успешная школа» мы стороной обойти не можем. Не будем лукавить, конечно, мы хотим победить. Но еще дороже для нас общение с коллегами из разных регионов, возможность услышать об образовательных инновациях из первых уст, рассказать всем, что ученики провинциальной сельской школы могут и должны составить конкуренцию в современном образовательном пространстве.