⭐ Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя РФ Туркина А.А.

Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы №1 им. Героя РФ Туркина А.А.
ст. Динская, Краснодарский край

Статья на тему «​Как достичь успеха? Наша технология»

Быть сегодня УСПЕШНОЙ ШКОЛОЙ – значит УСПЕТЬ! Успеть за стремительно развивающейся системой образования. За современными гиперактивными детьми. За прогрессивными родителями. За новыми технологиями и достижениями педагогической науки. ЧТОБЫ УСПЕТЬ, МЫ, СОХРАНЯЯ И ПРЕУМНОЖАЯ ТРАДИЦИИ, СОЗДАЁМ ТАКУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ, В КОТОРОЙ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИВАТЬСЯ КАЖДЫЙ: И РЕБЁНОК, И ВЗРОСЛЫЙ. Как мы это делаем? Живём по созданным нами законам.

 

ЗАКОН №1 (главный)

СОЛНЫШКО СПРЯТАНО  КАЖДОМ – НУЖНО ПОМОЧЬ ЕМУ ВСПЫХНУТЬ!

Формулировка закона:

Современная школа должна быть ШКОЛОЙ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ, независимо от национальности, состояния здоровья, особенностей в поведении и социального статуса.

Доказательство закона:

Для нас понятие «качество образования» не ограничивается количеством медалистов, показателями ОГЭ и ЕГЭ, числом призёров и победителей олимпиад (хотя и это крайне важно!).  Мы чётко осознаём: сегодня дня важно помочь стать успешным КАЖДОМУ ребёнку, увидеть и сохранить его индивидуальность, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие в соответствии с индивидуальной траекторией.

В работе с талантливыми детьми делаем ставку на создание условий для развития их способностей и повышения познавательного интереса. Для этого в школе создано НТО «Искатель», организована работа кружков и факультативов, созданы химическая, биологическая лаборатория, а для малышей – лаборатория окружающего мира. Для них в библиотеке создана электронная медиатека «В мире науки». Ежегодно организуются НПК, конкурсы защиты проектов и «Ученик года». Мы привлекаем детей к участию в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, соревнованиях и турнирах.

Особое внимание в нашем ОУ уделяется детям с проблемами в здоровье. На сегодняшний день таких детей у нас 82!. В школе реализуется 8 адаптированных образовательных программ   для детей с ОВЗ. Среди этих детей есть аутисты, дауны, дети с умственной отсталостью, с отклонениями в развитии. Для особенных детей работает логопедический пункт, социально-психологическая служба. Осваивать программу им помогает учитель-дефектолог. Эти ребята учатся по индивидуальному учебному плану и расписанию, 14 человек с наиболее серьёзными проблемами здоровья обучаются на дому. Нас радует тот факт, что эти дети не только успешно осваивают образовательную программу и проходят итоговую аттестацию,  но и являются активными участниками школьной жизни, проявляют себя в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.

Наша школа многонациональна: у нас обучаются дети 8национальностей. Среди них есть мигранты, для которых русский язык является иностранным. В работе с ними главной задачей считаем социальную адаптацию,  формирование межкультурных компетенций, изучение русского языка. Для этих детей разрабатываются программы по изучению предметов, организуются дополнительные занятия в «Школе русского языка», проводятся мероприятия, ориентированные на сохранение национальной идентичности.

Большое внимание уделяется детям с девиантным поведением. Цель работы с такими детьми - помочь им не потеряться в обществе, найти достойное место в жизни, развить свои потенциальные способности. Поэтому стараемся максимально вовлечь этих детей в школьную жизнь через систему клубов, кружков, школьных коллективных проектов.

Подобрать индивидуальный ключик к каждому ученику,раскрыть в нём лучшие качества,помочь ребёнку ценить то, чем он обладает, показать самое драгоценное, что в нем есть: его неповторимость ивоспитать веру в собственные силы -это, на наш взгляд, залогуспешности школы.

Взгляд профессионалов

Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:

«Успешная школа открывает двери для очень разных ребят независимо от того, какие у них подготовка, состояние здоровья, каких правил поведения и культурных норм они придерживаются. …Вариативность, гибкость, ориентация на интересы каждого ребенка и есть критерии успешности школы».

 

ЗАКОН №2 (неоспоримый)

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С УЧИТЕЛЯ…

Формулировка закона

Успех школы зависит от учителя.

Доказательство закона

Эффективность работы школы напрямую зависит от качества работающих в ней учителей. При отсутствии квалифицированных педагогов, понимающих свою миссию, школа не только перестанет развиваться. Школы просто не будет…Поэтому необходимо все ресурсы использовать для развития кадрового потенциала. Успешная школа должна быть ШКОЛОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Очень важной частью работы с педагогами является система повышения профессиональной компетентности. В нашем ОУ, помимо традиционной методической системы,  функционирует «Школа профессионального развития», позволяющая каждому учителю без отрыва от основной деятельности повышать свою компетентность, самостоятельно отбирая содержание, формы и методы обучения. В структуру «Школы профессионального развития»  входят мастерские современных технологий, метапредметные студии и  профессиональные команды. Эта модель позволяет делать школу самообучающейся организацией.

Организуя работу с педагогами, мы используем новые формы профессионального взаимодействия, позволяющие в процессе коллективной и групповой деятельности повышать профессионализм учителя. И такое системное профессиональное общение тоже является нашей школьной традицией.  Программа «Идём друг к другу в гости», ежегодные методические недели, конкурсы профессионального мастерства уже стали традиционными мероприятиями, мотивирующими педагогов на профессиональное совершенствование.

Кроме того, наши учителя активно занимается самообразованием. У всех есть «Индивидуальная траектория развития компетентности», составленная самостоятельно, исходя из педагогических затруднений и профессиональных интересов.

В школе реализуется программы мотивации и стимулирования, составленная на основании исследования мотивации педагогического коллектива. Безусловно, важную роль в  этой программе играют денежные стимулы. Но более мощным мотивирующим факторам является моральное стимулирование. Мы размещаем фотографии лучших педагогов на баннерах, украшающих школьный двор. Публикуем материалы о достижениях учителей в районных СМИ, школьной газете, на сайте. Транслируем достижения педагогов. Статуэткой и дипломом «За верность Первой школе»  награждаем учителей,  проработавших в школе не менее 10 лет и внёсших значимый вклад в развитие школы. В прошлом году в День учителя школьным телевидением «КАРАНДАШ-TV» был создан фильм «Учитель №1». Каждый учитель, увидев себя на экране, смог ощутить свою нужность и почувствовать сопричастность к дружному коллективу школы.

Очень значимым мотивирующим рычагом для нас являются традиции. Они дают каждому педагогу возможность удовлетворить потребность в совершенствовании и самовыражении, в любви и признании. А учитель, как никто другой, нуждается в признании со стороны детей, родителей, администрации школы. И не менее  значимо для педагога признание коллег, так как оно является оценкой профессионализма и  позволяет понять, насколько ты профессионально значим в коллективе.  В 2014-2015 учебном году в школе стартовала  новая традиция: вручение ежегодной премии «Признание». Формула этой премии проста: профессионал выбирает профессионала. В результате голосования каждого члена коллектива выбирают победителей в 7-ми номинациях, им вручаются памятные статуэтки и дипломы. Это мероприятие является важным объединяющим событием в жизни коллектива.

Ещё одна традиция -  ежегодная акция «Мой любимый учитель», в течение 10 лет проводимая в школе по инициативе детей. Школьники 5-11 классов голосуют за любимого учителя. По результатам акции в праздник Последнего звонка победителю вручается переходящий  приз – статуэтка совы, являющейся символом мудрости и эрудиции, и денежная премия. Эти традиции рождают в душах учителей любовь к тому месту, в котором они работают, гордость за то, что они является значимой частью мощного механизма под названием  Первая школа.   Для нас сегодня педагоги являются ценным капиталом, который нужно СОХРАНЯТЬ И ПРЕУМНОЖАТЬ.

Мысли великих людей

К.Д. Ушинский, русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя…»

В.Гюго, французский писатель

«Будущее в руках школьного учителя»

 

ЗАКОН №3 (важный)

НЕ ГОТОВИТЬ К ЖИЗНИ, А ЖИТЬ…

Формулировка закона

Успешная школа должна быть местом формирования навыков, необходимых ребёнку  во взрослой жизни.

Доказательство закона

Сегодня важно не только дать ребёнку прочные знания, но и научить его жить в обществе, ставить перед собой конкретные цели и добиваться их достижения. Наша воспитательная система «Шаг за шагом к взрослой жизни» подчинена решению этой задачи. Мы даём возможность каждому ученику попробовать себя в разных сферах деятельности. Этому способствует разветвлённая система внеурочной деятельности и дополнительного образования. Сегодня в школе работает 44 кружка разной направленности. Наши дети играют в шахматы, занимаются спортом, журналистикой, робототехникой, лепят из глины и создают фильмы, реализуют различные проекты, в т.ч. социальные. Практика показывает, что высокого уровня социального проектирования достигают проекты, ставшие делом всей школы. Таким делом стал проект «Аллея памяти». В основу проекта легла идея увековечивания памяти учителей – ветеранов ВОВ, ранее работавших в нашей школе.     Во  дворе  школы  заложена  Аллея памяти и установлена  памятная  стела с именами  учителей - фронтовиков.  Каждый день мы видим свежие цветы у памятного камня, а значит, зерно доброты, человечности и благодарной памяти было посеяно в юные человеческие души и начало давать всходы.

Были у ребят и проекты, оставившие неизгладимый след в сердцах детей и родителей. Одним из них стал проект  «Героические выпускники», посвящённый Андрею Туркину, трагически погибшему 3 сентября 2004 года при освобождении заложников в школе №1г. Беслан. В 2010 году школа получила почетное право называться именем  героического выпускника, с помощью родителей, детей и учителей открыт Зал боевой славы, а на  школьном дворе установлен бюст Андрея Туркина.

В этом году 13 сентября в честь 80-летнего юбилея Краснодарского края торжественно открыт Екатериниский сквер, в котором высажены молодые деревья и установлен бюст Екатерины II. Открытие этого сквера стало возможным благодаря совместной деятельности всего коллектива школы.

Коллективные проекты ориентированы на воспитание в детях чувства сопричастности к общему делу. Все элементы воспитательной среды (зал кубанского художника ветерана ВОВ Снесарева Михаила Прокопьевича, музейная комната, экологический уголок, аллея «Сирень-45» и уже названные выше объекты) созданы общими усилиями детей и взрослых. Участвуя в субботниках, организуя ярмарки, собирая макулатуру, проводя различные социальные акции, наши дети учатся ставить перед собой цель, планировать свои действия, анализировать полученные результаты. Эти навыки, помогают ребёнку не столько улучшить мир вокруг себя, сколько совершенствовать себя в окружающем мире. 

Мнения профессионалов

А.М. Новиков – учёный-педагог

«Образование –это не только подготовка к жизни, это прежде всего сама жизнь ребенка, подростка, юноши, девушки с ее особенностями, привлекательными и отталкивающими сторонами, законами, принципами и нормами поведения, ценностями и т.д.».

 

ЗАКОН №4 (философский)

ВОСПИТЫВАТЬ ВЕРУ В СЕБЯ

Формулировка закона

Успешная школа должна в каждом человеке: и ребёнке, и взрослом – воспитать веру в себя.

Доказательство закона

Успешным может быть только тот человек, который верит в себя, в собственные силы. Каждый день школа должна воспитывать эту веру, показывать каждому ребёнку и каждому взрослому его значимость и нужность. Давать уверенность в том, что всё получится. Помогать приобретать позитивный опыт, преодолевать препятствия, переживать неудачи. Школа должна стать местом, где человеку комфортно. Где он может быть самим собой…

Взгляд изнутри

Фирсова Н.В., учитель русского языка, выпускница школы

«Основной подпитывающей силой наших стараний и устремлений является вера… Вера Школы в своего Учителя и Ученика, а значит, поддержка, профессиональная помощь, доброе слово, Соучастие, Сотворчество и Сопереживание  со стороны коллег и администрации школы. Иными словами, моральная поддержка и творческая помощь играют первостепенную  роль в развитии успеха.  Заметьте, что ВЕРА  и ВЕРНОСТЬ – слова с одинаковым корнем. И я не сомневаюсь, что мою верность Первой  школе воспитала вера школы в меня как в человека, учителя и доброго друга!»

 

Вместо послесловия…

Участвуя в конкурсе «Директор школы Кубани» в 2010 году, я сформулировала формулу успеха так:

Нет шаблонов универсальных,
И готовых рецептов не будет,
Но, пожалуй, в моём уставе
Крупным шрифтом:
ПОМНИТЬ О ЛЮДЯХ!
Чтоб работа спорилась дружно,
Как в часах, ВСЕ важны
детальки.
Не бывает людей ненужных,
Не бывает больших и маленьких.
Всех стараюсь понять
И всмотреться в душу каждого,
без исключения,
Ведь директор не строгий цензор,
Он создатель ОБЪЕДИНЕНИЯ!

Минуло семь лет. Я стала более опытным руководителем. Но моя формула успеха осталась той же. Основная роль директора  школы, по моему мнению, состоит в создании коллектива единомышленников, стремящегося сделать нашу школу ШКОЛОЙ РАДОСТИ И УСПЕХА.

 

И напоследок…

1 сентября 2016 года один из выпускников школы подарил нам арт-объект «Я ЛЮБЛЮ 1 ШКОЛУ». На наш взгляд, любовь и уважение выпускников школы, целыми классами приходящих в родную школу спустя 30,40 и даже 50 лет,  приводящих к нам своих детей и внуков, возвращающихся в школу в качестве учителей (таких 45%!), помогающих школе стать более красивой, уютной, современной,  и есть настоящая и самая объективная оценка качества школьного образования и её успешности. И мы продолжим работать так, чтобы эта оценка была неизменно высокой.

 

Булатова Лилия Петровна, директор БОУСОШ №1 МО Динской район Краснодарского края