Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы №35 с углубленным изучением английского языка
г. Санкт-Петербург
Статья на тему "Как достичь успеха? Наша технология"
«Воркшоп-клуб для родителей «Вектор» как условие создания успешной школы»
От чего зависит успешность современной школы? На наш взгляд, успешность школы определяется тремя ключевыми показателями:
- Успешность педагогов;
- Успешность детей;
- Успешность родителей.
Если рассматривать успешность педагогов и учащихся, то, в принципе, условия развития этой успешности понятны и широко описаны в методической литературе. Однако, успешность родителей в рамках содействия формирования успешности детей, на сегодняшний день, представляется весьма сомнительной.
Должны ли родители учащихся и школа быть в одной команде сегодня? Каково должно быть участие родителей в организации образовательного процесса детей? Какими «родительскими» компетенциями должны обладать современные папы и мамы, приведшие детей учиться в школу? Вот вопросы, которые легли в основу разработки и реализации нашей идеи «Воркшоп-клуб для родителей ВЕКТОР».
Несмотря на то, что в России постепенно улучшаются социально-экономические показатели: увеличивается рождаемость, улучшается благосостояние семей в крупных городах и регионах, в тоже время продолжает наблюдаться:
- детская беспризорность (следует отметить, что беспризорниками оказываются не только дети из малообеспеченных семей или сироты, но и дети из «обычных» семей);
- загруженность центров психологической помощи детям разных возрастных групп;
- проблемы адаптации детей в образовательных учреждениях,
- снижение уровня образованности и интеллектуального развития детей и др.
Эти негативные тенденции, на наш взгляд, в большей степени, являются последствиями родительской безграмотности, в том числе неготовностью молодых людей к ответственному воспитанию детей в своих семьях.
В эпоху информационной глобализации и в условиях дефицита времени институт "бабушек и дедушек", уходит в прошлое. Современные семьи оказываются не подготовлены к воспитанию и развитию детей. Основным источником информации для большинства родителей является интернет, в котором проблематично найти ответы на ключевые вопросы детского воспитания.
Следует отметить, что недостаточное просвещение родителей в вопросах развития и воспитания детей обуславливает развитие целого спектра проблем:
Во-первых, проблема недостаточной просвещенности родителей в вопросах развития и воспитания детей и невозможности, в связи с этим, осуществлять функцию "родители - первые учителя". Согласно закону "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ, от 29 декабря 2012 г. "Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка". Развитие ребенка от рождения до двух лет происходит на уровне семьи, а в России нет специальной подготовки молодежи к выполнению этой деятельности. Исключение составляет подготовка к родам со стороны женских консультаций, но тематика обучения, в основном, касается стороны здоровья и ухода за ребенком раннего возраста. Таким образом, просвещение в вопросах возрастных особенностей, сензитивных периодов в развитии ребенка, развития речи и мышления не осуществляется.
Во-вторых, проблема «несчастливого детства» (является следствием первой проблемы). Дети, с которыми родители не смогли построить конструктивные взаимоотношения, со временем начинают ощущать свою «ненужность» в семье, что ведет к развитию детских стрессов, замкнутости в общении, уходом в «свой детский мир». В последнее время увеличивается динамика детей с задержкой речевого развития – в большинстве случаев, обусловленная недостаточным вниманием родителей к процессу развития своего ребенка, отсутствием родительской мотивации к занятиям с детьми дома. Несчастливые дети, как правило, начиная взрослеть, оказываются неспособными к эффективной социализации, они с трудом находят друзей, не испытывают интерес к общественной жизни в школе, потом в вузе и на работе. По данным исследований ЮНИСЕФ "Уровень самоубийств среди детей и подростков в России в 3 раза выше среднего мирового показателя". "Несчастливые дети", повзрослев, не в состоянии построить счастливую страну. Работа с молодыми и потенциальными родителями в этом направлении позволит снизить уровень несчастливых детей.
В-третьих, проблема низкой родительской ответственности у молодых пап и мам. В современном мобильном и гиперактивном мире появление детей у молодых людей, как правило, происходит необдуманно в связи с низкой культурой планирования семьи. Ответственность за воспитание и развитие детей в молодых семьях, в лучших случаях, перекладывается на старших родственников, в худших – на детские образовательные учреждения (детские сады и школы) или государство (приюты, детские дома и прочее). По данным Фонда профилактики социального сиротства на 2016-2017 год более 60% отказов от новорожденных детей приходится на родителей в возрасте от 17 до 30 лет, то есть молодежь, в отличие от 2000-х, где только 25% молодых родителей принимали решение об отказе от ребенка. Зачастую, молодые люди не осознают своей персональной ответственности за качество жизни своих детей, что влияет не только на качество их социально-психологического развития, но и на уровень безопасности детей в семьях. Ни для кого не секрет современные примеры, когда успешные молодые мамы и папы оставляют детей в автомобилях или дома без присмотра на длительный срок, попросту забывая об их существовании.
Таким образом, актуальность идеи создания воркшоп-клуба для родителей учащихся школы обусловлена необходимостью просвещения родителей в вопросах:
- успешного развития, воспитания, обучения и социализации детей;
- формирования ценностных ориентаций детей и подростков;
- разрешения ключевых проблем взаимодействия родителей, детей и педагогов, в том числе в период детских возрастных кризисов.
В процессе поиска и разработки инструментов просвещения родителей учащихся школы нами было проведено исследование: https://docs.google.com/forms/d/12QPh5HI3c73nyEJT59OWc3ZjSB2fEzp7Xh3adrIggms/viewform?edit_requested=true
Результаты подтвердили наше предположение о том, что:
- современные родители оказываются недостаточно способны и готовы своевременно выявлять проблемы развития детей (психологические, физиологические, социальные, речевые и т.д.);
- большинство опрошенных родителей продемонстрировали исключительную веру в интернет-ресурсы, как наиболее достаточный и полный источник информации в проблемных ситуациях, связанный с вопросами воспитания, в том числе и медицинского характера;
- большинство опрошенных родителей считают, что ключевую функцию воспитания и развития их детей должна выполнять школа, а семья в этом процессе оказывает косвенное участие и др.
Удостоверившись в полученной информации, мы проанализировали родительское сообщество нашей школы и попытались создать «портрет» нашего родителя.
В проектировании «Портрета» мы опирались на информацию о возрасте родителей, их уровне образования, направлении их профессиональной деятельности, состав семьи.
В результате работы мы получили следующие данные, которые помогли нам далее в создании методики работы с родителями:
- средний возраст родителя учащегося нашей школы – 34-37 лет. Исходя из этих данных, стало очевидно, что в этой возрастной группе не следует осуществлять просветительскую деятельность классическими методами в формате лекций и односторонних коммуникаций «учитель» (лектор) – родитель;
- убедительное большинство родителей, которые сопровождают детей в процессе обучения в школе – это мамы (87%, 23% - папы). Таким образом, стало понятно, что наша родительская аудитория в большей степени будет состоять из мам (женщин). Это в свою очередь, нас навело на размышления о том, что в нашей работе с родителями должны преобладать формы и методики, ориентированные на творческую деятельность и интерактивную работу. Известно, что женщины более тяготеют к общению и совместной деятельности.
- большинство мам учащихся школы заняты в сфере обслуживания и социальной сфере (65%,) остальная группа либо занята в сфере продаж, либо не осуществляют профессиональную деятельность, являются домохозяйками (13%). Эти данные подсказали нам, что наши мамы ориентированы на деятельность «человек-человек» и наша будущая просветительская работа должна характеризоваться субъект-субъектными отношениями, ориентироваться на личный опыт родителей наших детей и т.д.
- большинство учащихся школы воспитываются в полных семьях (более 80%), однако бабушки и дедушки принимают активное участие в воспитании только у 23% учащихся. В этой связи можно свидетельствовать о том, что у наших родителей достаточно скудный опыт передачи знаний о развитии и воспитании детей со стороны старшего поколения. Многое черпается самостоятельно на основе «проб» и «ошибок». В результате стало понятно, что в процессе работы с родителями мы должны предоставлять алгоритмизированные действия «Делай так» в вопросах воспитания и развития.
Собрав все характеристики в единый «Портрет» было принято решение организовать «Открытую школу для родителей «Воркшоп-клуб «Вектор», который должен способствовать развитию «единства» педагогов и родителей в направлении воспитания и развития будущих «успешных» граждан страны, способных реализовываться в общественной и профессиональной жизни, получающий высокий доход, имеющий любимое дело, обладающий всеми необходимыми навыками, чтобы наилучшим образом осуществлять свою деятельность.
Формат воркшоп (workshop) - является активным развивающим методом групповой работы, в переводе с английского workshop – мастерская. Ключевая идея в основе метода лежит интенсивное групповое взаимодействие, где каждый родитель приобретает динамическое знание. Каждый из родителей-участников приходит в воркшоп-клуб со своим уникальным и неповторимым жизненным опытом и индивидуальным взглядом и отношением к проблемам и процесса воспитания и развития детей, включая развитие «успешности». В воркшоп-клубе осуществляется исследование, в центре которого лежит отдельно взятая и неоднозначная проблема развития «успеха» у ребенка. Специальным образом организованный процесс работы в группе позволяет взглянуть на неё объёмно, с различных и неожиданных ракурсов. Воркшоп–клуб помогает актуализировать опыт, имеющийся у родителей и интегрировать на основе существующих ресурсов новый взгляд и понимание рассматриваемой проблемы, тренировать методы взаимодействия с детьми.
Название «Вектор» - с одной стороны, представляет собой отрезок пути (школьное образование, как важная ступень образования личности ребенка) пройдя по которому, ребенок достигает успешности и готов переходить на другой этап жизненного пути – профессиональное образование (исходя из семантики, «вектор» – это отрезок, который характеризуется определенной направленностью).
Движение по этому пути будет проходить совместно: ребенок - родитель - педагог, и, благодаря этому, будет достигаться успешность каждого ребенка школы, формироваться мировоззрение активного, успешного родителя, происходить совместное обогащение и обмен опытом.
С другой стороны, название «Вектор» - это аббревиатура, в которой скрыта ключевая идея, т.е. характеристики процесса «выращивания успешности» детей:
В. Вариативность (создание мобильной, меняющейся развивающей среды), развитие себя и осмысление окружающего мира.
Е. Единство - гармонизация (достижение баланса). Баланс в физическом и психическом развитии учащегося.
К. Креативность (творческая деятельность). Достижения учащихся (индивидуальные и коллективные в группе).
Т. Тьюторинг, поддержка и сопровождение в развитии успешности у учащихся.
О. Открытия. Ознакомление учащихся с новыми знаниями и опытом.
Р. Развитие - инновационная деятельность, общение и способ найти себя.
Цель воркшоп-клуба – создать условия для формирования и развития необходимых личностных качеств и навыков у учащихся школьного возраста, способствующих достижению жизненного успеха.
Ключевыми задачами нашего воркшоп-клуба стали:
- сформировать у родителей ключевые навыки анализа, оценки и элементарной диагностики физиологических, психологических и речевых навыков в процессе развития детей и подростков;
- обучить родителей навыкам грамотного взаимодействия с детьми на всех этапах их развития, а также научить родителей моделировать индивидуальный маршрут развития их детей в соответствии со спецификой личности, психологическими и физиологическими особенностями;
- совместно с родителями создать комфортную образовательную среду для развития личностного успеха учащихся, где процесс воспитания дома и процесс обучения в школе интегрируются в единый поток формирования успешности;
- в творческой атмосфере воркшопов сформировать «коллектив единомышленников» из педагогов и родителей, готовый к партнерству и сотрудничеству в воспитании и развитии успешных людей.
В результате нашей работы мы с гордостью отмечаем, что у родителей наших учащихся, которые принимают участие в клубе появились:
- систематизированные представления о роли «успеха» в формировании личности ребенка;
- готовность применять методики развития «успешности» у ребенка совместно с педагогами школы;
- навыки использовать новые технологии развития «успешности» у детей, мотивировать учащихся к образовательной деятельности дома;
- навыки моделирования ситуаций успеха в жизнедеятельности ребенка;
- способность осуществлять элементарные инструменты и методики анализа и оценки развития ребенка, выявлять необходимость коррекции поведения, проектировать индивидуальные траектории развития «успешности».
Если говорить об организационных изменениях, то, несмотря на недостаточно длительный опыт работы клуба, мы отметили:
- в школе постепенно происходит формирование сообщества заинтересованных, мотивированных родителей, готовых к продуктивному сотрудничеству с образовательной организацией;
- формирование позитивного имиджа нашей школы;
- повышение качества образовательной деятельности учащихся, постепенно возрастает социальная активность учеников;
- развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы;
- развитие творческой атмосферы в школе, коммуникаций сотрудничества между сотрудниками.
Таким образом, наша модель взаимодействия с родителями учащихся позволит формировать родительское сообщество «не потребителей», а заинтересованных в качественных образовательных результатах своих детей. Готовых совместно с педагогическим коллективом содействовать личностному росту и успешности будущих граждан нашей страны, создавать успешную школу будущего.
Коллектив ГБОУ СОШ №35 Санкт-Петербурга,
координатор конкурса Бавина Полина Александровна