Ремонтненская гимназия №1

Конкурсная работа Ремонтненской гимназии №1
с. Ремонтное, Ростовская область

Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»

Сценарий успеха в 5-ти действиях. (С прологом и эпилогом)

Пролог«Дорогу осилит идущий»

«Дорогу осилит идущий», — сказал  мудрец.  Возможно, эта фраза банальна и привычна для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Но, вдумавшись, понимаем, что смысл этой фразы намного шире и глубже.  Жизнь показывает, что успешно жизненную дорогу может преодолеть далеко не каждый… Успех ждёт тех, кто  прикладывает  к нему усилия. И тогда любая дорога будет по плечу…

На юго-востоке Ростовской области, в бескрайней степи, на границе с Республикой Калмыкия, за 450 километров от областного центра Ростов – на – Дону, находится Ремонтненский район.   Такая удалённость заставляет использовать, прежде всего, собственные возможности, внутренние резервы развития, побуждает к действию, поскольку понимаешь: именно здесь, в сельской глубинке, мы формируем воспитанников, которые выходят за порог родной гимназии.  И очень хочется, чтобы они были конкурентноспособны и успешны.

90-е годы - в стране реформы. На их путь вступают и школы района, каждая ищет своё лицо: кто-то становится сельскохозяйственной, кто-то апробирует воспитательную систему «русской школы». Наш коллектив тоже пытается найти свое лицо. Вводятся предметы по выбору, внедряются авторские программы опережающего обучения… Но всё же школа всегда тяготела к классическому образованию, гуманитаризации: в 2004 году школа становится областной пилотной площадкой по развитию правового образования в Ростовской области, муниципальной экспериментальной площадкой по внедрению профильного обучения в Ремонтненском районе. Тогда же сформировалась идея стать гимназией -  первой сельской гимназией в Ростовской области.

2006 год – школа победитель конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование».

Важнейшей вехой стал 2007 год - год присвоения статуса гимназии.

Это стало импульсом для нового рывка вперёд.

С сентября 2008 гимназия - муниципальная и региональная площадка по апробации стандартов  второго поколения в соответствии с требованиями ФГОС общего образования для начальной школы.

С 2013 – муниципальная площадка, как Центр развития образования Ремонтненского района, координирующая методическую составляющую педагогическое взаимодействие учительской общественности района. Наш центр стал площадкой для профессионального роста и проявления  творческой  активности педагогов из отдалённых школ района(есть школы в 80-ти километрах от райцентра). За эти годы, благодаря семинарам, форумам, методическим мастерским и педагогическим поездам, смогли встретиться с победителями и лауреатами регионального конкурса «Учитель года Дона» и «Учитель года республики Калмыкия», с абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России – 1993», заслуженным учителем РФ, кавалером почетного знака «Общественное признание», профессором Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского Олегом Геннадьевичем Парамоновым, Народным учителем России Еленой Викторовной Нечитайловой, учителем истории Песчанокопской школы, лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года 2011», а ныне депутатом Государственной Думы РФ Ларисой Николаевной Тутовой.

2017 год - базовая образовательная площадка в рамках реализации мероприятий ФЦПРЯ.

Ремонтненская гимназия сегодня – это инновационная образовательная организация со множеством традиций: соревнования по футболу на кубок имени ветерана Великой Отечественной войны учителя физической культуры А.И. Шкурского, торжественная церемония чествования гимназистов- победителей «Красная дорожка» и «Майская методическая конференция», на которой подводим итоги года … Вот уже пять лет гимназия - Центр развития образования с налаженным сетевым взаимодействием со всеми образовательными организациями Ремонтненского района, оказывает консультативную методическую помощь. Это сегодня… А как разворачивались действия, приведшие к этому результату?

Действие первое. «Выбор  инновационной стратегии».

Действующие лица: руководство гимназии, педагоги.

«Чтобы зажечь других, надо гореть самому».

Е. А. Ямбург Доктор педагогических наук, академик, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), директор ГОУ Центр образования № 109, г. Москва    «Педагогический декамерон».
В любом деле важен системный подход. Когда оглядываешься назад, анализируешь, оцениваешь и делаешь выводы. Каждый прожитый учебный год  по- своему эффективен.  Но необходимо видеть и иную сторону. Как сработать на более высокий образовательный результат?  Ещё Сократ говорил о том, что каждый человек должен понять, чего он хочет и  что надо сделать, чтобы все эти желания осуществить.

В 2011 году губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев выступил с предложением о проведении конкурса инновационных проектов по пяти номинациям: инвестиции, инновации, инфраструктура, инициатива, институты. На областном форуме «Стратегия обновления 2020» в г. Волгодонске гимназия представила проект в номинации «Институты», который получил название «Центр развития образования». http://remcro.ucoz.ru/

Основополагающая цель проекта «Центр развития образования» – это самореализация педагога, становление его профессиональной компетентности в процессе педагогической деятельности. Такая самореализация педагога становится возможной только в условиях компетентного, свободного, открытого педагогического коллектива, создаваемого в рамках не только одной школы, а всей образовательной системы Ремонтненского района, через организацию Центра развития образования, нацеленного на коммуникацию развивающегося педагогического сообщества в масштабе села, района и области. Мы создали площадку для профессионального общения и взаимообучения. Учителя сами выбирают темы, которые вызывают необходимость совместного обсуждения, делятся опытом, организуя круглые столы и семинары. Внутри своего местного учительского сообщества повышение квалификации проходит наиболее эффективно.

Данный проект был отмечен на финальном заседании областного оргкомитета «Стратегия обновления 2020» и вошёл в пятерку лучших проектов губернаторской программы в заявленной номинации.

И в итоге большинство педагогов района созвучны с А.С.Пушкиным в своём стремлении «В просвещении быть с веком наравне». В рамках работы Центра учителя проводят открытые уроки и дают мастер – классы, участвуют в педагогических поездах и выступают на Всероссийских семинарах и форумах. 7 и 8 сентября в гимназии состоялся межрайонный литературно – художественный пленэр, в рамках которого в программе литературного дилижанса выступили учителя Подгорненской, Первомайской и Большеремонтненской школ со своими воспитанниками.

Сегодня на базе гимназии работают три муниципальные экспериментальные площадки и одна региональная.

Третий год работает проект «Мобильный учитель». Его суть в том, что не учеников подвозят в школы, а учителя едут к ученикам вести уроки. Под эту идею в 2014 году губернатор выделил два автомобиля повышенной проходимости. Благодаря этому, ребята из отдалённых школ района, где имеет место недоукомплектованность педагогическими кадрами, получили возможность обучаться у квалифицированных учителей. Учителя мобильны не только в территориальном перемещении, но и в подборе методик, технологий, новых подходов к изменившимся условиям. Это педагоги гимназии  Е.Ю.Стеблянова, лауреат муниципального конкурса «Учитель года», Савченко Т.А., руководитель районного МО «Иностранные языки», Буцкая Т.В., абсолютный победитель муниципального этапа «Учитель года»  несут знания детям  Приволенской и Кормовской средних школ. Вводят элементы  дистанционного обучения, которое сочетается с очной формой. Часть занятий организована с использованием ресурсов Интернет. http://don24.ru/rubric/ekonomika/v-remontnenskom-rayone-uzhe-dva-goda-rabotaet-proekt-mobilnyy-uchitel.html

Действие второе: «Кадры решают всё».

Действующие лица: педагогические работники.

Идеи рождаются в радости
И никогда в унынии.
Идеям просторы нравятся
И чьи – то смелые крылья!

М. Шкробова, кандидат педагогических наук, учитель истории, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 1991», поэтесса

Ремонтненская гимназия наполнена учителями, у которых есть главные качества педагога: увлечённость, порядочность, своя профессиональная уникальность. Мы все говорим друг с другом на одном языке. И каждый из нас успешен и результативен: в гимназии 62 педагога, 71% -  учителя, имеющие первую и высшую квалификационную категории.

2 – Заслуженные учителя РФ: Мудрая Т.Н. и директор гимназии Гончарова Л.Д., 25 – отмечены  всероссийскими наградами. Показательно, что 34 учителя – выпускники нашей гимназии.

Регулярно пополняется «пеликанья стая».За последние 10 лет становились победителями и лауреатами профессиональных конкурсов всероссийского и регионального уровней 32 педагога.В гимназии работают 2 абсолютных победителя регионального этапа Всероссийского  конкурса «Учитель года Дона» Задорожняя И.В. и Гетманенко Е.Г., 5 лауреатов регионального этапа конкурса «Учитель года Дона» в различных номинациях: «Учитель года», «Педагогический дебют», «Педагог психолог». А Гетманенко Е.Г. – лауреат Всероссийского конкурса в 2014 году.

Учитель физической культуры Кирносов А.С. в 2014 году стал победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Впоследствии Антон Сергеевич заразил весь район своим позитивным опытом внедрения занятий воркаутом, убедив молодёжь района, что, для того чтобы стать сильным и здоровым, вовсе не обязательно ходить в клубы и заниматься на сложных тренажёрах. Достичь совершенства можно и на уличной спортплощадке.

Вслед за ним ещё два молодых педагога - Мордасов А.А. и Натхин Е.А. - стали дипломантами этого конкурса в номинации «Лучший проект». Евгений Натхин стал лауреатом финала регионального конкурса «Учитель года Дона» в номинации «Педагогический дебют». Использовав конкурсный импульс, создал в гимназии клуб молодого педагога «Пеликашки». Команда  этого клуба открывала первый Всероссийский Форум для молодых педагогов в Лазаревской.

12 раз учителя гимназии становились победителями конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, получая президентские и губернаторские гранты.

Представители клуба выступали  в Мытищах и Йошкар – Оле, Самаре, Москве, Ульяновске, Майкопе и Чебоксарах на семинарах, давали мастер – классы и открытые уроки. Педагоги гимназии - активные помощники при организации всероссийских методических семинаров в посёлке Лазаревском, и уже три года выступают на мартовских всероссийских форумах для молодых педагогов. Такова география нашего методического роста.

Понимаем, что усилий одних только педагогов мало, важен командный дух…

Действие третье: «Мы – команда!»

Действующие лица: гимназисты, родители, педагоги.

«Сначала воспитание, потом образование». Ольга Васильева, министр образования РФ.

Можно по – разному относится к этому постулату, но в этом вопросе мы созвучны с министром. Воспитание даёт тот фундамент, на котором базируется процесс становления личности.

Всем известно о так называемом «золотом треугольнике»: ребёнок - родители - учителя. Но часто ли мы задумываемся о том, как это триединство превратить в содружество целей, идей и результатов. Как сделать так, чтобы оно получило новое развитие и работало на успешность каждого ребёнка? 

Идя по этому пути, уже три года назад мы возвратились к практике проведения общегимназических родительских собраний.

http://rem-gim1.ucoz.com/index/roditelskij_komitet/0-78

В селе школа -  один из главнейших социальных институтов. Поэтому через наши собрания проходят многие темы, раскрывающие, проблемные, краеугольные вопросы. Это вопросы ценностей, отношения к миру, к другим людям, социализации и реализации своих лучших качеств.

Родители в этих собраниях не пассивные слушатели, а активные участники уроков, мастер – классов, концертов, игр и соревнований. Они проводят уроки, рассказывают о своей профессии. А прошедшем учебном году уроки для родителей провели их дети, научив оптимально использовать  функции смартфона, рассчитывать бюджет для ремонта и вычислять свою будущую пенсию.

В гимназии работает социальная психолого – педагогическая служба, оказывающая психологическую поддержку и консультирование и организующая работу родительских клубов.

Родители – активные участники проектной деятельности своих детей. Так, например, проекты по составлению своей родословной, где родители трудились совместно со своими детьми под руководством педагогов, стали победителями региональных и зональных НПК. Успешно реализуется экологический проект «Сделаем мир краше!». Уже многое смогли сделать и снова, конечно же, не без помощи наших родителей. Насадили аллею хвойников и разбили альпинарий по всем правилам ландшафтного дизайна.

Совместно создаём комфортную гимназическую среду, соблюдая требования к цветодизайну, дизайну интерьеров и учебных кабинетов, установили ростовые парты и конторки, создали зелёные уголки в рекреациях, как элементы зимнего сада, дизайн которых  разрабатывается учителями  и учениками (метод проектной деятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности).

В гимназии принята  форма, которая позволяет выразить индивидуальность, и в то же время она обеспечивает единство на торжественных линейках, единый корпоративный стиль одежды. 

Налажены партнёрские связи с Центральной районной больницей, с сельскохозяйственным предприятием «Мир», со многими организациями и ведомствами, с которыми у нас общие интересы, ресурсы которых мы используем, благодаря нашим родителям в образовательных и воспитательных целях.

Всё это делается для того, что - бы каждый участник образовательного процесса ощутил себя равноправным и заинтересованным  членом одной большой команды и понимал, что успех завтра зависит от нашего сегодня. Гимназисты становятся сплочённее, увереннее в себе, улучшается микроклимат в классных коллективах, дети бережно относятся к своему второму дому.

И как следствие - победа в областном конкурсе - смотре отрядов ЮИД, зональном этапе конкурса «Дружина юных пожарных». Ребята  - дипломанты  и лауреаты зональных и региональных «Академий юных исследователей», регионального этапа краеведческого конкурса «Отечество». Работы юных художников и мастеров становятся гордостью дополнительного образования гимназии  и побеждают в региональных и муниципальных конкурсах. Ребята привыкают к ситуациям конкурентности, к тому, что не всегда получается выигрывать, что для победы нужно прикладывать усилия и развиваться. Даже ЕГЭ им сдавать легче.

Каждой весной  гимназисты гордо шествуют по «Красной дорожке» во время традиционной торжественной церемонии награждения победителей. Этот звёздный час останется в их памяти на всю жизнь!

Действие четвертое: «Учимся учиться, учимся учить...»

Действующие лица: гимназисты, родители, учителя.

«Школа должна учить человека учиться. В мире неопределённости, сложности и разнообразия ключевая компетентность человека – умение обновлять свои компетентности».  Академик А.Асмолов.

В образовательном процессе гимназия идёт по пути максимальной индивидуализации. Это стало возможно при реализации профильного обучения. Старшеклассники сами составляют свой «ИУП – индивидуальный учебный план», осуществляют выбор именно тех профилей и предметов, в которых они сами хотят преуспеть. И это специальная воспитательная работа: ты можешь ошибиться, попробовать и понять, что это не твое, изменить свой выбор, это нормально. Для нас важна самостоятельность и ответственность каждого гимназиста в процессе профильной подготовки на основе использования блочно – модульных, проектных технологий. В 10,11-х классах работают два профиля: естественно – математический  и социально – гуманитарный. Средний балл по гимназии по итогам ЕГЭ-62%. Например, в этом году гимназистами выбрано для сдачи ЕГЭ  9 предметов, по 8-ми из них достигнуты результаты выше средне областных показателей.

Перед педагогами поставлена задача выбора технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.Как результат в 2015 году гимназия вошла в ТОП-200 лучших сельских школ России, http://www.ug.ru/news/16467,  в 2016 году победили в конкурсе в рамках Всероссийского образовательного Форума «Проблемы и перспективы современного образования в России» как «Лучшая сельская школа» http://newobrazovanie.ru/d/1086595/d/itogovyy_spisok_laureatov_2016_1.pdf, а в 2017 году стали победителями «Всероссийской выставки образовательных учреждений», занесены во Всероссийский реестр «Книга почёта».

Рабочие места педагогов и администрации гимназии компьютеризированы. Кабинеты оснащены видео-, аудиоаппаратурой и мультимедийным оборудованием. Создан информационно-ресурсный центр, который объединил библиотеку, медиатеку, фонотеку, видеотеку и актовый зал. Вводится система электронного музыкального звонка.  На сегодняшний день используются более  30 интерактивных досок. 

В педагогической практике педагоги гимназии учатся сочетать информационные (интерактивные) и образовательные технологии. 

В постоянном режиме работает сайт гимназии rem-gim1.ucoz.com - динамичное средство массовой информации, на главном экране в фойе первого этажа постоянно обновляемый анонс событий и мероприятий в гимназии.

Действие пятое: «ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ» (lifelong learning)

Действующие лица: директор

Живу, надеясь на одно,
Что все же хватит сил,
Начав однажды с ноты "до",
Закончить нотой "си".
Как важно не растерять, а преумножить….

О. Парамонов.

Я - директор, Заслуженный учитель РФ, в должности с 2010. Прошла профессиональный путь от «маленького» учителя – учителя начальных классов, выпускница  Таганрогской педагогической школы, впоследствии получила образование в Харьковском центре «Развивающее обучение» по системе Эльконина-Давыдова, успешно выпустившая в основное звено более двухсот ремонтненских ребятишек. Имею опыт работы методиста отдела образования, в течение трёх лет возглавляла районную профсоюзную организацию, 2011-2013 – заведующий РОО. И все годы – это постоянная учеба: Днепропетропетровская область, Белоруссия, книги М.Поташника и Е.Ямбурга и, конечно же обучение у моих коллег, окружающих меня педагогов. Одним из учителей для меня, сегодняшнего директора, а тогда – молодой учительницы с семилетним стажем работы, стала Галина Михайловна Нестеренко – ныне методист областного института повышения квалификации, в прошлом – заведующий районным отделом образования. Терпеливая и мудрая, энергичная и деловая она учила жить и работать, работать и жить. И ещё постоянно учиться, неустанно повторяя, вводя новые проекты: «Давай продумаем их так, чтобы спустя время, мы могли отметить, что это было сделано при нашем участии, это было при нас». А ещё мои гимназисты, родители, социум… - это не терпит пробуксовки и повторения. Теперь по-другому отношусь к этим поездкам, потому что это была школа будущего, что возьму сейчас. Что оставлю на потом. Днепропетровская область, Магдалиновка - работа с кадрами, воспитание будущего поколения к профессии педагога, и сейчас выпускники гимназии - наши учителя, школа радости в Минске, это теперь наша школа.

Начиная реализацию программы развития нашего образовательного учреждения, направленную на преобразование гимназии в методический центр развития образования (ЦРО) района, юго-востока нашей Ростовской области, прежде чем выбирать систему мотивировок педагогического коллектива, мы попытались оценить свою собственную подготовленность к этой деятельности. Начали с самообразования, изучения соответствующей научной разработанности проблемы мотивации профессионального развития педагогов. Почувствовав, что этого недостаточно, поступила сама и ещё четыре заместителя заочно в Институт управления бизнеса и права и получили образования по программе «Менеджмент».

Не эпилог…

Год 2017. Каким ты станешь в истории МБОУ Ремонтненская гимназия №1?

История гимназии, как и любая история, развивается по спирали.

Пройдя один виток, понимаем, что впереди новый, похожий, но другой…  Перед этими же людьми - коллегами – учителями, родителями и гимназистами встанут новые задачи и откроются новые горизонты, которые будут нелегко достижимыми, но мы будем стараться упорно подниматься на новые высоты, делая шаг за шагом вперёд. Каждый новый учебный год, начиная с новой высоты, принимая первоклашек, закладываем базу предстоящим достижениям. И все действия исполнятся вновь…

С уважением,
Ремонтненская Гимназия №1