Средняя общеобразовательная школа №5 Курского муниципального района

Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы №5
с. Эдиссия, Ставропольский край
 

Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»

Более 200 лет назад на ставропольской земле, в отдаленном районе, в засушливой климатической зоне появилось уникальное село с красивым названием Эдиссия. Спустя 50 лет здесь открывается одноклассная  мужская церковно-приходская школа, в которой учатся 50 мальчиков.  Сегодня школа объединяет 60 педагогов, 600 учащихся и их родителей, а также общественность села. Это единая команда, где каждый нацелен на общий успех, способен работать на общий результат. И благодаря этому единению школа стала центром образования и культуры села, которое максимально удовлетворяет образовательные запросы заказчиков: учащихся, родителей, социума, государства.

Качественное школьное образование — первая ступенька, ведущая современного человека на вершину успеха. Успешная школа – это не только успешное функционирование самого общеобразовательного учреждения, а также деятельность каждого участника образовательных отношений в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

На самом деле блестящий успех — это то, чего добивается коллектив лишь благодаря своему собственному, только ему одному присущему потенциалу и благодаря постоянному самосовершенствованию, а потому успех нужно измерять по-другому — сравнивая, каковы были цели и задачи, и каких результатов коллектив достиг в соответствии с ними.

В своих научных работах И. Адизес популярно излагает суть методологии и способы управления, ведущих к успеху «Прежде всего, должно быть ощущение необходимости перемен, понимание того, что систему можно улучшить. Люди должны осознать: то, что имеется – недостаточно хорошо… Нужно сформировать потребность изменений…» [1].  

А это значит, успешность школы заключается в ее развитии. Развитие – процесс, значит, не существует планки, которую надо достичь и сохранять. В этом состоит миссия и философия развития школы. 

Руководствуясь трудами известных педагогов, мы уже определили для себя некоторые элементы формулы развития школы: требования ФГОС плюс деятельность (планирование, осуществление мероприятий, контроль, анализ и  действия по постоянному улучшению показателей, корригирование и регулирование [2])  равно результат, который необходимо постоянно улучшать. Эту формулу можно представить как систему  действий руководителя по управлению качеством образования и известную как цикл «Plan-Do-Check-Act» (PDCA) - циклически повторяющийся процесс принятия решения, также известен как принцип Деминга-Шухарта [3]. Эта система действий предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, распределяются ресурсы, средства, осуществляется постоянный контроль и измерение процессов и результатов в сравнении с целями, задачами и требованиями.  Принимаются меры по устранению причин отклонений от запланированного результата, действия по постоянному улучшению показателей [4].  

Руководитель или учитель, владеющий системой действий, имеет огромное преимущество перед тем, кто им не владеет.

Успешная   деятельность во многом зависит от того, кто и как ею управляет.  Успешная школа имеет сильного директора-лидера. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться  современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения  в освоении данных технологий  коллективом.

Одна из величайших потребностей — иметь ясную цель для всех, поэтому необходим инстинкт успеха для того, чтобы осуществить ее. Цель работы нашего коллектива: сформировать в школе современную модель образования, направленную на воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, сформировать духовную личность, от которой во многом будет зависеть будущее нашей страны и общества.

Следующий признак успешной школы - это климат высоких ожиданий от всех детей [5]. Ожидания – это внутренняя система убеждения всех учителей в том, что можно научить всех учащихся, что они имеют достаточно возможностей, чтобы помочь каждому ребенку овладеть материалом, а стандарты – это внешние факторы, требования. Самый большой подарок, который мы даем детям – это глубинное убеждение, что они могут добиться успеха.

Профессионально-творческая деятельность педагогов по формированию ситуаций успеха создаёт необходимые разрешающие условия для самореализации и самоутверждения подростка в коллективе окружающих людей, признания его личностного потенциала, возможностей. Всё это приводит к появлению у воспитанника чувства радости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т.е. состояния успеха. Через создание ситуаций успеха мы идем к достижению самого успеха.

Следующий признак успешности школы – это регулярное отслеживание и коррекция результатов. Вся деятельность направлена на достижение качественного результата. Основные факторы, влияющие на качество образования в школе:  содержание образования; формирование контингента обучающихся; кадровый потенциал; обеспечение обучения: методического и материально-технического.

Одним из важных ресурсов школы, требующего постоянного развития являются обучающиеся.  При этом основной фактор - формирование положительной мотивации.

Благодаря социальному взаимодействию учителя, ученика и родителя, с целью осуществления контроля качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса мы эффективно реализуем модель управления качеством формирования контингента обучающихся. В этой модели заложена методология цикла PDCA [4]. Независимая оценка качества образования, выявление степени удовлетворенности родителей образовательными услугами  является одним из важных факторов для действий на постоянное улучшение результатов.

На любом  этапе образовательной деятельности могут возникнуть несоответствия. С целью предотвращения подготовки выпускников, несоответствующих установленным требованиям, осуществляется контроль качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса. На определенном этапе учащиеся могут не справиться с требованиями. Все случаи несоответствия идентифицируются и регистрируются немедленно после обнаружения с последующим проведением корректирующих мероприятий. После выявления несоответствия составляется план корректирующих или предупреждающих действий (КД/КП). А затем согласно плану - карточки КД/КП на все случаи несоответствия.

Отчетами по результатам контрольных мероприятий являются: итоги текущей успеваемости;  итоги промежуточной аттестации; протоколы ГИА; справка о выполнении предупреждающих и корректирующих действий.

Ответственность за контроль, проверку и анализ процесса управления несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Таким образом, деятельность всех участников образовательных отношений направлена на достижение запланированных конечных целей посредством мотивированного, целенаправленного, автономного решения поставленных задач.

Модель управления качеством формирования контингента обучающихся эффективно реализуется и в работе с одаренными детьми.  Для выхода учеников школы на более высокий уровень, особое значение имеет участие и победы в различных конкурсах краевого и всероссийского значения, в защите научно-исследовательских работ, проектов, в олимпиадах, в спортивных соревнованиях. Это зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте.

Ведущим фактором обеспечения качества образования и основным ресурсом развития школы является кадровый потенциал педагогов.

Повышение качества образования сегодня напрямую связано с ростом профессионального уровня педагогических работников. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться [6].

Введение нового профессионального стандарта (ПС) педагога неизбежно влечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки. Появилась необходимость наполнения ПС учителя новыми компетенциями. ПС педагога дает новый импульс его развитию. Он становится успешным лидером, активным гражданином, компетентным педагогом, ответственным наставником, инновационным практиком [7].

Поэтапная реализация стандарта осуществляется через организацию изучения ПС; систему непрерывного образования; работу с молодыми кадрами; самообразование [8].

Большое влияние на профессиональный рост учителя оказывает его участие в конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, семинарах, конференциях, проектах, круглых столах и т.д. ПС способствует повышению уровня квалификации педагогических работников, повышению их мотивации к результативной деятельности, сохранению кадрового потенциала [10].

Механизм профессионального учительского роста в условиях введения ПС позволяет: обеспечить доступное качественное образование; решить проблему привлечения молодых специалистов в школу; содействовать повышению квалификации и мотивации к профессиональному развитию педагогических работников; поднять престиж профессии педагога; повысить степень удовлетворенности родительского сообщества предоставляемыми образовательными услугами.

Одним из стратегических направлений успешности школы является развитие социального партнёрства. Еще в двадцатом веке А.С. Макаренко создал социальную систему и показал на практике, как специально организованная среда работает на человеческое развитие. Школа - единое обучающее и воспитывающее пространство, пространство социального партнерства, гражданской инициативы и общественной самоорганизации.

Сегодня отведена важнейшая роль системе дополнительного образования. «Каждый ребёнок одарён. Раскрыть его таланты — дело школы и дополнительного образования. В этом — успех России» [9].

Дополнительное образование в школе  представлено по трём отраслям: образование, культура, физическая культура и спорт, которые направлены на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

На сегодняшний день модель системы дополнительного образования является наиболее эффективной для обучения детей в условиях  интеграции школы и учреждений дополнительного образования.

Сотрудничество с ними расширяет диапазон поиска и открытий, новых жизненных устремлений ребенка и удовлетворяет его образовательные потребности; создает условия для самоутверждения учащихся и профессионального самоопределения. Растет уровень интеллектуального развития школьников.

Решению задач по профориентации способствует социальное партнерство с предприятиями села. Выпускники поступают в Вузы с целевыми направлениями и возвращаются в село. Руководители предприятий оказывают социальную поддержку детям из социально неблагополучных или малообеспеченных семей. Дети с повышенным уровнем интеллектуального развития получают стипендию, учрежденную одним из руководителей  предприятия, что  развивает благоприятную и мотивирующую на учебу атмосферу в школе.

Сегодня Россия - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей. И мы являемся частью этой системы. Задача школы заключается в сохранении и развитии культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Богатыми возможностями нравственно-эмоционального воздействия на детей обладает школьный музей, который является святыней школы, очагом народной культуры, методическим центром по осуществлению национально ориентированного воспитания. Большое значение в воспитании патриотизма имеют созданный в школе военно-патриотический клуб, который регулярно принимает участие в соревнованиях, слетах, ведет исследовательскую работу, принимает участие в работе  школьного музея, где хранятся уникальные исторические документы.

Большую роль играет взаимосвязь семьи и школы. Общий процент участия родителей в жизни школы достаточно высок - это помощь в проведении внеклассных мероприятий, поездок, экскурсий, походов на природу, экологических акций. Несомненно, что всё это поднимает имидж и авторитет родного края в глазах детей и их родителей, воспитывает экономическое отношение к природным ресурсам, развивает волонтёрское движение.

Сегодня успешная школа – это открытое образовательное пространство, в котором через систему социального взаимодействия поддерживается атмосфера единения, взаимодеятельности всех участников образовательных отношений.

И, наконец, общее управление образовательной организацией играет важную роль в развитии и успешности школы. Мы развиваем государственно-общественное  управление. Благодаря расширению общественного участия в  управлении школой мы получаем системные эффекты такие, как рост качества образования, рост доверия общества к школе,  улучшение ее имиджа; развитие и поддержка детей с повышенным уровнем интеллектуального развития; разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений.

Анализируя деятельность, мы выделяем восемь признаков успешной школы, школы устойчивого развития [5]:

- Лидерство руководителя
- Ясная и сфокусированная цель для всех.
- Глубинное убеждение, что все дети могут добиться успеха.
- Регулярное отслеживание результатов и их коррекция.
- Профессиональный рост учителя.
- Влияние социального партнерства на развитие школы.
- Положительное отношение семьи и школы.
- Расширение общественного участия в управлении школой.

В результате, школа становится одной из лучших, лидирующих школ.

Список литературы:

1. Статья из журнала: И. Адизес.  Развитие – основа успеха организации.// Образовательная политика. – Москва, 2016. – Вып. 1.- С.10.
2. М.М. Поташник. Эксклюзивные аспекты управления школой. Методическое пособие. – Москва. Педагогическое общество России, 2011. – 58-59 с.
3. Интернет-документ. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Цикл_Деминга
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. Требования ISO 9001:2008 Quality management systems – Requirements. п.8.2-п.8.5
5. Кожурина Людмила. Эффективная школа: ключевые характеристики.//Политика образования. – Москва. Главная страница газеты «Первое сентября». Содержание №8/2014.
6. Профессиональный стандарт. (Концепция и содержание). – Москва, 2015. – С.2.
7. Т.Б. Алишев. Актуальные направления политики в сфере подготовки и профессионального развития педагогов в Республике Татарстан. Казань, 2015 – С.4.
8. Интернет-документ. ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. http://gigabaza.ru/doc/172607-pall.html.
9. В. В. Путин об образовании в ежегодном послании Федеральному собранию.- 2016. https://ros-obrazovanie.ru/news/vladimir-putin-ob-obrazovanii-v-ezhegodn....
10. Брындина Е.Н. Проект внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога. http://onoxoisosch2.ucoz.ru/doc15_16/proekt_profstandart_uchitelja.pdf.

Авторы статьи:
Мурадханова Т. Н., директор МКОУ СОШ №5 Курского муниципального района Ставропольского края
Атанасова О. И., учитель русского языка и литературы