Средняя общеобразовательная школа №13

Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы №13
г. Обнинск, Калужская область
 

Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»

«Тринадцатое – число счастливое»

Успешная школа. Мнение участников образовательного процесса и не только

Нашей школе – тринадцатой образовательной школе города Обнинска – 33 года. Объявленный в прошлом году «У.Г.» конкурс заставил задуматься, какую школу в России можно назвать успешной. Для нас, учителей, ответ ясен и однозначен. Успешная школа – это школа, создающая условия для успешного обучения и воспитания всех детей, каждого ребёнка, без отбора. Успешная школа стремится создать условия для профессионального и творческого роста учителей. Успешная школа делает своими единомышленниками, помощниками родителей её учеников. Успешная школа является вторым тёплым, уютным домом для всех участников образовательного процесса. Успешная школа – это открытое пространство для тех, кто помогает школе делать жизнь её учеников яркой, содержательной, умной, интересной. Успешная школа – это именно та школа, куда родители хотят отдать своих детей.

Оглядываясь на пройденный путь (а путь этот, по известным объективным причинам, был непростым), мы, учителя тринадцатой, можем сказать: наша школа достойно выдержала испытания на прочность.

Вот что о нашей школе говорят руководители города.

Вице-мэр по социальной политике Татьяна Попова: «Школа №13 вошла в историю Обнинска как инновационная, передовая, осваивающая новые педагогические методы работы и стремящаяся соответствовать высоким критериям модернизации образования и запросам населения микрорайона. Успешное комплектование первых классов показывает, что за последние годы отмечается их немалый прирост, а значит авторитет школы и её добрая слава у родителей растут. Среди достижений педагогического коллектива есть особенно важные для Обнинска – успешное воспитание у учащихся гражданственности, активное общение с учёными, передача традиций наукограда юному поколению. В школе обновляется учительский состав, происходит омоложение кадров».

Начальник Управления общего образования Татьяна Волнистова: «Школа №13 – учреждение, по праву вошедшее в список лучших в Обнинске. И, пожалуй, оно именно потому относится к разряду «счастливчиков», что создавалось человеком, стоявшим у истоков формирования системы образования города Обнинска. Первый директор школы, Заслуженный учитель РФ Светлана Ракосей, блестящий педагог и руководитель, превратила школу-новостройку в учреждение с богатыми традициями, с сильнейшим коллективом профессионалов. Школа №13 высоко востребована родительской общественностью. Традиции, заложенные Светланой Ракосей, успешно продолжают педколлектив и нынешний директор Ольга Пестрикова. Сегодня школа №13 – это школа, где хорошо учат, где организована содержательная внеурочная деятельность, где комфортно всем: и учителям, и школьникам, и их родителям».

А вот отзывы о школе учеников и родителей

«Здесь учились мои родители, - говорит ученица Диана Быкова, - и я, как и они тогда, всегда нахожу в школе поддержку и понимание. Школа модернизируется. В каждом кабинете стоят компьютер, интерактивная доска, на олимпиады и конференции отправляется много учеников. И, конечно же, они получают призовые места. Мне кажется, что нашей школой можно гордиться. Она воспитала много хороших, достойных людей».

«В нашу школу хочется идти, - говорит другая ученица, Евгения Роговицкая, - здесь не только сильный педагогический коллектив, но и люди, помогающие сделать правильный выбор в жизни».

«Спасибо школе! Она – главный помощник в становлении личности моего сына», - делится впечатлениями мама одного из учеников Оксана Кузьмина.

На сегодня школа сделала 30 выпусков. У каждого из выпускников по-разному сложилась судьба, но все они стали достойными людьми. Педколлектив считает: именно это и есть самый главный результат работы нашей школы!

Что касается главного официального показателя успешности, то каждый второй учится на «4» и «5». Ежегодно несколько учеников оканчивают школу с медалями; поступают в вузы от 75% до 95% (в разные годы). Среди участников городских и региональных, российских олимпиад и конференций внушительное количество призёров, лауреатов, победителей. Результаты ЕГЭ выше, чем по России.

Поиски путей обновления образовательного процесса

Нововведения стали реальностью повседневной жизни многих российских школ. Наша школа – одна из первых в городе перешла на 5-дневную рабочую неделю. Школа стала экспериментальной площадкой МО РФ по апробации 12-го учебного плана (предметы по выбору учащихся). Это нашло отражение и в применении вариативности школьного компонента при переходе на базисный учебный план, в уровневой дифференциации обучения, в освоении развивающего обучения в начальных классах, использовании на всех ступенях обучения альтернативных учебных пособий, учебников, курсов, в введении гражданско-правового образования.

Все годы школа обеспечивала достаточно хорошие образовательные результаты при практической стабильности и устойчивости. Вместе с тем школа имела потенциальные возможности и предпосылки для своего дальнейшего роста через освоение новых технологий обучения, другого подхода к обучению, новой организации учебного процесса.

Высокие интеллектуально-профессиональные возможности педколлектива, благоприятный творческий микроклимат, устремлённость большой группы учителей к инновационной деятельности для получения более качественных результатов в обучении и воспитании детей – все эти условия помогли школе перейти в режим развития.

С 1997 года школа, завершив трехлетний эксперимент, получила статус школы с углублённым изучением ряда предметов. Кроме общеобразовательных классов на третьей ступени обучения мы имеем три направления:

- физико-математическое;

- химико-биологическое;

- гуманитарное.

Учащиеся имеют возможность выбора направления, содержания обучения в соответствии с их способностями и желаниями. Создана оптимальная образовательная среда для каждого ученика: индивидуальные и групповые образовательные траектории.

В школе изучаются три иностранных языка: английский, немецкий, французский.

Для детей с высокой учебной мотивацией разработана программа «Одарённые дети». Кроме углублённого изучения ряда предметов, более 100 ребят с девятого класса занимаются на спецкурсах в Малой академии наук.

Углубление знаний по профильным предметам, погружение в новое информационное поле, стимулирует у детей интерес к исследовательской работе. Успешно работает научное общество учащихся «Поиск». Почётным председателем школьного НОУ является доктор технических наук профессор Юрьев Юрий Сергеевич. Стали традицией научно-практические конференции, «Открытый микрофон» - встречи с учёными, инженерами, представителями городской власти, бизнеса, депутатами ГС и др.

О социальном партнерстве

Школа активно и целенаправленно использует уникальный интеллектуальный и творческий потенциал города – Первого наукограда России. Экскурсии в НИИ и на предприятия стали традицией. Школа первая, и пока единственная в городе, имеет соглашение о сотрудничестве с градообразующим ГНЦ РФ - ФЭИ. Именно здесь 73 года назад была построена Первая в мире АЭС. Школа - член Музейного клуба ФЭИ и участник проектов «Планета Мирный атом», «Атомный проект глазами внуков», «Планетарные энергетические сценарии», «Инновационные стратегии в пространстве культуры», «Родные наши ветераны» и др. Наши ребята учатся работать как с документальными источниками, видеоархивами, так и с живыми носителями истории науки. Результаты своей работы они представляют на конференциях регионального и федерального уровня. Традицией стало участие в творческих и научно-образовательных конкурсах (дети рисуют, пишут стихи, танцуют), в конференциях, круглых столах, экскурсиях-уроках, игровых тренингах. Наши учащиеся часто выступают в пультовом зале Первой АЭС с литературно-поэтическими композициями, посвящёнными эпохальной героике России. Неподдельный интерес ребят, их творческое участие дают уверенность в том, что так и воспитывается истинный, неподдельный патриотизм.

Тематические вечера с участием ветеранов атомной отрасли, тёплые сердечные беседы за чаем оставляют у детей неизгладимые впечатления, что и называют в народе памятью сердца.

О гражданско-правовом образовании

Школа работает над совершенствованием системы гражданского образования. Здесь не лишне сказать о той роли, которую в своё время сыграла «Учительская газета». Именно «УГ» стояла у истоков возрождения серьёзного гражданского образования в России. Её детище – Всероссийская Ассоциация «За гражданское образование» - стремительно росло и взрослело. Членом Ассоциации стала и наша школа. Впоследствии именно наша школа была инициатором создания городского Объединения преподавателей гражданского образования. На базе нашей школы проходят семинары и тренинги для учителей школ Обнинска и Калужского региона. Не случайно в формулировке миссии школы №13 есть такая мысль: «…школа должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их». Именно поэтому педагоги нашей школы взяли на себя смелость разработать, а затем и апробировать Программу гражданско-правового образования. Были успешно реализованы проекты «Школа – правовое пространство», «Мы – сограждане», «Учимся толерантности», «Я – гражданин России». Всероссийская акция «Я – гражданин России» нашла горячий отклик в сердцах детей, учителей, родителей. Команда нашей школы стала суперфиналистом I Всероссийской акции, финал которой проходил в Орлёнке. «Тимуровцами нового века» назвала наших ребят «Учительская газета».

Совместно с городским объединением «За гражданское образование» были изданы и распространены в школы Обнинска, Калужской области и других регионов России пять методических сборников. Среди них сборник «Мы – сограждане» (из опыта работы по гражданскому образованию школы №13 города Обнинска). Центр правовой культуры нашей школы несколько лет издавал газету «ШАГИ» (Школьная Ассоциация Гражданских Инициатив). Несколько лет школа была базовой экспериментальной площадкой по гражданскому образованию МО России и Министерства образования и науки Калужской области.

Учитель – ключевая фигура в школе. Школа и родители

Каков учитель – такова и школа. В школе созданы условия для профессионального роста педагогов: действуют семинары-практикумы, проводятся конференции, педчтения, Панорамы открытых уроков. Учителя нашей школы - члены региональной Ассоциации учителей математики, истории и начальных классов, ежегодно принимают участие во Всероссийском педагогическом марафоне, Международном салоне образования, российских конференциях, посвящённых наследию великих педагогов. Педколлектив сотрудничает с авторами системы развивающего обучения Л. Занкова. Наши учителя дают мастер-классы на международной конференции «Информационные технологии для новой школы», на региональных и городских семинарах, участвуют и побеждают в конкурсах «Я в педагогике нашёл своё призвание», «Учитель года», «Самый классный классный», в реализации проекта «Intel. Учителя будущего» и становятся призёрами и победителями.

В настоящее время в школе работает 50 педагогов, один из которых имеет звание «Заслуженный учитель РФ», пятеро – «Отличник народного просвещения» и шестеро – «Почётный работник народного образования». Половина педагогов имеет высшую квалификационную категорию, многие учителя награждены Грамотами Министерства образования РФ.

В школе работает много молодых специалистов, среди них четверо – бывшие выпускники 13-ой.

Что касается родителей, то школа всегда открыта для диалога. Родители – постоянные участники педсоветов, учительских конференций, педчтений. Традиционны ежегодные Дни открытых дверей, родительские конференции. Родители получают в школе консультации, необходимую литературу по вопросам семейного воспитания. Педколлектив школы совместно с Объединением преподавателей гражданского образования составил и издал брошюру «… если ребёнок попал в беду» и распространил её в школах города.

Из исторической справки о школе:

Девиз педколлектива: «Сердце – детям, Родине – граждан!»

1984 год – открылась школа №13 в новом микрорайоне;

1998 год – получила статус школы с углублённым изучением ряда предметов;

2001 год – школа – суперфиналист I Всероссийской Акции «Я- гражданин России»;

2005 год – победитель областного конкурса «Лучшие школы Калужской области» в номинации «Школа гражданского становления»;

2006 год – за сохранение и восполнение интеллектуального потенциала России школа награждена Дипломом Госдумы РФ и Национальной системы развития «Интеграция»;

2007 год – за инновационную деятельность, качество обучения школа стала победителем конкурса в рамках приоритетного Национального проекта «Образование», получила грант в размере 1 миллиона рублей.

Шесть раз школа №13 становилась лауреатом конкурса «Школа года России», вошла в Единый Национальный реестр ведущих образовательных учреждений РФ – 2015. Школа вошла в 100 лучших образовательных учреждений России Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»;

Заключение

«Достигнутые результаты дают нам возможность мыслить оптимистично и с уверенностью смотреть в будущее,» - считает директор школы №13 Ольга Владимировна Пестрикова.

А вот признание ученика 10 класса, победителя городского и областного конкурсов «Старшеклассник - 2017» Андрея Кузьмина: «Успех школы заключается не только в её достижениях, но и в том, насколько её любят ученики. Готовы ли они защищать честь школы? Как можно подвести тех, кто ведёт тебя по жизни? С одной стороны, это родители, а с другой – школа. Спортсмены, стоящие на пьедестале, говорят, что в этот момент испытывают гордость за свою страну. Вот так и я, участвуя и побеждая в различных олимпиадах, научно-практических конференциях и получая награды, испытываю гордость не только за себя. Я испытываю гордость за учителей, которые помогли мне достичь успеха, за то, что имя моей школы звучит. Звучит громко! Желание учеников прославлять свою школу – это и есть успех. Успех школы! И если в начале твоего пути стоит успешная школа, то дальше будет и успешная страна, которую строить нам!»

По поручению педколлектива МБОУ «СОШ №13» города Обнинска
Светлана Дмитриевна Сивачок, Отличник народного просвещения