Воткинский лицей

Конкурсная работа Воткинского лицея
г. Воткинск, Республика Удмуртия
 

Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»

Наша технология – технология индивидуализации и тьюторства

В октябре 2017 года Воткинский лицей отметит свое 25-летие. В течение многих лет в городе Воткинске создавалось образовательное учреждение, где сочетается высокий уровень требований, определяемых статусом лицея как учебного заведения повышенного уровня образования и, в то же время, складывалась своя атмосфера общения, свой уклад деятельности, обширное внеурочное пространство, атмосфера благородства, понимания, доверия, взаимопомощи и поддержки – то, что мы определяем понятием особое состояние души.

Лицей никогда не шел по проторенной дороге, сам пробирался «через тернии к звездам», был первооткрывателем, инициатором, инноватором! С первого дня существования лицея был введен институт кураторов, которые осуществляли целенаправленную деятельность по поддержке ребенка на пути саморазвития и самоопределения. Именно кураторы способствовали созданию в лицее атмосферы радости через организацию ситуаций успеха, атмосферы защищенности ребенка в детском коллективе, творческому развитию каждого лицеиста. Незабываемы для выпускников лицейские праздники – День лицея, Татьянин день, Парад олимпиад, лицейская миля, последний звонок, выпускной бал, где для каждого находится важная роль, где все творят – взрослые и дети, а  вместе  - лицейское содружество!

Современный лицей отличает не только его многопрофильность (в лицее реализуются физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный и информационно-технологический профили обучения), но и хорошая материально-техническая база и высококвалифицированный педагогический персонал.

Лицей сегодня – центр социокультурного развития, находящийся в постоянном поиске и совершенствовании, занесен в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» за 2012 и 2016г. Является активным участником международного фонда Интеркультура по обучению иностранных студентов в рамках программы AFS. В 2014 г. лицей был занесен в Федеральный электронный Реестр «Доска почета России» № 31 от 15.04.2014 г. В 2015 г. Лицей стал лауреатом конкурса «100 лучших школ России». С 2016 г. МБОУ «Воткинский лицей» является членом Ассоциации школ международного бакалавриата.

Администрация и педагогический коллектив понимают, что «просто чему-то научив, можно получить выученную посредственность» (А.И. Адамский). Поэтому сегодня уже недостаточно просто передавать знания, нужно развивать, прежде всего, личностные качества обучающихся.

Мы стараемся индивидуализировать  и персонифицировать образовательный процесс. Пятый год мы реализуем проект тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы обучающихся. С 2013 года в лицее работают тьюторы, являющиеся членами Межрегиональной тьюторской Ассоциации. Под индивидуальной образовательной программой обучающегося (ИОП) мы понимаем следующее: это документ, определяющий способы, средства и ресурсы достижения его образовательных целей в рамках профессионального самоопределения.

Начальная школа лицея – это «Школа радости», где через обучение и игру закладываются умения учиться, развивается любознательность, формируется система ценностей и активная жизненная позиция. Обучающиеся начальной школы пробуют проектировать и исследовать окружающий мир, занимаются в Академии моделирования и конструирования, шахматном клубе, изучают историю своего города и страны в клубе «Музейная продленка», поют в лицейском хоре, посещают танцевальные и спортивные секции. Уже на первом этапе школьного обучения проявляются индивидуальные особенности ребенка, его интересы и склонности. Опытные  педагоги  начальной школы стараются помочь каждому ученику найти то направление, в котором ребенок чувствует себя успешным.

Первоначально работать с ИОП мы начали с десятикласниками и индивидуальная образовательная программа была рассчитана на два года. Однако очень скоро поняли, что начинать эту деятельность надо гораздо раньше. Тьютор, как специалист, способный создать условия для разработки индивидуального образовательного пути, может повысить эффективность профессионального и предпрофессионального самоопределения. Его работа должна начинаться с обучающимися 14-15 лет, когда человек находится на стадии подготовки к труду, ответственному и сознательному выбору профессии и планированию своего образовательного пути.

Инструментом для разработки ИОП является «Карта образовательных ресурсов», которую мы ежегодно составляем для лицеистов. Вариативность и открытость среды обеспечивается с помощью обогащения ее образовательными ресурсами учреждений высшего и среднего профессионального образования, предприятий и организаций города Воткинска. Для работы с обучающимися привлекаются специалисты непедагогических профессий, что усиливает ситуацию самостоятельного выбора.

Вариативность социальных ресурсов обеспечивается в ходе социальных практик на предприятиях и организациях города, во время работы в трудовых бригадах и в составе волонтерского отряда, что дает возможность обучающимся обрести опыт пребывания в другой социокультурной среде, встретиться с возможными «коллегами», «работодателями», получить от них отзыв о своей деятельности.

Система работы по индивидуализации и тьюторскому сопровождению обучающихся состоит из з-х блоков – диагностического, деятельностного и рефлексивного. На диагностическом этапе определяется познавательный интерес обучающихся, выявляются образовательные области, которые наиболее интересны школьникам. Семиклассники начинают составлять ИОП, определяют пути дальнейшего образования, личностного самопознания и саморазвития.

Мы выявляем насколько полно удовлетворены образовательные запросы обучающихся и каковы мотивы их обучения. Групповые беседы на тьюторском часе и индивидуальные тьюториалы позволяют понять уровень предпрофессионального самоопределения старшеклассников. Образовательные события «Мой выбор», «Секрет успеха» способствуют выявлению тех учащихся, которые еще не самоопределились и испытывают затруднения в выборе будущей профессиональной деятельности. «Профессионалы» – люди, успешные в своей профессии, бывшие выпускники лицея, приглашенные на образовательное событие, делятся своими секретами успеха, дают советы старшеклассникам, консультируют по различным вопросам, связанным с выбором профессии. Образовательное событие помогает также и в выборе темы индивидуального проекта.

На деятельностном этапе проводится работа по решению поставленных целей и задач. Работа с ИОП всегда начинается с образовательного события (ОС). Событийные форматы в тьюторском сообществе рассматриваются как принципиально важное условие становления открытых образовательных пространств, в которых возможна интеграция новых типов образовательных ресурсов. Организация событий  носит серийный характер – в 7,8,9,10,11 классах. Это дает возможность исследовать как происходит инициация, коммуникация, переосмысление и при использовании личностно-ресурсного картирования отследить выстраивание индивидуального образовательного маршрута.

Составив ИОП, ребенок приступает к ее реализации, выстраивает свой индивидуальный маршрут развития, приобретает опыт, анализирует, движется вперед, задумывается о своем будущем, тот ли он профиль выбрал, комфортно ли ему в коллективе.

В учебном плане старшеклассников есть тьюторский час, он предназначен для тьюторских консультаций по вопросам профессионального самоопределения, изучения и составления профессиограмм, знакомства с Атласом новых профессий, изучения рейтинга вузов страны и условий приема. Важным моментом в работе тьютора является составление разнообразных карт (ресурсные карты, мои интересы, мои мечты и др.). Учащиеся, определившиеся со своими профессиональными намерениями, получают возможность выполнить предпрофессиональные пробы во время каникул.

В марте-апреле выпускники защищают свою индивидуальную образовательную программу. На защиту приглашаются члены администрации лицея, тьюторы, классные руководители, учителя профильных предметов, родители. Тьюторы лицея работают в команде с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками.

Профессиональный поиск себя может занимать достаточно большой период в жизни каждого человека. Если эффективно работать на первичном этапе профессионального самоопределения, избегать основных ошибок, вовремя предоставлять необходимую информацию и тщательно следить за развитием индивидуальной образовательной траектории, то значительно увеличивается вероятность того, что на рынок труда в будущем выйдет специалист, который способен осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего дальнейшего профессионального и жизненного развития.

ФГОС ориентирован на становление личностных качеств выпускника, которые становятся чуть ли не основными результатами образования. Например, коммуникативность, умение сотрудничать, чувство юмора и т.д. Научить чувству юмора, инициативности, ответственности нельзя, однако можно все это сформировать через различные виды деятельности: проектную, игровую, через самоопределение, выбор и т. д. И самое интересное, что сегодня личные качества становятся условием профессионального успеха. Технологии меняются очень быстро, и человек, освоивший одну технологию, должен суметь вдруг быстро перейти на другую.

В контексте данного образовательного тренда мы уже пятый год занимаемся проектной деятельностью, реализуя индивидуальные, групповые, социально значимые и сетевые проекты. Исследовать и решать проектные задачи лицеисты начинают уже в начальной школе. С 5 класса в учебный план введен  теоретический курс «Основы проектной деятельности». Наши пятиклассники с удовольствием исследуют и пробуют проектировать. В классах сформированы проектные группы, среди участников распределены роли, в группах действуют определенные правила: уважать товарища, придерживаться регламента, помогать друг другу и т.д. Учащиеся 6-8 классов продолжают проектную линию обучения, главным образом, во внеурочной деятельности, а учащиеся 9-11 классов выполняют индивидуальные проекты творческого, социального, конструкторского или информационного характера.

Ежегодно в лицее проходит учебно-практическая конференция, где обучающиеся представляют свои исследовательские и проектные работы. Конференции направлены на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие обучающихся функциями организации выполнения заданий: планирования этапов выполнения работы и отслеживания продвижения в проекте, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов и рефлексии полученных результатов.

Убедительным доказательством личностных результатов являются успехи в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. В 2016/2017 учебном году в муниципальном туре участвовало 158 человек. Победителями стали 21 человек, 57 учащихся – призеры олимпиад. Пять лицеистов признаны лучшими в республике по математике, русскому языку, экономике, физической культуре, географии. В 2016/2017 учебном году ученица 11 класса стала абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике. Лицеисты принимают активное участие различных отборочных турах олимпиад, проводимых ВУЗами. И в каждой олимпиаде у нас есть призеры, которые отмечены дипломами победителей и призеров. Самые талантливые ученики лицея были приглашены  в образовательный центр для талантливых детей «Сириус» в Сочи на математическую смену.

В лицее работают спортивные секции  по волейболу, баскетболу, футболу, русской лапте. И в спорте у лицеистов великолепные результаты. Шестой год подряд Лицей держит пальму первенства в городской спартакиаде учащихся. Среди лицеистов есть свои кандидаты и мастера спорта. 40 старшеклассников получили золотые и серебряные значки ГТО в прошлом учебном году. Замечательные достижения показывают учащиеся Лицея в творчестве. Воспитанники эстрадной студии вокальной песни «На бис!» являются дипломантами республиканского конкурсов «Музыкальная лесенка», лауреатами и дипломантами Международных конкурса «Глобальный фестиваль», «Роза мира», «Крылья талантов» и др.

Еще одной важной образовательной тенденцией современности является языковая.

С 2012 года лицей сотрудничает с крупнейшей  международной  организацией AFS, объединяющей более 50 стран мира. Иностранные студенты из Италии, Германии, Бразилии, Чехии, Индонезии, Китая, Тайланда и других стран обучаются в лицее по индивидуальным учебным планам в рамках программы «Интеркультура» и живут в семьях наших учеников. Лицеисты также обучаются по обмену в Испании, Коста-Рике, Великобритании. Это способствует социальному развитию детей, готовности к свободному общению на русском, родном и иностранных языках, овладению современными средствами вербальной и невербальной коммуникации, освоению основ мировой культуры, воспитывает толерантность.

Результатом нашей практики является образовательный маршрут каждого ученика, который обеспечил индивидуализацию образования и стал предметом тьюторского сопровождения.

Таким образом, большинство обучающихся лицея осознанно подходят к своему образованию, 78-92% выпускников поступают в вузы по профилю обучения, мотивированы на творчество и инновационную деятельность, социально активны и готовы к сотрудничеству. В процессе работы с индивидуальной образовательной программой старшеклассники получают возможность для самоутверждения, могут представить себя в публичной ситуации, успешно социализируются в новых условиях, приобретают все виды личностных и регулятивных компетенций, обладание которыми необходимо для успешной жизни в современном обществе.

Ковырзина Людмила Николаевна, зам.директора по НМР