Общеобразовательная школа "Ксения" с углубленным изучением английского языка

​Конкурсная работа Общеобразовательной школы "Ксения" с углубленным изучением английского языка
г. Архангельск, Архангельская область

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Будущего нет: оно делается нами.
Л.Н. Толстой

Суббота. Пять часов вечера. Давно закончились уроки. А в нашей школе до сих пор кипит жизнь. Снимается кино. Одиннадцатиклассникиразучивают вальс - скоро «Последний звонок». Слышны голоса. Это родители второго класса вместе  с детьми репетируют спектакль. Заглядываем в один из кабинетов. Девятиклассники с азартом решают тесты. Экзамены не за горами! Малыши из школы полного дня бегут в столовую…

Невольно задаем себе вопрос: «Почему ученики не уходят домой? Почему не гаснет свет в школе? Что это за школа, из которой не уходят дети?» Это школа, где всем интересно, где все дышат одним воздухом, где нет равнодушных. Это наша школа!

Из учительской доносится аромат кофе. Это собралась группа педагогов по подготовке к конкурсу «Успешная школа». Думаем. Обсуждаем. Спорим. Что означает слово «успех»? Что такое «успешная  школа»? А наша школа является успешной? С ответов на эти вопросы, наверно, все начнут свои рассуждения. В словаре С.И. Ожегова читаем: «Успех – это хорошие результаты в работе и учебе». Значит, успешная школа должна показывать эти самые результаты. Вот с нас и требуют 100 баллов на ЕГЭ. А как оценить работу учителя, который излечил ребенка от хронической безграмотности, вывел на сцену молчуна в образе Дон Кихота, научил применять математические формулы при решении жизненных задач.Вспоминаем такой случай: в первый класс пришла девочка, которая на русском языкеговорить не могла. Учитель не отвернулся, не поставил крест, а заставил поверить в себя. И вот в руках серебряная медаль. Затем медицинский институт и любимая работа. Это ли не успех?

К счастью, такой  пример не единственный в нашей школе.Учитель литературы рассказала: «Встречаю как-то в коридоре школы бывшего ученика, теперь он студент, будущий переводчик. Сидит на диванчике, кого-то ждет и читает. Встретились, поговорили. Интересуюсь, что читает. Платонов. «Котлован». «Мы эту книгу в 11 классе прочли, не помнишь!» - с неким укором говорю я. Несколько уроков изучали творчество Андрея Платонова, говорили о трудном детстве, о личных трагедиях, об особенности языка писателя. В общем, времени и сил я потратила немало! А он не читал! Его ответ меня удивил: «Конечно, помню. Именно тогда я понял, что эту книгу обязательно прочитаю. И вот». Время пришло. Теперь я знаю, что уроки не были проведены вхолостую, все усилия оправданы». Можно ли считать это успехом? Ребенок в успешной школе радуется каждому новому знанию, новому открытию.

Талант – это от природы, а успешность – искусственно взращённое  качество.Успех – это дело рук человеческих: ученика, учителя, родителей. Среди сочинений родителей 9 классапо теме «О чем мечтает мама?», нашли, на наш взгляд, основную позицию успешной школы. «Человек рождается, чтобы быть счастливым, - пишет она. - Каждая мама хочет, чтобы ее дети были здоровы и счастливы. Но вот наступает время отправлять детей в школу, и перед родителями встает вопрос, где же найти не школу – казенное учебное заведение, а школу – второй дом для ребенка, где бы он чувствовал себя комфортно и действительно мог сказать: «Школьные годы – счастливые годы!»

Объект, субъект, продукт, сумма знаний, среда, проект, материал, база, продвинутый уровень… Как вы думаете, о чем это мы говорим? О школе! За этими безликими словами, которыми мы, педагоги, теперь часто оперируем, стоит человек, маленький, юный, ещё не знающий жизни, но человек! Помните, как у Горького: «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Главная задача нашей школы состоит в том, чтоб подготовить ученика к самостоятельной деятельности, чтобы в жизни он стал успешным человеком. Но за всеми успехами оставался Человеком. И в этом должна ему помочь успешная школа, в которой и дети, и педагоги, и родители вместе принимают решения. Сколько раз мы слышали от ребят такие слова: «Вы думаете о нас лучше, чем мы есть на самом деле. В нашей школе поднята планка, которую уже не опустишь». Такие высказывания для любого учителя - оценка его мастерства.

Сегодня много говорят и пишут о профессиональном стандарте педагога. Учитель должен разрабатывать и реализовывать, организовывать и осуществлять, формировать и мотивировать, оценивать и апробировать. Должен, иначе и быть не может. Но, понимаете, одно дело работать в системе, а другое – выходить за установленные рамки, работать на опережение, на перспективу!

В нашей школе многие программы реализуем раньше, чем о них начинают говорить и уж, конечно, применять на практике. Как только школа начала функционировать, сразу была введена школьная форма. Мы говорим, что учить надо не всех, а каждого. И внедряем индивидуальные профильные траектории, так как в школу приходят учиться разные дети: обычные и одарённые, дети-спортсмены и дети с особенностями здоровья, коммуникабельные и «закрытые».

Сегодня с  учениками, испытывающими трудности в обучении, мы научились работать. А вот с детьми одаренными? Возникли определенные трудности. Как часто бывает: видим - способный ученик, отправляем на олимпиаду, конкурс – неважно,  авось справится! Честь и хвала нам! Грамоту, сертификат в своё портфолио положили, категорию подтвердили! Думаем в данном случае не о ребенке, а о себе. Сходил. Победил. А что дальше? Ученица 7 класса впервые участвовала в городском этапе всероссийской олимпиады школьников, заняла первые места почти по всем предметам. И вот сейчас важно помочь ребенку выбрать своё направление развития личностных качеств, но надо идти от её желания, её мотивации.Одному учителю не справится с этой работой. Это должно стать политикой школы, даже государства. Для сопровождения талантливых детей в помощь учителю мы создали школьное научное общество. Педагог-психолог проводит исследование, определяетспособности, зону развития. Беседуем с родителями, выясняем: надо соотнести желание и природные способности. Как показывает практика, родители в этом процессе становятся нашими активными помощниками.

Если открыть Интернет, то можно найти огромное количество конкурсов, олимпиад. Как не утонуть в этом море? Задача руководителя общества. В нашей школе стали традиционными и популярнымитакие мероприятия, как интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Академия наук» для младших школьников, научно-практическая конференция «Шаги в науку». И ученик смело может участвовать в любых олимпиадах от школьной до вузовской. В нашей школе есть опыт участия в олимпиаде «Физтех» МФТИ, МГИМО, МГПУ. Наши ученики успешно участвуют во Всероссийских турнирах, организованных Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего», Центром развития образования, науки и культуры «Обнинский полис».

Утверждают, что дети сейчас мало читают. Мы решили исправить эту ситуацию и три года назад ввели программу «Внеклассное чтение». Каждый учебный день начинаем с десяти минут чтения и никак иначе.Для более глубокого понимания литературного произведения, поступков героя ребятам предлагаем участие в «Дискуссионном клубе», «Театральном дивертисменте», «Литературной гостиной»,школьной киностудии «XeniyaPictures». Но самым ярким событием является ежегодный праздник Словесности.Мы приглашаем в гости учащихся 6 – 7 классов города и области на честные, открытые состязания через слово. Звучат стихи и проза, строятся монологические высказывания на русском, английском и французском языках, обсуждаются сложные исторические вопросы.

Успешная школа обязательно должна быть в динамике собственного развития. Успешная школа – это, прежде всего люди, коллектив единомышленников и профессионалов, способных креативно мыслить и действовать. Успешная школа – это гармония и взаимопонимание в коллективе. И очень многое в жизни школы зависит от личности директора, от его организаторских способностей, от гибкости и умения разрешить любую сложную ситуацию, понять учителя, родителей и ученика.

Школа впитывает новые веяния, меняется в духе времени. Начиная с высокотехнологичных усовершенствований, установки новейшего оборудования в различных школьных структурах, до введения современных учебных дисциплин, форм работы с участниками образовательных отношений, расширения образовательной географии для учителей, учеников и их родителей.

Мы говорим «успешная школа»! А что она может быть иной? Школа априори не может быть неуспешной, не должна быть таковой. Школа – это не камера хранения, куда детей родители сдают на какое-то время.

Как часто звучат слова: «Школа – это один из важнейших этапов в жизни человека. Это целый мир». Но не кажется ли Вам, что слово «целый» пора заменить словом «цельный»? Цельный мир, который способен вырастить гармоничного счастливого Человека!