Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы
Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области
Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»
Не знаю, можно ли назвать нашу школу Успешной. Может ли вообще быть такой школа для детей, преступивших закон? Думаю, все зависит от того, какой смысл вкладывается в эти слова. Есть школы, где гордятся медалистами и победителями олимпиад. И у нас они есть, но не это – главное. Наверное, успешной может называться школа, которая обеспечит возможность социального успеха всем, кто в ней учится и работает, школа, которая научит самостоятельно ставить осмысленные цели, искать и создавать способы решения проблем, то есть поможет стать самостоятельным, инициативным, а значит – успешным.
В места лишения свободы, как правило, попадают подростки из семей с низким социально-экономическим статусом, они же – неуспешные ученики. Эти педагогически запущенные дети с ранним негативным жизненным опытом не смогли вписаться в образовательное пространство «родных» школ. Первое, с чем мы сталкиваемся – отсутствие мотивации к учению, отсутствие навыков учебной деятельности, существенные пробелы в знаниях программного материала. Какие же тогда ставить задачи по отношению к обучению, его качеству и содержанию, в чём должен продвинуться каждый учащийся за время пребывания в нашей школе?
Искать надо пути, которые могут обеспечить возможность выбора уровня изучения предметного материала, формирование учебных умений, возможность изучать учебный материал с того места в программе, на котором обучение прервалось. Педагогика достаточно продвинулась в разработке технологий и способов обучения, и нам есть из чего выбирать: успешно применяются блочно-модульная, индивидуально-ориентированная системы обучения, элементы АСО, которые просто созданы для наших условий. И всё же, когда имеешь дело с реальной школой, понимаешь, что не существует никакой рецептурной педагогики: вот сейчас я это сделаю – и всё будет замечательно. Нет ни одного случая, который был бы похож на другой.
Прислушаемся к Ученику: А чего от меня добивались все эти годы учителя, я так и не понял. Конечно, их задача – дать знания. Но они почему-то дают знания не тем путем, которым бы хотели воспринимать ученики. Я хочу, чтобы учитель не кричал, что и так всё всем давно понятно и всё это элементарно. А чтобы спокойно дал понять, что вот это не надо писать, а это писать надо, что так получится, а так нет и почему. А крик вызывает во мне страх. Я под страхом ничего не могу. За годы учебы в школе у меня в воображении родился вымышленный персонаж, что-то вроде идеала, такой человек, который смотрит на все с лучшей стороны и пытается не замечать недостатков. Тем самым он как бы отсекает от себя все плохое. Но он не какой-нибудь «эмо», наоборот, он знает, что плохого вокруг очень много, но не надо приобщаться к нему – не надо даже в мыслях!
Возраст 14-18 лет – это сложный период, который характеризуется формированием собственного мнения, определением своего места в обществе. Подросток с делинквентным поведением противопоставляет себя обществу, не находя для себя места в нем. Возможность самопознания и личностной самореализации помогает ему понять смысл своего поведения и своих поступков, справляться с отрицательными эмоциональными состояниями. Каждый ученик имеет какую-либо проблему, но и обладает также какими-либо талантами и достоинствами. Так мы пришли к необходимости тьюторского сопровождения. Это программа «взращивания личности», цель которой – учить человека адекватно формулировать цели и достигать их, учиться говорить «нет» и исправлять ошибки, корректируя жизненные планы. Тьютор выявляет внутренний потенциал ребенка, который может быть реализован в образовательном пространстве школы. Суть нашей методики – индивидуальная работа с учеником, основанная на важном принципе: в каждом ребенке мы всегда "ищем солнце".
Жизнь – такое пространство, где много ниш, и для каждого найдется своя. Мы пытаемся обеспечить нашим "неуспешным" ученикам некую восходящую траекторию, создать внутреннюю мотивацию. Каждого убеждаем – надо постоянно подниматься по лестнице, не стоять на месте и не ждать, пока за тебя кто-то устроит твою судьбу. В качестве фактора продвижения мы используем высокие ожидания учителей по отношению к учащимся. Глубокая вера в их благополучное будущее, в то, что им удастся «выйти в люди», стать достойными гражданами, способна решить трудную педагогическую задачу. Подросток, как и любой другой образовывающийся человек, должен почувствовать в себе силу строить себя, свой жизненный путь. И не в будущем, а уже сейчас.
Среда, в которой пребывает подросток в условиях пенитенциарного учреждения, весьма специфична. Нужно, чтобы она непременно была носителем культуры, основывалась на гуманистических, общечеловеческих ценностях. Процесс ресоциализации представляется нам как процесс погружения в культурную среду. Но создание даже идеальной в культурном плане среды само по себе не гарантирует успеха. Нельзя поместить подростка как цветок в оранжерею и ждать, когда он расцветет. Для развития творческих способностей очень важно, чтобы образовательная среда была «открыта» для детей, чтобы они имели возможность ее изменять (привносить в нее продукты своего творчества), принимать активное участие в совершенствовании образовательной среды своей школы.
Помню, как скептически учителя отнеслись к предложению создать научное общество учащихся. Наша первая научно-практическая конференция проходила в тесном школьном кругу. Но участники волновались и серьезно готовились! Это новое для нас дело неожиданно увлекло. На следующий год – больше: и в городской конференции решили принять участие. Мы приехали: гимназические, лицейские дети и... наши – одеть-то мы их постарались, а вот татуировки и бритые головы никуда не спрячешь. Поэтому ребята отчаянно стеснялись, но выступили с достоинством. Получилось, и даже с призовыми местами! На следующий год – еще… А сейчас уже сложилась система: в начале года собирается научное общество, один из вопросов – участие в НПК: сначала школьная, затем лучшие работы представляются для участия в областной и муниципальных научно-практических конференциях. Ученическая НПК «Шаг в будущее» проводится уже шестой год и стала традиционной. Надеемся, что это – на самом деле шаг в будущее. Подтверждение тому благодарность ребят за то, что дали им возможность пройти через это, поверить в свои силы.
И теперь научное общество учащихся «Поиск» под руководством тьютора объединяет учащихся и педагогов, практикующих научно-исследовательскую и творческую деятельность. Социальный опыт, приобретаемый при этом подростками, многогранен:
- опыт познавательной деятельности, проявляющийся в знаниях;
- опыт осуществления исследовательской деятельности, появляющийся целенаправленном изучении материала, анализе и структурировании;
- опыт творческой деятельности, проявляющийся в способности определения способов решения задач в проблемных ситуациях;
- опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений, проявляющийся в ценностных ориентациях и занимаемых в соответствии с ними позициях.
Особая роль отводится организации коллективной деятельности, поскольку у делинквентных подростков наблюдаются затруднения в сфере развития коммуникативной сферы. Коллективное творческое дело формирует навыки сотрудничества с учителями и сверстниками, способствует приобретению опыта регуляции собственного поведения как основы коммуникативной компетенции. И, бывает, помогает справиться с неожиданными проблемами. Когда привезли впервые детей из Тувы, парни решили «сыграть» в иностранцев: «Моя-твоя не понимай». Тогда было придумано коллективное творческое дело «Край родной, навек любимый!», причем один из его проектов так и назывался «Моя Тыва» и готовили его, естественно, тувинцы. Вот тут-то они и раскрылись! И мы организовали две большие авторские художественные выставки «Моя Тыва».
К школьному конкурсу «Ученик года» участники два месяца готовили визитки-видеоролики о своей жизни, о планах на будущее… На межрегиональной конференции главный специалист комиссии по делам несовершеннолетних не смогла сдержать слез, увидев фильм Саши Ш. «Письмо маме». А потом взяла наши фильмы для работы с детьми группы риска в городских школах.
Отдельное направление – проектная деятельность, которая является ведущей в старшем подростковом возрасте. Чем полнее и разнообразнее культурные формы проектной деятельности, тем ниже вероятность проявления бытовой конфликтности и асоциальности. Именно в проектной деятельности формируется самоопределение. Наши проекты объединяют педагогов, учащихся и сотрудников колонии и меняют не только нас и детей, но и внешний вид школы.
Школа продуктивно реализует идею интеграции базового и дополнительного образования (учителями школы разработано 20 авторских программ дополнительного образования и внеурочной деятельности), обеспечивающую удовлетворение личностных потребностей подростков. И это очень важно, так как выход в другие области деятельности, успех в конечном итоге положительно сказываются и на результатах общего образования. Такая система имеет неограниченные возможности для раскрытия внутреннего потенциала и индивидуального развития подростка. Мы учли особенности детей с девиантно-криминальным поведением, неустойчивость их интересов, поэтому организуем деятельность кружков и творческих объединений самых различных направлений (моделирование, вышивка, краеведение, арттерапия, ИКТ и др.).
Одним из нововведений стало использование образовательного потенциала путешествий. Для подростка каждый выезд за пределы учреждения – это уже целое событие. Конечно, они не являются путешествиями в полном смысле слова, поскольку ограничиваются рамками одного дня. Но значимость их от этого не уменьшается. Ведь такие выезды обеспечивают дополнительные возможности для развития коммуникативных, рефлексивных и других компетенций учащихся. В зависимости от маршрута и цели путешествия, учащиеся получают задание, которое выполняют в ходе поездки, и сами определяют, что будет являться объектом образовательного путешествия.
Со временем возникла необходимость в создании условий для проявления самостоятельности и ответственности в решении вопросов школьной жизни. Школьное самоуправление – пространство, в котором должны развиваться коммуникативные и организационные навыки ребят. Вместе с ними выбрали формы работы, пересмотрели условия школьного соревнования. И завертелось! Очень популярными стали Дни самоуправления. Один раз в четверть ребята управляют школой самостоятельно: из числа учащихся тайным голосованием выбираются директор, заместитель директора, дежурный учитель, учителя-предметники. Фантазий – хоть отбавляй. Вплоть до уроков музыки, рисования, технологии (в нашем учебном плане их нет). С помощью педагогов «учителя»-дублеры составляют расписание, готовят уроки, а уж как «директор» проводит педсовет, для нас до сих пор тайна – не пускают. Готовить такой день нелегко, но для нас он становится днем отдыха: в школе идеальный порядок, все проблемы решаются без нашего участия, мы – на положении именинников. А ещё одели наших «учителей» в строгие рубашки и галстуки (еле уговорили). Красавцы! Восхищались ими открыто. Буквально через две недели – выступление на НПК в городе, и все... поехали в галстуках. Эх, если бы не татуировки…
Воспитание должно быть событийным. От слова «событие». И встреча, которая может быть и с человеком, и с Богом, с книгой и так далее. Если это есть – дело идет. Общешкольные мероприятия – яркие события, предоставляющие возможность для самореализации каждому. Это дни Здоровья и день Знаний, туристический слет «Байкальская волна», праздник Последнего звонка и Мастерская Деда Мороза, учебный познавательный проект «Знание – сила», коллективное творческое дело «Возрождение национальной культуры», фестиваль литературного творчества, предметные декады «Парад наук», Олимпиада знаний и интеллектуальный марафон, школьный конкурс «Ученик года», школьная НПК «Шаг в будущее». В непрерывную общешкольную деятельность включено абсолютное большинство учеников и педагогов, каждый может внести свой вклад в общее дело и тем самым реализовать свой творческий потенциал.
Школа – это место, где мы должны усиливать то, что объединяет, а не разделяет людей. Когда есть ученик и есть учитель, между ними не может быть только деловых отношений, обязательно должно быть нечто большее – над ними, вокруг них. Чтобы ученик мог посоветоваться и услышать спокойное и уверенное: вот так обстоят дела на свете. У нас нет ни первого ученика, ни последнего, и это позволяет в классе, где большие «ножницы» в интеллектуальных и стартовых возможностях, поддерживать правильную психологическую обстановку. Атмосфера в любой школе никак не измеряется чистотой или оснащенностью. Это понятие вообще сложно поддается расшифровке, это состояние души: либо хорошо, как дома, либо нет. И это состояние в душах наших детей создаем именно мы – учителя. Ребенку хорошо дома лишь потому, что он точно знает, что его там любят и ценят.