⭐ Средняя общеобразовательная школа №60

​Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы №60
г. Грозный, Чеченская Республика

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

То, что вы получаете, достигая своих
целей не так важно, как то, кем вы
становитесь, достигая своих целей.
З. Зиглар

Вместо введения…

Нынешней зимой наша школа заняла второе место в республиканском конкурсе «Лучшее общеобразовательное учреждение Чеченской Республики-2015», в котором участвовали более 50 лицеев, гимназий и школ, условия для работы которых не сравнимы с нашими, так как при проектной мощности 550 учащихся в нашей школе обучается 2000 детей в 3 смены. Воплотилась в жизнь миссия школы - создание для обучающихся оптимальных условий по овладению ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в поликультурной и высокотехнологичной среде.

Понимание всех членов нашего большого и дружного коллектива, всех участников образовательных отношений: учителей, родителей, учащихся, что индивидуальный подход и личностно-ориентированное обучение, мотивация и целеполагание есть фундамент для построения качественного, эффективного образования,дало свои плоды. Главный урок, который осознали наши ученики, - это необходимость осознанного, самостоятельного, качественного выполнения своей работы. То, что учеба - это серьезная, основополагающая работа, которая определяет их дальнейшую жизнь, теперь у них не вызывает сомнений.

Наше становление…
Не показывай пальцем -
покажи собой.
Станислав Ежи Лец

Всего обучающихся на конец 2007-2008 года около 800 учащихся. Одна смена, казалось бы, чего еще лучшего себе желать? Однако выяснилось, что основная масса обучающихся охватывают весь город. Дети, как дети, но многие из неблагополучных семей, из неполных семей и т.д. А дети своего микрорайона уходили в соседние школы, так как школа не пользовалась авторитетом у родителей. «Гимназия наоборот» - так я назвал тогда сложившуюся ситуацию.

Первый критерий успешности работы всего педагогического коллектива был определен сразу: в ближайшие год-два путь детей микрорайона должен лежать к порогу школы, а не мимо ее калитки! Следующим шагом «вперед» было понимание того, что «базисом» всей работы коллектива должен стать урок. «Урокотворчество» - и вокруг этого вся система работы, включающая создание органов ученического самоуправления, организацию работы с родителями, налаживание системы воспитательной работы и многое, многое другое.

Да, пришлось собрать новую административную команду школы, потому что необходимо было сплотить вокруг себя коллектив профессионалов, творческих, заинтересованных, неравнодушных людей - когда люди говорят не «мое», а «наше», когда каждый, даже незначительный, успех приносит радость всем.

Нужно было помнить, что школа – это не только качественное образование, но и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, обеспечение его физического и психологического здоровья. Необходимо было решать задачи по использованию наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога, создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников образовательного процесса, формирование эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности учителя, ученика, совершенствование самоуправления детской организации.

Я, без всякого сомнения, понимал, что одним из ведущих методов индивидуального воздействия является личный пример руководителя, который основывается на склонности людей к подражанию человеку, пользующемуся авторитетом у работников. Оставалось дело за малым: нужно было своими действиями, принимаемыми решениями, поступками, то есть личным примером, завоевать доверие у коллег. Я понимал, что властолюбие, высокомерие, капризы руководителя, преувеличивающего свою собственную роль, рано или поздно приведут его к такому моменту, когда злоупотребление властью станет силой, разлагающей его самого, подчиненных, взаимоотношения в коллективе и, в конечном итоге, – общее дело.

Руководитель должен уметь вести воспитательную работу, умело использовать моральные стимулы для укрепления дисциплины и улучшения качества работы, проявлять заботу о сотрудниках, показывать личный пример дисциплинированности, принципиальности и справедливости, быть требовательным к себе и подчиненным, воспитывать их и взыскивать с нерадивых работников. Попытка выставить себя очень важной персоной сделает руководителя смешным в глазах коллег и сотрудников. Я всегда помнил известную, старую, как мир, истину: «Будьте проще, и люди к вам потянутся».

И потянулись. К тому же, самые лучшие люди- мои ученики, которые порою дневали и ночевали в школе, изготавливая вручную стенды для оформления школы, активно участвовали в подготовке мероприятий различных уровней: школьного, районного, городского, республиканского, всероссийского и международного, включая телемосты со школами из разных городов. Помогали в работе с детьми из «группы риска», посещали реабилитационные центры и школы-интернаты для больных детей, проводили благотворительные акции «Подари улыбку», оказывали помощь ветеранам и вдовам ветеранов Великой Отечественной войны. Перечислять можно бесконечно, так как результаты работы ученического самоуправления говорят сами за себя.

Дорогу осилит идущий…
По этому пути я пройду лишь один раз.
Так пусть же я уже сейчас совершу какой-либо
достойный поступок или проявлю доброту
в отношении какого-либо человеческого существа.
Пусть я не отложу и не упущу случая это сделать,
ибо по этому пути я никогда больше не пройду.
Неизвестный автор

Я, как любой руководитель, желаю иметь продуктивно, старательно работающий педагогический коллектив. Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования учреждения, установить в ней самое современное оборудование, но все это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу.

Хотелось с самого первого дня работы создать морально-психологический климат в своей школьной семье, где бы складывались гуманные отношения между учениками, между учениками и учителями, между учителями и родителями.

Первый педагогический совет был посвящен не только обсуждению плана  работы школы, но  и принятию  новых локальных актов, главным из которых был Кодекс Педагогической Чести (или Кодекс Учителя), в котором, в случае конфликта учителя с учеником, учителя с родителем, всегда неправым признавался учитель, так как он обладает определенным необходимым набором знаний в области педагогики и психологии.

Первыми в республике перешли на профильное обучение. Введение профильного обучения в условиях экономического кризиса, когда потребовались дополнительные средства для реализации индивидуальных образовательных программ и учебных планов, профильных элективных курсов, был существенный риск: а потянем ли мы финансово и квалифицированными кадрами? И опять сработала наша открытость к сотрудничеству. Были заключены договора в ВУЗами, на базе которых и была реализована вся необходимая практическая часть профильного обучения.

Для работы с молодыми учителями, которых становилось все больше и больше, так как росло количество учащихся, была организована «Школа молодого педагога», которая, несомненно, способствует профессиональному росту молодых педагогов. Как пример: Тепсуркаева Залина Вахаевна, учитель русского языка и литературы, которая пришла 5 лет назад выпускницей ВУЗа в школу и занималась в этой школе, а сегодня возглавляет «Школу молодого педагога г. Грозного», созданную по нашему образцу на базе нашей школы, стала победителем регионального этапа «Учитель года России - 2014» и представляла Чеченскую Республику на Всероссийском конкурсе лучших учителей страны.

На гербе нашей школы написано: «Инновации плюс традиции- путь к успеху». К успеху каждого субъекта нашей школы: ученика, родителя, учителя. Это не просто лозунг- это девиз нашей работы! Мы понимаем, что наша задача- помочь ребенку стать сегодня успешным учеником и потом, в жизни,- успешным человеком. Традиции народа, вышедшие из жизни и проверенные жизнью, основы культуры, духовно-нравственное качества: любовь, милосердие, сострадание; то, что позволяет нам видеть смысл и цель нашей жизни,- это фундамент, на котором мы строим психологическое, духовное здоровье.

Чеченская пословица гласит: «Тот, кто не идет в ногу со временем, тот рискует попасть под его колесо». И ведь попадали… Не секрет, что многие наши родители- это дети и учащиеся 90-х годов, ставших трудным испытанием в истории нашей республики, когда школы месяцами были закрыты. Поэтому сегодня коллектив вынужден проводить большую работу с родителями, чтобы помочь им  стать успешными  в воспитании детей, так как мы исходим из правила: успешный родитель- успешный ребенок, успешный учитель- успешный ученик, а школа успешна, когда успешны все субъекты: учитель, родитель и ученик!

К сожалению «традиционными» является нежелание меняться и консерватизм некоторых коллег, с которыми мы успешно работаем и достигаем  значительного продвижения в этом вопросе.

Инновации для школы имеют не только знаниево-практическое значение, это и успешная социализация ребенка, включая его адекватную самооценку, чтобы в нем были «взращены» такие личностные качества, которые позволят ему проявить себя в ситуации «неуспешности», так как ошибки и неудачи на пути к успеху неизбежны. «Трудности блаженны - ими мы растем».

Мы понимаем, что традиции и инновации, эти два основополагающих фундаментальных понятия для формирования успешности, находятся в вечном противоборстве и, только научив умению «построить мост», соединить в ребенке, казалось бы несоединимое, - и позволило нам сформировать успешного человека. Это принцип нашей работы: демократичность в принятии решений и диктатура в их реализации. Одним словом, единство противоположностей.

Успешная школа должна научить ребенка к ситуации неуспешности относиться как к временной проблеме. И отталкиваться в ее решении не от вопроса «почему?»», а «для чего?». И тогда эта неуспешность станет для ребенка возможностью мечтать, творить, любить!

Это как с нашим выпускником Байкаевым Мурадом, ставшим победителем Всероссийского конкурса «Новая звезда». Мурад родился в 1994 году… Период начала «Первой чеченской кампании». Место рождения - село Самашки. Люди постарше помнят. А те, кто не знает, может посмотреть в интернете «Самашки, 1995-1996 год». Пережить такое время - это родиться во второй раз. Год поступления в 1 класс - 2001, г. Грозный. Без комментариев… Год окончания нашей школы – 2012, и золотая медаль за успехи в учебе. Во время учебы были и занятия в кружках, музыкальной школе. Сразу после окончания школы Мурад становится солистом симфонического оркестра чеченской государственной филармонии, которым руководит Валерий Владимирович Хлебников,  народный артист России. Мураду в 2015 году присвоено звание заслуженный артист Чеченской Республики. 2016 год - победа во Всероссийском конкурсе. Мы не без гордости заявляем о том, что работая в условиях, не совсем благоприятных для воспитания толерантности, поликультурности, стоя ногами «на грешной чеченской земле», мечтали. По своему глубокому убеждению считаю, что нельзя в свою реальность вводить мечты без надежды на их осуществление и без веры в их силу. А мечты, в свою очередь, не уцелеют в грубой действительности, лишенной качества «полета», «риска», когда можешь все не планировать, а доверять правде жизни, усмотрению судьбы. Наши  мечты не были  лишены Веры и Надежды. Поэтому они и сбылись! Как говорится, дорогу осилит идущий».

А для формирования «имиджа» школы, обмена опытом учащиеся и учителя школы  принимают активное участие в различных конкурсах, проектах, грантах, научно-исследовательских конференциях, что позволило проявить свои таланты и способствовало дальнейшему творческому росту, повышению уровня самооценки. Благодаря самоуправлению ребята стали самостоятельнее, активнее. Стали чаще проявлять инициативу и более тесно сотрудничать друг с другом.

Таким образом, по инициативе учащихся и родителей, педагогов школы улучшился не только учебно-воспитательный процесс, но также значительно укрепилась материально-техническая база школы:  кабинеты и сама школа в целом приобрели достойный эстетический вид, и это является незапланированным результатом деятельности коллектива за последние 5-6 лет. Более того сказал бы, что это результат огромного доверия, которое возникло между всеми участниками образовательного процесса. Можно смело утверждать, что в образовательном пространстве не только города Грозного, но и всей Чеченской Республики сложился «Бренд СОШ № 60». В школе стало престижно и работать, и учиться.

Результаты…
Радость возникает в процессе,
а не в результате.
Джеймс Дин

По истечении определенного промежутка времени понимаешь, что хотя всегда ставишь  перед собой цель-достижение определенного результата, ты не останавливаешься на достигнутых успехах, так как удовлетворение и радость вызывает сам процесс общения с детьми, родителями, учителями. Понимаешь, что один результат- это продолжение процесса учебы, работы и жизнедеятельности школы, как единого и целого организма. Результат- это критерий, по которому оцениваешь, достигнуты ли поставленные цели. И все повторяется, все циклично, как в природе, так и в жизни.  Цель - задачи - результат - новые цели - новые задачи и новые результаты. А радость приносят: общение, преодоление, улыбки детей и благодарность родителей! И все начинается снова и снова!

И все же, какая школа может называть себя успешной? Школа, которая исходит из условий «здесь и сейчас» и ищет в этих условиях возможности, не уставая отвечать на вопрос: «Для чего и для кого?». Школа, в которой работает коллектив, крепко стоящий на земле, но всегда стремящийся обрести крылья для полета! Успешная школа - это школа, которая  в условиях нашей ЧР признает этнокультуру, использует этнопедагогику для формирования в ребенке поликультурности, толерантного отношения ко всем культурным ценностям народов многонациональной России не как самоцель или теоретическую идею, а как жизненно необходимое условие для социализации выпускников, которые смогут налаживать коммуникации  со своими сверстниками в любом регионе страны и мира, будут социально адаптированы к стремительно изменяющимся политическим и экономическим изменениям, происходящим в мире. И никогда не будут забывать о том, что «в чужой монастырь со своим уставом не приходят». Около 30% наших выпускников поступают в другие регионы, есть и те, которые становятся студентами  столичных  вузов. И наша особая гордость - это тот факт, что нет ни одного случая участия наших выпускников в каких-либо конфликтных ситуациях на межнациональной почве. Более того, не редкими стали случаи, когда наши подопечные приходят на встречу выпускников разных лет (23 февраля – день основания школы) со своими друзьями из других регионов.

Почему мы должны быть в финале? – Участие ради участия – нет. Участие ради победы: как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. И здесь мы тоже отвечаем на вопрос: «Для чего?»

Нам есть что сказать и рассказать на очном этапе первого престижного Всероссийского конкурса, т.к. мы, как никто другой, понимаем ценность находиться в едином многонациональном пространстве самой большой страны мира. И знаем цену мира и возможности воспитывать подрастающее поколение в нормальных условиях обычной человеческой жизни со своими проблемами, радостями побед, огорчениями, тревогой за будущее страны, республики, подрастающего поколения.

Автор:
Хаджиев Саид Магомедович, директор МБОУ «СОШ №60» г. Грозного,
лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы-2015», кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ.