Лицей №8

​Конкурсная работа Лицея №8
г. Сосновый Бор, Ленинградская область

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Секрета успеха не бывает.
Успех – это результат упорного труда
и извлеченных уроков из ошибок.
К. Пауэлл

Всё началось с неё. С совы. Администрация, обсуждая стратегию развития Лицея, размышляла, что такое успех… Общественное признание? Несомненно.  Хорошие результаты в работе, учёбе? Бесспорно… Начитавшись словарей, начали спорить. Удача?!  А вот здесь позвольте не согласиться. Удача и успех – достаточно разные вещи, на наш взгляд. Удача – не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерее. Успех приходит к тем, кто его заработал. А удача сваливается на вас просто потому, что повезло. 

Удача сама ввалилась в открытое окно кабинета директора. Сова не металась по комнате, а чинно уселась на книжном шкафу и спокойно посмотрела на удивлённую, но не очень ошеломленную публику. Всё-таки Лицей находится прямо в лесу. «Эврика! - отойдя от восторженного оцепенения, воскликнули мы. - Вот они, секреты успеха от мудрой совы: не страшись покорять новое пространство и быть публичным, умей посмотреть на любую проблему спокойно и рассудительно – сверху, опирайся на знания, соединяй движение (развитие) и остановку (рефлексию)».  Так сова стала символом Лицея. А у нас появился план действий.

Для нас план, от плана урока до Программы развития, – это траектория успешного движения. В этих планах – не только умение видеть перспективу, но и мудрое сочетание инноваций со здравым консерватизмом. Успешное планирование – залог успешного развития.

Наш Лицей - особенная школа. У нас нет начальных классов. К нам приходят учиться только в пятый. Значит, выбор делают уже осознанно, меняя свою школу на более успешную. Значит, мы можем предложить что-то, чего нет у других. Высокие результаты ЕГЭ, многочисленные победы в предметных олимпиадах и конкурсах, индивидуальные образовательные маршруты? Но это есть практически в каждой школе. Наличие многочисленных регалий? Лицей входит в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», входит в Топ 500 и 100 «Лучших школ России», является победителем Национального приоритетного проекта «Образование», «Лучшим образовательным учреждением Ленинградской области по работе с одаренными детьми»… Но это внешнее проявление успешности, ее результат.

А мы рассматриваем успех как процесс, а не конечный результат. Успешная школа не должна останавливаться в движении, в развитии – очаровываться успехом.  Генри Форд сказал: «Когда я работаю по 16 часов в сутки, мне начинает удивительно везти!» Значит, составляющая успеха в неустанном труде.

Можно ли вывести универсальную формулу успеха? Популярный ныне американский бизнесмен, миллиардер, медиамагнат Дональд Трамп в книге «Формула успеха» утверждает, что добиться максимального успеха можно при наиболее эффективном использовании своих личных качеств. Значит, сначала познай себя, проанализируй свои действия.

Формула успеха… Существует ли она в профессии учителя, которая связана с формированием детской души, в профессии, которая учит жизни?  Г. Гессе в романе «Игра в бисер» писал: «Любое «Я», даже самое наивное, это не единство, а многосложнейший мир, это маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний...». Значит, мы должны превратить хаос в гармонию – научить делать осознанный выбор, расставлять приоритеты, ставить цель. Разновозрастные проектные мастерские – школа будущей жизни: выбирай, проектируй, выстраивай свой график успеха, отстаивай свою точку зрения. И так шаг за шагом…

Когда мы говорим об успехе, то подразумеваем удачный исход в достижении какой-либо определенной цели. Успех может быть краткосрочным, разовым и случайным. А вот успешность – это «материя» постоянная, это то устойчивое качество, обладая которым, человек способен добиваться успеха снова и снова, генерировать и преумножать его.   

Цель современной школы ясна – воспитать успешного, конкурентоспособного ученика, способного найти своё место в мире. А как иначе? Только успешные люди способны построить сильное государство. Миссия Лицея отражает современные тенденции образования: создание интеллектуально-развивающей, социально-поддерживающей и эмоционально-привлекательной среды для формирования зрелых черт личности ученика, ориентированного на интеллектуальные виды деятельности, его самоопределение, развитие и самореализацию.

Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школы, - это идея успеха.

Стержнем Программы развития Лицея «ЭВОЛЮЦИЯ УСПЕХА», всей системы работы Лицея является концептуальная универсальная модель комплексного развития личности «Цветок потенциалов» (автор д.п.н., профессор В.А. Ананьев, зав. кафедрой РГПУ им. А.И.Герцена). Это органично-целостная система теоретико-практических представлений, связанная между собой общим смыслом, идейными целями и технологиями. Модель символически представлена в виде цветка, семь лепестков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов разума, воли, чувств, тела, общения, креативности и духа. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать в формировании успешной и зрелой личности школьника. Цель практической работы, таким образом, – создать условия для максимального раскрытия каждого из семи потенциалов личности. Ребёнок…как алмаз, если мудро отшлифовать грани, то он засияет россыпью талантов.

Педагогика Успеха, выбранная в качестве системообразующего принципа, является тем основанием, которое позволяет достаточно точно ориен­тироваться в сложном мире педагогических новаций и всевозможных открытий. Мы убеждены, что на современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в качестве необходимого условия построения любой эффек­тивной педагогической системы.

Основным инструментом создания мотивации к успешному взаимодействию участников образовательного процесса в Лицее является стратегия культивирования их успехов.  Школьное Детство нуждается в энергии для благоприятного роста. Кроме любви близких, понимания учителей, дружеского участия товарищей детям необходимо получать подтверждение их компетентности в жизни. Это является основой Педагогики Успеха.

КАРТА УСПЕХА ЛИЦЕЯ, основанная на «Цветке потенциалов», – это и есть стратегия развития школы, комплекс мероприятий и процессов,  пошагово отражающий весь воспитательный и образовательный процесс.  

Индивидуальная КАРТА УСПЕХА УЧЕНИКА - путеводная нить для каждого школьника. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, начиная с 5 класса, стратегия выстраивания индивидуального образовательного маршрута, план личностного развития. Педагог должен оценивать не только академическую успеваемость ученика, участие во внеклассной работе, в конкурсах, олимпиадах, но, в первую очередь, его личностный рост, фиксировать успехи ребенка в различных сферах жизнедеятельности. Умение видеть и оценивать ученика целостно, а не только с позиции освоения своего предмета.

Опять же опираясь на ось «Цветка потенциалов», мы тщательно разрабатываем и выверяем траекторию развития в трёх направлениях: УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ. Этот «золотой треугольник», все стороны которого должны быть равны. И всё же на вершине находится ребёнок. Но шансы на успех важны для каждого. И для этого важно использовать любой момент. Даже публичная защита годового проекта даёт кому-то почувствовать себя на вершине – в этом вопросе я компетентен как никто другой. Праздник Успеха, на котором подводим итоги года, для каждого – момент славы. Для кого-то вполне заслуженный. А для кого-то – аванс на будущее, только мотивация, толчок к успеху. Успех одних заражает других.

Школа – это, пожалуй, единственный социальный институт, через который проходят  все дети. Поэтому… школа должна начинаться с любви. Иначе, зачем она? Школа – это большой дом, это место, где каждого любят, ценят, независимо от успехов, за то, что он человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Школа – это место, где учатся быть счастливыми. Помните… Счастье – это когда тебя понимают.

Взаимопонимание детей и взрослых – это совместные мероприятия. Всё  начиналось с совместных выездов старшеклассников, педагогов и родителей. Выезды   открывали таланты, обнажали проблемы, прорастали делами еже­дневной школьной действительности. Праздники и традиции -   неотъемлемая составная часть концепции и программы развития, элемент системы управления, средство  духовного и деятельного единения всего школьного населения. В творческом процессе принимают участие почти все учителя и ученики: обсуждают, спорят, порой ссорятся, мирятся… И достигают той степени взаимопонимания, когда объединяются на каком-то духовном уровне…

И рождается дух взаимопонимания, всеобщего успеха. В чём его тайна? Может быть, в связи времён, которая присутствует невидимо на нашей древней земле…Говорят, когда-то Пётр Первый остановился на месте, на котором через сотни лет появится наш Лицей, и восхищался талантливым и находчивым русским народом. И вот теперь самый известный император пришёл приветствовать юных исследователей из лицейского НОУ «Мудрая сова» на открытии научно-практической конференции (это ребята из театральной студии показывают свои таланты).

А вот посвящение в лицеисты, на котором, конечно же, появляется сам Пушкин, который затем приглашает ребят в свой Лицей, тот самый, где, кажется, до сих пор слышен его голос и звук шагов. И ребята замирают, окрылённые успехом поэта.  И вот уже  кружатся в вальсе… А это умеют делать все, ведь танцевать учат на уроках. Первая пара… Об руку с великим поэтом… Конечно, сама… директор Лицея…Успешный поэт … и успешный директор. Пушкинский бал – традиция нашего учебного заведения.

И этот особый дух… Дух единения, коллективизма, целостности… Удивительные они такие… Эти взрослые и дети, живущие одной дружной семьёй. То обнимают школу, дружно держась за руки. То забираются глубоко в лес и с восторгом выполняют приключенческие и интеллектуальные квесты. И это однозначно доставляет всем удовольствие…То танцуют все вместе на линейке… И всё это создаёт загадочную… просто чарующую атмосферу единства. Такую, когда огонь и восторг в глазах, когда дыхание перехватывает от понимания – и я могу, и у меня получается. Это тот момент, когда учителя гордятся своими учениками, а ученики – восхищаются учителями. И тогда каждый блаженно улыбается: успех – это счастье!

Закончился учебный год. Радуемся вместе новым достижениям, анализируем что получилось, а что не очень. Не может быть всё гладко. Выпускники принесли очередную сову (мы уже создали «Музей сов»). Надпись на книжке, которую она держала, заинтересовала: «Неудача — это тоже успех, если мы чему-то учимся у неё». Согласитесь, отличная рекомендация! И как верно подмечено… Что ж… будем учиться…

Успех — это не столько то, что ты имеешь, сколько то, кем ты в результате становишься. Успех — это не случайность, а закономерность, многократно подтвержденный позитивный жизненный опыт, который формируется благодаря положительному образу мышления, хорошему   образованию, оптимистичному способу жизни, сильному желанию человека достичь определенных вершин и неуёмной деятельности, направленной на их покорение.