Средняя общеобразовательная школа №119

​Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы №119
г. Казань, Республика Татарстан

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Успех и успешность – довольно обширные, а что самое главное – вольно трактуемые понятия. Попытку дать всеобъемлющее представление об успехе предпринимали практически все, кто сумел его добиться.

Заглянем, например, в современный толковый словарь Т.Ф. Ефремовой: «Успех – удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели». «Успешность» же рассматривается в словаре Татьяны Федоровны исключительно как отвлеченное существительное, безо всяких толкований – а значит, нам предлагается самим сформулировать определение этого понятия.

Нас, прежде всего, интересует успешная школа, и если принимать во внимание трактовки Татьяны Ефремовой, то получится, что успешная школа – та, которая удачно решает задачи, поставленные в рамках миссии школы.

Появление феномена миссии конкретной школы, в том числе и нашей, связано с растущей самостоятельностью в выборе важнейших функций деятельности, масштабов и уровней их реализации, конкретных приоритетов. Миссия нашей школы – содействовать определению индивидуальной траектории каждого: учителя, ученика, родителя.

Она появилась не сразу и складывалась под влиянием множества факторов: местонахождения в пространстве города, контингента учащихся, потенциала коллектива, материально-технической оснащенности и многих других. Все это потребовало особых технологий достижения успеха.  

Средняя общеобразовательная школа №119 Авиастроительного района Казани находится на периферии, зажатая между рабочими кварталами, в самом сердце промышленной зоны города. В непосредственной близости от школы находятся несколько крупных предприятий, таких как вертолетный завод, моторостроительное производственное объединение, авиационное производственное объединение, а также современный технопарк «Химград». Вовлечение этих организаций в образовательную систему школы могло бы решить проблему доступности трудового образования, актуальную для современных российских реалий. Но что мы могли предложить им взамен?

Поиск ответа на этот вопрос помог постепенно выстроить с предприятиями систему взаимовыгодного социального партнерства. Руководство предприятий, столкнувшись с проблемой нехватки высококвалифицированных молодых специалистов, обратилось за помощью не только к университетам, но и к школам. Выполняя данный образовательный заказ, на базе школы были разработаны и реализуются проекты «It-стан» и «Химград». Сутью этих проектов является вовлечение учеников в научную деятельность и техническое творчество на базе производственных предприятий. Успехи учащихся в рамках реализации этих проектов демонстрируют победы в Международном конкурсе социальных инноваций в Москве, республиканском фестивале науки, ежегодных Мастериадах и др. Столь высокие результаты привели руководство школы к идее об организации профильного технологического класса. Так, в рамках заключённых между КМПО[1] и КНИТУ[2] партнёрских соглашений, ученики этого класса нашей школы имеют возможность не только посещать дополнительные занятия университетских преподавателей, но еще и поступать в данный вуз по целевым направлениям. Таким образом, предприятия, оказывающие нам партнёрскую помощь и содействие, в перспективе получают возможность повысить квалификационный уровень коллектива и утолить кадровый голод.

Вместе с тем, школа не устраивает жесткого отбора учащихся и готова работать с каждым, не ограничивая детей в выборе сферы самореализации. Исходя из этого, главным условием успешного взаимодействия учителя и ученика в процессе образовательной деятельности, становится личностный подход. Разностороннее развитие каждого ученика, возможность для каждого учащегося раскрыть все свои таланты является одним из приоритетных направлений в деятельности педагогического коллектива. Отличительным признаком этого подхода является то, что успехи в учебе не являются универсальным и единственным показателем успешности работы образовательного учреждения: достижения в спорте, искусстве, организаторской деятельности являются не менее важными элементами личностного роста каждого ученика. Индивидуальные достижения учащихся находят свое отражение в портфолио, наращиванием которого каждый ребенок занимается с самых первых лет обучения в школе. Данный подход позволяет ребенку сравнивать свои достижения не только с успехами его сверстников, но и, что самое главное, с его собственными, прошлыми достижениями, видеть собственный рост и развитие.

Говоря о реализации личностного подхода к ученику в стенах школы, необходимо обратить внимание на его основное отличие от индивидуального. Если индивидуальный подход подразумевает особое внимание учителя к потребностям каждого ученика, то личностный подразумевает наличие постоянной обратной связи между учителем и учеником. Залогом успешной реализации предложенной концепции на практике становится личность учителя – яркого, интересного, вызывающего доверие и уважение со стороны обучающихся. При этом необходимо, чтобы такими людьми были не один или два учителя в коллективе, а все, работающие в нем. Только в этом случае школе будет по силам справиться с главной образовательной задачей современной школы – формированием успешной личности.

Чтобы создать такой коллектив требуется не один год, поэтому кадровой политике в нашей школе уделяется особое внимание. Перед любой школой рано или поздно встает проблема обновления педагогического коллектива, и от того, как будет решена эта проблема, зависит будущее школы. В жизни нашей школы также наступил момент, когда целая плеяда маститых педагогов ушла на заслуженный отдых. Администрация оказалась перед выбором: набирать коллектив из имеющихся кадровых резервов предпенсионного возраста, или же выращивать собственных специалистов из числа молодежи. Значительным подспорьем для привлечения в школу молодежи стали республиканский грант «Наш новый учитель». Участие в данном проекте позволило школе поэтапно обновить свой педагогический состав почти на треть.

Одним из важнейших критериев отбора при приёме на работу была заинтересованность в дальнейшем личностном и профессиональном росте педагога. Администрация школы уделяет большое внимание созданию индивидуальных траекторий развития для каждого участника образовательного процесса, прежде всего, учителя. Такая позиция обусловлена восприятием школы как живого организма, которому для поддержания жизни необходимо постоянное развитие. Творческий, постоянно развивающийся учитель – залог достижения поставленных образовательных задач.

Одной из площадок для самореализации является конкурс педагогического мастерства «Учитель года». Школа регулярно направляет педагогов для участия в нем, видя в этой практике широкие возможности для быстрого развития личностных и профессиональных качеств учителя. За последние шесть лет в конкурсе приняло участие одиннадцать учителей из тридцати двух членов педагогического коллектива, семеро из которых стали победителями и призерами городского и республиканского этапов. Подготовка и участие в конкурсе служит не только повышению методической грамотности, но и укреплению командного духа коллектива. Благодаря введению конкурсной номинации «Педагогический дебют» появилась возможность включения в процесс шлифовки и молодых педагогов.

Ещё одной площадкой для предоставления инновационного опыта наших учителей стал конкурс «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Все пять участников конкурса стали победителями и призерами, трое из них одерживали победу дважды, а представленные ими материалы были высоко оценены экспертами.

Немаловажную роль в формировании успеха школы играет материально-техническая база. На первый взгляд, наша школа испытывает нехватку помещений – ведь в здании всего 14 кабинетов. Однако, из этого недостатка нам удалось извлечь некие преимущества. Во-первых, меньшее количество кабинетов проще целиком оснастить необходимой современной техникой. Во-вторых, компактность школы улучшает возможность коммуникации между участниками образовательного процесса: учителями, учениками и их родителями.

О роли родителей в системе внутришкольного менеджмента стоит упомянуть отдельно. Отдельные школы сталкиваются с проблемой низкой родительской активности. В нашем случае компактность школы сделала большинство родителей социально активными и лично ответственными. В процессе поиска успешных управленческих решений в работе с родителями наш коллектив остановился на таких формах как: совет отцов, общешкольные родительские конференции, родительские собрания в формате круглого стола. Одним из наиболее ярких примеров активного участия родителей в жизни школы является открытый по инициативе родителей местного благотворительного фонда по развитию и поддержке школы «Радуга».

Проанализировав результаты работы по обозначенным направлениям, мы можем сделать вывод об эффективности образовательной деятельности школы в целом.

Перспективы развития мы видим в дальнейшем следовании нашим правилам успеха:

- Успех – это процесс, а не пункт назначения;

- От успеха учителя – к успеху ученика;

- Успех ученика – это не только оценки;

- Успех школы складывается из успеха ученика, учителя, родителей и администрации.

 

[1] Казанское моторостроительное производственное объединение

[2] Казанский научно-исследовательский технологический университет