Средняя общеобразовательная школа №177

​Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы №177
г. Новосибирск, Новосибирская область

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Успешная школа?! Каждый руководитель образовательной организации мечтает о том, чтобы создаваемая им и его педагогами школа была успешной. Вот и я, как директор школы со стажем руководителя чуть больше 5 лет, мечтаю о том, чтобы моя школа была успешной!

Успех – успешность – успешный - успешная школа. Попробуем сначала уточнить  значения данных слов, обратившись к толковым словарям.

УСПЕХ – достижение поставленной цели, общественное признание чего-либо или кого-либо.

УСПЕШНЫЙ – сопровождающийся успехом. Сущ. УСПЕШНОСТЬ.

Школа, очень продолжительная ступень образования в жизни каждого человека, становится в настоящее время ключевым моментом обеспечения нового качества образования, и от этого зависит дальнейшая жизненная успешность и самого человека, и общества в целом.

Под УСПЕШНОЙ ШКОЛОЙ мы понимаем Школу, в которой

- успешный руководитель;
- успешный учитель;
- успешный ученик (ребенок);
- успешный родитель.

Это особый микроклимат.

Особая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и сотворчества.

Успешный руководитель?! Какими качествами должен обладать успешный руководитель? Каждого руководителя можно назвать успешным? Это, наверное, один из самых сложных вопросов. Ведь необходимо оценить самого себя, сопоставить с чем-то идеальным, и ответить самому себе на вопрос: я успешный руководитель?

В психологии лидерства выделяются различные качества, которые ценятся в современном руководителе, но, на мой взгляд, именно данные качества руководителя способствуют тому, чтобы стать успешным:

1. Лидерские задатки. «Вдохновляющее лидерство», «неавторитарное лидерство», «ответственное» лидерство, «лидерство как сочетание искренности, уважения к другим и умения выстраивать доверие в коллективе», «стратегическое лидерство».

2. Стратегическое мышление и руководство. «Стратегическое предвидение», способность мыслить стратегически и глобально.

3. Технологические навыки. Осведомленность в той конкретной области, которая находится в его компетентности – в сфере образования, финансов, права и менеджмента.

4. Умение выстраивать отношения и создавать команду. Ориентироваться не на свои интересы, а на развитие коллектива.

5. Умение подать себя и общаться. Обладать даром убеждения и умением преподносить себя и свои идеи, интеллектуальной способностью общаться с самым широким кругом заинтересованных лиц.

6. Управление изменениями. Такой руководитель настроен на постоянное усовершенствование, постоянное выстраивание связей, налаживание процессов и систем, привносит новые навыки и новое мировоззрение, чем поспособствует значительным позитивным сдвигам и росту.

7. Харизма. Способность вызывать у окружающих чувство восхищения, уважения, доверия.

Стратегия развития и миссия школы определены в Программе развития МБОУ СОШ № 177 на 2016-2020 годы. Миссия МБОУ СОШ № 177 заключается в создании условий для успешной адаптации и социализации обучающихся, их самореализации в обществе.

Изменения в школе мы видим:

1. по отношению к учащимся и педагогам - предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования ключевых компетенций всех участников образовательных отношений;

2. по отношению к родителям - вовлечение их в совместную деятельность;

3. по отношению к социуму - развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости.

Большое внимание уделяется формированию имиджа образовательного учреждения.

В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни». Условием формирования успешного ученика.

Известный американский психолог У. Глассер писал: «Если ребенку удастся допиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни». Ощущение успеха для ребенка, как в прочем и для взрослого, связано с признанием его, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ЦЕННОСТЬ.

Именно школа призвана создать условия для саморазвития ребенка и формирования его как ЛИЧНОСТИ.

Для такого становления важен психологический комфорт, царящий в образовательном учреждении.

Во-первых, общение и дружеские межличностные отношения. Общение между учителем и учениками, между одноклассниками и учащимися разного возраста. Умение общаться придает уверенность и состояние психологического комфорта.

Во-вторых, ребенку необходимо создавать ситуацию успеха. Только когда ребенок поверит в себя, получит похвалу, сможет идти вперед. Реализуя индивидуальный и дифференцированный подходы, педагоги помогают каждому ребенку раскрыться. Обучающиеся МБОУ СОШ №177 участвуют в различных Всероссийских и Международных конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места и становясь победителями. Участники таких мероприятий – учащиеся 1-11 классов, разного уровня подготовленности.

В-третьих, учащиеся школы имеют возможность в реализации своего творческого потенциала. Они посещают студию танца «Dance room», вокальную студию, ежегодно выступают на фестивалях, концертах, получая заслуженные награды.

Конечно, источником успеха своих воспитанников является педагог-наставник. Именно УЧИТЕЛЮ (в силу особенности профессии) предоставлена великая миссия создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учителю необходимо создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Учитель должен помнить, что любому ребенку необходимо помогать добиваться успеха. И одаренному ребенку, и ребенку с ограниченными возможностями здоровья (детей с ОВЗ у нас 43 человека). Каждый из них мечтает быть успешным, и у каждого из них есть такое право.

Успешный учитель – это, прежде всего, творческий учитель. Самый счастливый человек – это человек, занимающийся своим любимым делом. Учитель способен творить, если он любит свое дело: детей, которые приходят в класс; предмет, с которым он знакомит своих учеников, помогает разобраться в нем.

А успешный урок? Это целый спектакль, в котором учитель играет много ролей. И самое главное, чтобы во время этого спектакля ученик играл роль не только зрителя, но и артиста, совместно со своим учителем. И чтобы каждый из этих уроков вел детей не только по дороге открытий, но и воспитывал душу.

Ежегодно педагоги делятся своим опытом на панораме педагогических идей, которая проходит у нас в школе.

В нашей школе, и я об этом всегда говорю с гордостью, работают педагогами наши выпускники. После школы, получив профессию учителя, они вновь вернулись в стены любимой школы, чтобы каждый день заходить в класс, видеть открытые лица своих учеников и говорить: «Здравствуйте, я рада видеть вас! Сегодня …». Они то и сохраняют, и преумножают традиции школы

На наш взгляд, школа будет успешной, если в нее приведут своих детей успешные родители – родители, которые заинтересованы в развитии не только своих детей, но и в собственном развитии и в развитии самой школы. Они готовы к сотрудничеству со всеми: администрацией, педагогами, родителями и детьми в независимости от того какой они национальности, одаренные они или нет, физически здоровы они или имеют проблемы здоровья и нуждаются в особых условиях. Наши родители не только участвуют в государственно-общественном управлении школой, а именно принимают участие в деятельности родительских комитетов, Управляющего и Попечительского советов, но и активные участники классных и общешкольных праздников, мероприятий, спортивных соревнований. Стало хорошей традицией ежегодное проведение КВН (капустников), в котором участвуют команды педагогов, учащихся и родителей. А Вы бы видели лица детей, испытывающих гордость за своих родителей, удивление от выступления своих педагогов, и лица родителей, восхищающихся своими детьми. Это стоит попробовать!

Удивительно, но в нашей школе работают педагоги, которые сначала в качестве родителей привели своих детей, а затем через год или два пришли в мой кабинет (кабинет директора) и с уверенностью сказали: «Я хочу работать в нашей школе!». А есть и такие семьи, в которых за 50 лет работы школы (в этом учебном году школа отметила свой 50-летний юбилей) учится уже третье и даже четвертое поколение. «Здесь есть строгие, но справедливые учителя», «Мы уверены, что наш ребенок получит хорошие знания», «Здесь комфортно моему ребенку», «Здесь царит атмосфера творчества и взаимопонимания!»- говорят родители о школе. И это заслуга всего коллектива.

И мы считаем, что наша школа УСПЕШНАЯ. Это школа, в которой дети хотят учиться и общаться; школа, в которой педагоги хотят работать и творить, а родители хотят привести сюда своих детей и готовы помогать школе во всех ее начинаниях! И не случайно в гимне нашей школы есть такие слова: «Любимая, родная 177!»

Успешная школа - школа, о которой знают не только в своем районе и городе, но и в других городах, потому что школа открыта, стремится к новым знаниям и готова делиться с окружающими своим опытом и интересными находками, и идеями. Школа, которая признана профессиональным сообществом и родительской общественностью! ЭТО ШКОЛА УСПЕХА!

Сысоева И.М., директор МБОУ СОШ №177 г. Новосибирска