⭐ Темниковская средняя общеобразовательная школа №1

​Конкурсная работа Темниковской средней общеобразовательной школы №1
г. Темников, Республика Мордовия

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Стремитесь не к тому, чтобы добиться успеха,
а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
А. Эйнштейн

Школы, как и люди, имеют свои судьбы: счастливые и не очень, со своими взлётами и падениями. Одни из них знает вся страна, а другие, не претендуя на славу, скромно и незаметно исполняют свой долг.  Казалось бы, сложно говорить о возможности стать по-настоящему успешной школе в глубокой российской провинции, жизнь которой сейчас нелегка, а порою и драматична. Однако те, кто родился в затерявшемся среди лесов Мещеры старинном городке Темникове, даже если сейчас они живут в столицах или за рубежом, продолжают с гордостью говорить о своей малой родине и об одной из лучших её школ - Темниковской средней общеобразовательной школе №1.

Екатерина Кеннеди (Краснопёрова), выпускница 2000, журналист, автор книги «На разных языках», Гибралтар: «Сейчас я понимаю, как мне повезло, что я училась именно в нашей школе №1. Мы получали не только бесценные знания от педагогов-мастеров (знания, благодаря которым я уверенно чувствую себя в любом социуме и создаю курсы, востребованные в международном масштабе), но и  самое важное для ребёнка: искреннее участие, поддержку, атмосферу любви и понимания. Всё это воспитало во мне веру в завтрашний день и себя. А главное – любовь к русской культуре, к своей родине, эту любовь я ощущаю особенно остро сейчас, находясь так далеко от Темникова. Но в какой бы стране я ни жила, всегда буду осознавать: я – русская. И этим горжусь».  

Очевидно, что именно для малых городов, как и для деревни, типичны именно такие тёплые отношения, о которых пишет наша выпускница. Здесь все друг с другом знакомы, у всех на глазах вырастают и сменяются поколения, а душевность, искренность, уважение к труду, бескорыстие, любовь к родине остаются ценными качествами. Не в этом ли и заключается главная цель, миссия провинциальной российской школы, как и провинции вообще, – стать «здоровым консервантом» накопленных духовных ценностей нашего народа, чтобы передавать их от одного поколения другому. Наиболее точно эту мысль выразил Д.С.Лихачёв, считавший, что необходимо хранить и спасать в суровые моменты нашей истории прежде всего культуру провинции. Ведь именно она, по его мнению, всегда «держала уровень не только численности населения, но и уровень экономического благополучия, уровень культуры». Да, Москва и Петербург «собирали всё лучшее, объединяли, способствовали процветанию культуры, но рождала гениев именно провинция».  И именно средняя общеобразовательная школа №1 в маленьком Темникове с восьмитысячным населением создаёт уникальную культурно-образовательную среду, становится настоящим центром духовной жизни города, поддерживая связь поколений, завоёвывая право называться успешной.

У нас в стране принято считать, что настоящая школа, притягательная для детей, – это вторая семья, а классный руководитель – вторая мама. Вероятно, именно эта способность создавать атмосферу домашнего тепла, собирая под одной крышей целые семьи, – одно из условий успешности нашей школы. Так, 4 учителя в коллективе – представители известных в Мордовии педагогических династий. Из 25 педагогов 8 являются выпускниками нашей школы. Семейные пары Полшковых, Сусленниковых, Ермошкиных, Краснопёровых многие годы отдали  первой школе. Своих детей сюда приводят и бывшие выпускники.  

Коровин Владимир Иванович, выпускник 1982 г., предприниматель:  «Я называю эту школу «НАША». Когда встал вопрос о том, в какую школу определять первую дочь, ответ нашёлся сразу. Только в «первую»! Сам учился здесь и помню какой-то особый микроклимат, «материнский» подход к детям, знаю  и о качестве знаний, которые дают учителя. Моя старшая – Ксения – уже имеет диплом экономиста, а младшая – Юлька – с «красным аттестатом» окончила 9 классов. Потому и стараюсь оказывать всяческую поддержку школе, ведь это всё для наших детей!»

Успешная школа – это школа, где в цене «ум, алчущий познанья», именно «познания», а не успеха самого по себе! Вот что, вслед за А.С.Грибоедовым, считаем мы главной целью своей образовательной деятельности. Ведь по-настоящему умному человеку интересен не только результат, но и сам процесс учения, интеллектуального творчества.

Максим Сазонкин, выпускник-2006, преподаватель ГБОУ РМ «Республиканский лицей для одаренных детей» (г. Саранск), сотрудник ВНИИЭФ (г. Саров): «Первый интерес к научной деятельности возник у меня в школе, когда под руководством  своих учителей я участвовал в олимпмадах по истории и физике. Метался перед выбором. И всё же решил – физика!!! После окончания СарФТИ готовил детей на всероссийские и международные олимпиады, а теперь вот пишу кандидатскую диссертацию. Уверен: в области экспериментальной физики российская наука ещё покажет себя!»

 И успех приходит. Потому что, не ставя перед собой цели обязательно стать первым, лучшим, наши учителя и ученики просто занимаются наукой из любви к ней. А результаты говорят сами за себя. Это и ежегодные призёры республиканского тура предметных олимпиад, и многочисленные победители всероссийский конкурсов и научно-практических конференций в Саранске, Сарове, Обнинске, Москве. Причём отличительная особенность наших лучших учеников-победителей всероссийских конкурсов – это разносторонние научные интересы, развитые в школе. Так, Макеев Дмитрий, автор работ по лингвистике и краеведению, с отличием оканчивает медицинский факультет МГУ им.Н.П.Огарёва; Колпаков Антон, занимавшийся в школе научными исследованиями по лингвокультурологии, сейчас студент МГТУ им.Баумана; сфера интересов «золотого» медалиста-2016 Уразова Павла – математика, физика и культурология.   

Успешная школа, аккумулируя в себе национальные ценности, безусловно,  должна стать для ребёнка частью того великого, что мы называем Родиной. Все, кто приезжает в наш Темников впервые, единодушны в одном: очарование города неуловимо и притягательно, сюда хочется возвращаться, бродить по тенистым переулкам, любоваться куполами старинного Санаксарского монастыря. Вот так, в тишине улочек, которые ведут к родной школе, наверное, и входит в душу человека та самая «скрытая теплота патриотизма», о которой писал Толстой в своём великом романе. Именно пробуждение этого трепетного чувства – цель всей деятельности школы №1 г.Темникова и залог её успешности. Но мало рассказывать детям, почему мы можем гордиться нашей родиной. Необходимо делать это в особой эмоциональной атмосфере, помогая ребёнку испытать сильные чувства: радости, восторга, горечи, сострадания. Потому и выходят ребята с заплаканными лицами из кабинета истории после уроков, посвящённых жертвам Великой Отечественной или подвигу и гибели Юрия Гагарина, а из всех девятиклассников района литературу как предмет по выбору сдавали в этом году только ученики  школы №1.  

В успешной школе даже такие традиционные мероприятия, как смотр строя и песни, месячник патриотической работы, участие в «Зарнице», - это не просто часть плана работы, а часть духа школы и её идеологии. Они помогают детям разделять и принимать эту идеологию, и в такие минуты приходит к учителям и ученикам ощущение единства и силы этого общего духа. Да, его нельзя измерить, но яркое доказательство его присутствия - светлые и одухотворённые лица наших ребят, шагающих в парадном марше в День Победы. И именно выпускники первой школы (Шехмаметьев Р., Рыскин В., др.) уже второй год собирают молодёжь для проведения автопробега по улицам города, посвящённого 9 Мая, вызывая патриотический порыв в душе жителей.

Артём Диткин, выпускник-2012, курсант Пензенского артиллерийского инженерного института имени Н.Н. Воронова: «Когда в раннем детстве переехал из столицы в Темников, то думал, что это глухомань какая-то, прямо тоскливо было. Но после двух-трех месяцев учебы попривык. Учителя и грамотные, и относились все так, словно ты - родственник. Мне, конечно, сейчас стыдно за своё поведение в школе. Но я участвовал в «Движении юных патриотов», занимался спортом, любил уроки ОБЖ и истории. Скоро уже получу погоны лейтенанта. А недавно стал кандидатом в мастера спорта по военному многоборью. На днях сестра Маша успешно окончила Темниковскую школу №1. Мою родную школу!!»

Любовь к Родине – это активный интерес ко всему, что связано с ней, конкретные дела и поступки, направленные на её благо. Без понимания этого молодым человеком нельзя говорить о том, что его воспитание проходит успешно. Решением этой задачи у нас занимается один из лучших в Мордовии школьных краеведческих музеев с 30-летней историей. Его экспонаты собраны учителями, учениками и их родителями. Здесь есть поистине уникальные вещи, помогающие прикоснуться к великому через малое: ежедневник пленного фашиста, привезенный с Великой Отечественной разведчиком, кавалером шести орденов Н.П.Молчановым – учителем физкультуры школы №1; портрет Г.С.Титова, переданный в дар пионерской дружине школы самим космонавтом, и многое другое. 20 лет живёт этим делом учитель истории Резепова Т.В., создавшая зал купеческого и мещанского быта уездного Темникова с интереснейшими экспонатами.

А то, что любовь к родной школе не пустые слова, доказали наши ученики, родители и учителя с твёрдой гражданской позицией. Несколько лет назад администрацией района был подписан приказ о реорганизации школы №1, и только благодаря активному выступлению сплочённого коллектива решение удалось отменить.   

Без полёта фантазии, того, что приближает к искусству, позволяет реализовать духовные потребности человека, невозможен успех ни в одном деле! Особенно это важно в провинции, где, как в нашем Темникове, нет не только научных центров и больших арен стадионов, но и театра и кинотеатра, музеев, выставочных и концертных залов. И успешной в этих условиях будет называться только школа, способная хотя бы частично взять на себя их функции. Без талантливых педагогов, не способных ограничиваться только «выдачей часов», этого достичь нельзя, и у нас их много. Так, биография школы неразрывно связана с учителем истории Половинкиным Н.Ф. - лауреатом ряда фестивалей авторской песни, победителем конкурса «Учитель года РМ». Перечень детских проектов, автором которых является Николай Фёдорович, впечатляет: это и студия эстрадных миниатюр «Уют-компания»; и единственная в районе команда КВН «Эти»; и замечательная школьная стенгазета «АкценТы»; и яркие игровые видеофильмы социального характера, и другое.

Выбор нашими выпускниками творческих профессий, в том числе дизайнера, во многом определяется их общением с учителем технологии И.Н.Краснопёровой, создавшей «Образцовый коллектив «Юный кутюрье» - лауреата многочисленных всероссийских фестивалей и конкурсов. Праздником для всех жителей города становится ежегодный показ тематических коллекций женской одежды, созданной руками девушек школы №1. Участницы коллектива изучают национальную культуру, поэтому самые яркие их коллекции –  это «Темниковские кружева», «Русский сувенир», «Моя Мордовия», «Регион 13».

Учитель литературы Сметнёва Н.А., возрождая самодеятельный театр, которым славился Темников, выводит на сцену учителей, детей, их родителей и всех, кто любит русскую классику. Из последних постановок этого творческого коллектива – «Медведь» А.П.Чехова, «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя. Репетиции по вечерам, после работы не пугают солидных и занятых людей, ведь желание произнести великое и смешное, умное и высокое слово со сцены объединяет в нашей школе тех, кто испытывает «духовную жажду». 

Елизавета Ломайкина, актриса Государственного русского драматического театра РМ, лауреат Премии Правительства РМ: «Для меня родная школа была мостиком: от уроков – к сцене! Я любила петь и танцевать, и к классу 7-му я уже была «звездой» городского масштаба! Несколько лет была членом школьной команды КВН «Эти», пела на саранских сценах. И на всю жизнь благодарна своим школьным учителям, которые неустанно предлагали мне попробовать себя в разных ипостасях. И вот теперь я стала актрисою. Сцена - моё призвание!»

Современное общество постепенно приходит к пониманию, что здоровье ребёнка – это одно из условий его успешности во взрослой жизни. А успешная школа обязательно обеспечивает своим детям возможность вести здоровый образ жизни.

Наталья Гришина (Копылова), сотрудник полиции (г.Саранск),спортсменка Комплексной школы олимпийского резерва Мордовии, чемпионка России по тяжелой атлетике (2016): «В детстве я настолько увлеклась штангой, что всё свободное время моё было отдано физическим упражнениям. Из-за этого начались проблемы с учёбой. И я помню, как учителя пошли мне навстречу и стали заниматься дополнительно, чтобы я успешно могла закончить школу. Благодарна им за чуткое отношение ко мне. Надеюсь, что мои результаты их тоже радуют!»

И  в нашей школе 2 президентских Гранта Президента РФ по поддержке талантливой молодежи в номинации «Любительский спорт» – единственные подобные достижения в районе.

У слова "успех" несколько значений. К сожалению, современному молодому человеку всё чаще оказывается близким понимание успеха как "славы, популярности". Желательно в сочетании с богатством. Да, это тоже неплохо бы иметь в жизни. Но всё-таки реальность оказывается жёстче, а также - интересней, разнообразней и неожиданней. И в школьном детстве ребёнку обязательно нужен тот успех, который приходит вместе с ощущением реализованности, открытия в себе чего-то нового, а также пониманием того, что ты нужен в своём городе, в своей стране, потому что ты часть её, накрепко связанная с твоей малой и большой родиной.

Татьяна Кидяйкина, выпускница 2011 года, тележурналист, корреспондент программы «Вести-Мордовия»: «Моя родная школа навсегда останется в моей памяти. Сейчас, как тележурналист, могу утверждать, что таких незаурядных, интеллигентных людей, как мои учителя, давшие нам точные нравственные ориентиры, я встречаю очень редко.  Когда моя младшая сестра шестиклассница Лина смотрела видео моего выпускного вечера, то спросила: «А чего это вы там все плачете?» А ей ответила: «Подрастешь – поймёшь! Просто нам с тобой повезло: в нашей жизни есть настоящая Школа!»