Казанская специальная школа-интернат

​Конкурсная работа Казанской специальной школы-интерната
ст. Казанская, Ростовская область

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Не ставьте себе целью успех –
чем больше вы будете стремиться к нему,
тем вернее вы его упустите.
За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться;
он должен получиться – и получается –
как неожиданный побочный эффект
личной преданности большому делу.
Виктор Франкл

Википедия утверждает, что «успех – это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо». Но успех может быть краткосрочным, разовым или случайным, что свидетельствует о везении, а не о систематической деятельности, направленной на повышение эффективности и продуктивности. А вот успешность – это величина постоянная, представляющая собой устойчивое качество, которое позволяет снова и снова достигать успеха, генерировать и приумножать его. Успешность – это еще и универсальная категория, которая выступает характеристикой качества жизнедеятельности человека в самых разных областях.

Успешность образовательного учреждения определяется, на наш взгляд, положительной динамикой качественных характеристик этой организации за определенный временной интервал. Нам представляется некорректным сравнивать между собой разные учреждения, отличающиеся друг от друга совокупностью факторов: контингентом обучающихся, кадровым составом, месторасположением, состоянием материально-технической базы, видом и другими факторами. Но стратегия достижения успеха может быть выдающейся у маленькой сельской школы и провальной – у огромного образовательного комплекса.

Оценка успешности образовательного учреждения может быть дана только в процессе сравнительного анализа показателей развития этой организации за конкретные периоды. Если школа с течением времени качественно «выросла» в соответствии с поставленными целями, значит она успешна, и программа ее деятельности направлена на достижение успеха.

Одной из маленьких школ России является ГКОУ РО Казанская школа-интернат. Наша школа расположена на севере Ростовской области в сельском районе, удаленном от ведущих научно-исследовательских, образовательных, диагностических и лечебно-оздоровительных организаций на четыре сотни километров. Школа осуществляет образование детей с задержкой психического развития на второй ступени (начальное общее образование). В настоящее время в школе-интернате круглогодично (за исключением каникулярных дней) проживают, обучаются и воспитываются 45 детей со всей Ростовской области. Разное состояние здоровья учеников и различные особенности предшествующих социально-педагогических условий развития детей подчеркивают полиморфный состав учащихся. Общим для всех наших воспитанников является то, что все они отстают в формировании и развитии психических процессов от здоровых сверстников, испытывают стойкие трудности в овладении общеобразовательной программой начальных классов, в поведении, социализации и адаптации. Следствием этих проблем явился перевод каждого ученика с ЗПР из общеобразовательной школы в нашу специальную школу-интернат.

У людей, далеких от сферы образования, может возникнуть вопрос о том, может ли школа, обучающая детей с особыми образовательными потребностями, быть успешной? Мы твердо уверены – может! 

Ориентируясь на государственные инициативы в области образования, ГКОУ РО Казанская школа-интернат уже более пяти лет целенаправленно выстраивает свою философию успеха. На наш взгляд, миссия нашей школы заключается в создании для каждого нашего ученика таких условий обучения, воспитания и развития, при которых у ребенка сформируются способность и готовность к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности, а также ценностно-смысловое отношение к себе и окружающему миру. Мы убеждены, что научить ребенка быть успешным может только успешный педагог, успешная школа, успешная система образования. Чтобы достичь качественного роста наша школа-интернат определила для себя пять основных направлений, стратегических целей, реализация которых, по нашему мнению, обеспечивает успешность нашей небольшой, но очень нужной и востребованной, сельской школы.

Сначала – это обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Что для этого нужно? Какая это школа?

Это школа, в которой дети учатся и живут с удовольствием, не желая покидать ее ставших родными стен. Школа, работу которой ценят родители ее воспитанников и о которой добрая молва передается из уст в уста. Школа, в которой для детей с особыми образовательными потребностями созданы оптимальные условия для реализации потребности в получении знаний и навыков. Школа, живущая модернизацией и инновациями. Школа, имеющая весомый результат педагогического труда сотрудников (высокий уровень обученности, воспитанности и социализации выпускников). Это школа, которая показывает результаты выше среднего, имея контингент учащихся из семей с социально-экономическим статусом ниже среднего. Это школа, которая оценивает результаты собственной образовательной деятельности, опираясь на критерии навыков ученика 21 века. Школа, в которой даже ребенок с трудностями в освоении учебного материала успешен и может продемонстрировать свои достижения. Школа, в которой ребенок получает ценные жизненные уроки, позволяющие ему вырасти достойным гражданином своей Родины.

Школа, в которую идут родители воспитанников с интересом и удивлением, с вопросами и заботами, уверенные, что обязательно получат помощь. Школа, которая открыта для общения и легко делится своей уникальностью. Школа, в которой светло, тепло, уютно и безопасно.

Затем, обеспечение охраны и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся.   Какая школа успешна в этом вопросе? Что она делает для этого?

Это школа, заботящаяся о здоровье своего коллектива: взрослых и детей. Школа, внедряющая и активно использующая в практике современные технологии здоровьесбережения. Школа, которая знает и учитывает особенности развития воспитанников, обеспечивая современное обустройство образовательной среды. Школа, которая верит в своих воспитанников и обеспечивает им условия для физического развития, для психологической безопасности, для социальной защиты.

Не менее важно развитие кадрового потенциала учреждения. В какой школе развиваются кадры?

Это школа, в которой выращиваются успешные педагоги. Только успешный педагог может заложить навыки успешного человека ученику, научить быть успешным.  Школа, работающая сплочённым командным коллективом, сотрудники которого молодые (кто возрастом, а кто – душой), уверенные, упорные, целеустремлённые, открытые в своей педагогической деятельности, не стоящие на месте, а непрерывно, с желанием, развивающиеся в профессиональном направлении. Это место, где для каждого педагога создаётся ситуация успеха, ситуации, в которых учителя имеют возможность саморазвития, самореализации, профессионального роста. Школа, сотрудники которой гордятся тем, что работают в данной образовательной организации.

В соответствии со временем – совершенствование информационно-образовательной среды учреждения. Как должна развиваться ИОС школы, чтобы соответствовать времени? Ответ очевиден: она должна быть стремительна, а значит технологична и многообразна, должна быть средой обучения, воспитания и развития, средой коммуникаций и возможностей.  ИОС активно развивается в школе, которая грамотно обеспечена современным оборудованием, в которой технологии помогают в образовательной деятельности, дают возможность всем быть современными и ИКТ-компетентными. В школе, в которой неуклонно формируется модель: 1 ученик – 1 компьютер. В той школе, в которой современное интерактивное оборудование позволяет давать качественные знания детям с трудностями в обучении.  В школе, которая активно помогает педагогам выстраивать персональную информационно-насыщенную среду. В такой школе, в которой обеспечивается постоянное повышение квалификации педагогического состава через информационно-коммуникационные технологии.

И, непременно, повышение эффективности управления учреждением. Какая школа демонстрирует эффективное управление собой?

Школа, открытая для всех: презентующая результаты деятельности широкому кругу потребителей, использующая современные технологии во всех областях деятельности, привлекательная для детей, родителей, людей с высокой гражданской ответственностью, благотворителей и меценатов. Школа, работа которой признана общественностью и отмечена сторонними экспертами.

Школа не может быть успешной без успешного директора. Это напрямую зависит от личных качеств руководителя. Только постоянно развивающийся человек, предъявляющий к себе жёсткие требования, сильная личность, творческая натура, имеющий прочные знания в необходимых областях и адекватно их применяющий, с высокой нравственной культурой способен привести современную школу к успеху. Школа, руководитель которой шагает в ногу со временем, болеющий за статус школы и за своих подчинённых, ответственный и самоотверженный в работе, стремящийся поднимать школу на довольно высокий уровень, ставящий перед собой и перед всем коллективом высокие цели и мотивирующий всё окружение стремиться к их достижению.

Школа не может быть успешной без обычного человеческого тепла. Это школа – настоящий второй дом для обучающихся и для сотрудников. В ней комфортно и уютно, в ней можно учится, работать, развиваться, отдыхать, плодотворно общаться. Ведь какой бы современной и технически оснащенной она не была, без взаимоподдержки, взаимопонимания, внимания невозможно решить ни одну поставленную задачу, невозможно приблизиться к успеху.

А ведь все выше сказанное – это о нашей школе-интернате. Она растет, развивается, прирастает... Как ни крути, наша школа-интернат – успешна!

Долженкова Светлана Анатольевна, директор, ГКОУ РО Казанская школа-интернат, ст. Казанская, Ростовская область