Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями

​Конкурсная работа Центра образования для детей с особыми образовательными потребностями
г. Смоленск, Смоленская область

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Как оценить успешность школы? Современные условия заставляют педагогов подстраиваться под существующие стереотипы престижности и успешности образования. На что смотрят, когда оценивают школу? На количество обучающихся, сдавших экзамены с максимальным количеством баллов, поступивших в престижные вузы России и других стран, количество «заслуженных» учителей и пр. В любом случае, ключевым здесь является слово «количество». Но разве можно оценивать образование (которое по своей сути не является чем-то вещественным, чтобы его можно было «посчитать») в цифрах?

Цифровое выражение успешности конкретного образовательного учреждения напрочь исключает тот самый индивидуальный подход, о котором в последнее время так модно говорить. А как же те дети, которые в силу своих особенностей не могут быть подведены под существующие стандарты? Если выпускник данной школы не наберёт максимум баллов по результатам экзамена, если он не поступит в известный вуз. Можно ли в этом случае говорить, что все труды школы были бесполезными?

На наш взгляд, современное образование, современное общество не готовы к тому, чтобы воспринимать качество образования именно как качество, а не количество. А как же тогда оценивать работу педагогов, обучающих детей с особенностями развития? Именно здесь мы можем говорить о том самом индивидуальном подходе, об учете особенностей каждого ребенка. Забегая вперед, хотим сказать, что именно у таких, «особенных», образовательных учреждений должны учиться школы общеобразовательные.

Примером «особенной» школы является «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска».

Наш Центр является уникальным в своем роде образовательным учреждением Смоленской области. В нем обучаются глухие, слабослышащие и кохлеарно-имплантированные дети дошкольного и школьного возраста, а также дистанционно получают образование дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.

Наше образовательное учреждение включает детский сад и школу для глухих и слабослышащих детей, а также Центр обучения детей-инвалидов с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

Сейчас в детском саду Центра обучается 20 дошкольников. Следует сказать, что это единственное образовательное учреждение Cмоленской области, в котором могут обучаться дети дошкольного возраста с нарушениями слуха. Перед воспитателями детского сада стоят более важные задачи, чем может показаться. Одна из важнейших задач — социализация. По понятным причинам такие дети бывают оторваны от окружающего мира и живут своим маленьким мирком. Но всегда важно помнить, что в будущем им придется столкнуться со взрослыми проблемами. Навыки, которые они начинают получать еще в детском саду, окажутся жизненно необходимыми. Воспитатели учат их общаться друг с другом, готовят к школе, обучают языку жестов.

Особую группу составляют дети, у которых была проведена кохлеарная имплантация. Таких обучающихся воспитатели в прямом смысле слова «учат» слышать окружающий мир.

Приходя в первый класс школы, ребенок видит кабинеты, оснащенные современной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, специализированным оборудованием, позволяющим работать с обучающимися с нарушением слуха по верботональному методу.

Дошкольники и школьники имеют возможность проживания обучающимся из области. С этой целью в школе оборудованы удобные комнаты для сна и отдыха. Всё свободное от уроков время с детьми проводят воспитатели.

А с 2010 года был открыт Центр обучения детей-инвалидов с применением электронного обучения и дистанционных технологий - самое молодое подразделение нашего образовательного учреждения.

В Центре работает около ста учителей-предметников, педагог-психолог, социальный педагог. Здесь обучаются дети из города Смоленска и Смоленской области с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития, умственными отклонениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи и другими нозологиями. Благодаря Центру дети-инвалиды и дети с ОВЗ имеют возможность получить основное общее и среднее образование, не выходя их дома.

Каждый обучающийся и педагог для дистанционного обучения обеспечивается комплектом оборудования (компьютер, сканер, принтер и т. д.). И учителям, и ученикам предоставляется бесплатный безлимитный доступ к сети Интернет. Оборудование подбирается с учетом особенностей здоровья обучающихся. Это могут быть, например, специальные мониторы для детей с нарушениями зрения, специальные компьютерные мыши для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, клавиатура с клавишами увеличенного размера для людей с моторными нарушениями высокой степени, специальные джойстики, которые подбираются под индивидуальные физические возможности ребенка, головная компьютерная мышь (беспроводное оптическое устройство для людей, которые не могут работать с помощью рук).

Многие считают, что невозможно успешно освоить общеобразовательную программу дистанционно. Однако опыт Центра доказывает обратное.

В нашей школе образование осуществляется по общеобразовательным программам. Ежегодно родители наших обучающихся имеют право выбрать от 10 до 14 часов обучения по основным школьным предметам. Кроме того, учителя нашей школы создают спецкурсы, направленные на развитие различных способностей обучающихся, а также на профориентацию.

“Но где же реальные результаты вашего электронного обучения?” -  спросите вы.

Результаты заключаются в огромном количестве дипломов и наград, ежегодно получаемых учителями школы и Центра, а также нашими обучающимися, которые ежегодно принимают участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня: общешкольных, областных, общероссийских, международных.

Приведём некоторые примеры.

17 февраля 2014 года обучающиеся наряду со школьниками из других городов России приняли участие в международной предметной олимпиаде для глухих детей, которая проводилась в ГБС(К)ОУ школе-интернате №4 г. Самара. 18 обучающихся нашей школы соревновались в таких дисциплинах, как математика, природоведение, биология, русский язык, история, РСВ и ФП. Ребята показали хорошие знания теоретического материала и умение использовать их на практике, о чём свидетельствуют 11 призовых мест.

Кроме того, ежегодно обучающиеся Центра занимают призовые места по разным дисциплинам в олимпиадах “Олимпус”, “Альбус”, ”Кенгуру”, «Ребус», «Кириллица», «Мультитест» и пр.

Можно назвать и другие мероприятия, по результатам которых наши ребята стали победителями и призерами: Всероссийский детский конкурс литературного творчества «Золотое сердце» (2016 г.), областной конкурс “Информационные технологии в образовании” (2014-2016 гг.), областной конкурс  по WEB-проектам в сети Интернет, проводимый Департаментом Смоленской области по информационным технологиям (2015 г.) и многие-многие другие.

Не только ученики, но и сама школа и ее педагогический коллектив показывают отличные результаты.

В 2015 году наш сайт (e-school67.ru), который называется «Школа, где дарят надежду», принимал участие в Фестивале социальных интернет-ресурсов «Мир равных возможностей». Из 118 сайтов, заявленных в номинации «Открытие года» (сайты, впервые принимающие участие в Фестивале), мы оказались в десятке лучших — номинантов на получение звания Лауреата.

В 2016 году Центр выступил организатором Областного дистанционного конкурса «Неделя науки», в котором могли принять участие дети из детских домов, школ-интернатов и коррекционных школ. Данный конкурс имел важное значение, так как названные группы обучающихся часто не имеют возможности участия в каких-либо мероприятиях. Участниками «Недели науки» в 2016 году стали 44 обучающихся из 8 образовательных организаций города Смоленска и Смоленской области. Призовые места по некоторым направлениям заняли обучающиеся нашего Центра.

На базе Центра работает региональная инновационная площадка по теме «Моделирование информационно-образовательной среды ОО в процессе дистанционного образования детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями».

Обучающиеся школы глухих показывают хорошие результаты не только в обучении, но и в спорте. Это, действительно, наша гордость. Воспитанники нашего Центра под руководством учителя физической культуры и тренера Ольги Анатольевны Мудряк ежегодно участвуют в спортивных соревнованиях по плаванию, бегу, гимнастике и занимают призовые места. В данном учебном году обучающиеся Центра образования приняли участие в составе сборной команды Смоленской области по плаванию (спорт глухих) на первенстве России в г. Казани. Наши спортсмены в копилку сборной принесли 5 медалей: 4 в командных эстафетах и 1 в личном первенстве. А в июне 2016 года обучающиеся отправятся на отборочные соревнования на первенство Европы.

Итак, наши дети закончили школу... Смогут ли они стать достойными членами общества, поступить в учебное заведение и найти работу? Отвечаем: конечно, смогут.

Центр заинтересован в их поступлении в различные учебные заведения, а также в трудоустройстве.

Наш Центр помогает обучающимся выбрать профессию: ежегодно к нам приезжают представители различных учебных заведений и рассказывают о них, привлекая к обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Также организовано предпрофильное обучение по профессии «повар-кондитер» совместно с ОГБОУ СПО «Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса». Для обучающихся дистанционно включены курсы предпрофильной направленности, позволяющие им знакомиться со спецификой различных профессий и в последствии осуществлять осознанный профессиональный выбор: “Банковское дело”, “Арт-терапия”, “Основы психологии”, “Физиология питания”, “Многоканальные телекоммуникационные системы” и др.

Наши выпускники уверенно выстраивают свои дальнейшие образовательные траектории и осуществляют выбор профессии, продолжают обучение в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, успешно трудоустраиваются.

Приведём конкретные данные. В прошлом году из четырёх выпускников школы глухих и слабослышащих детей один поступил в Смоленскую Государственную Академию Физической культуры, спорта и туризма на факультет адаптивной физкультуры и успешно там учится. Трое обучающихся закончили Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса по специальности повара и сейчас работают в одном из самых крупных супермаркетов Смоленска “Центруме”.

Из шестнадцати выпускников 2012-2013 г.г. двое поступили в Смоленскую государственную медицинскую академию на специальности “Клиническая психология”, «Лечебное дело»,  пятеро поступили в Смоленский государственный университет на специальностии: “Туризм и сервис”, “Педагог-психолог”, “Право”, «Химия и биология» “Экономика и управление”, один обучающийся учится в Саратовской академии права на юриспруденции, один в Московском университете экономики, статистики и информатики на экономическом факультете.

В связи с тем, что обучающиеся Центра для детей с ограниченными возможностями здоровья не имеют возможности общаться друг с другом лично, несколько раз в году мы проводим праздники, где ребята знакомятся друг с другом, показывают свои таланты. Таким образом, каждый ребёнок чувствует себя равным среди равных и понимает, что в жизни всё не так уж и плохо.

Наш Центр не является закрытым заведением. Мы активно сотрудничаем с другими учебными заведениями г. Смоленска: Смоленским областным институтом развития образования, Смоленским педагогическим колледжем, гимназией №1 им. Н.М. Пржевальского г. Смоленска,  Починковской специальной школой-интернатом VII-VIII видов. На базе нашего Центра проводятся семинары-практикумы и другие мероприятия, где мы делимся с коллегами своим опытом в сфере применения электронных технологий и дистанционного обучения.

Итак, результаты работы нашего учебного заведения, представлены нами в полной мере. В заключение, хотелось бы обратить внимание на другой аспект: второе, неофициальное, название. Если вы захотите найти информацию о Центре, введите в поисковой строке фразу: «Школа, где дарят надежду». Именно в этом направлении ведется работа всеми специалистами Центра. Дети получают надежду на то, что они найдут свое место в окружающем мире, смогут чувствовать себя гармонично, несмотря на особенности своего здоровья.

Левченкова Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы, к.ф.н.;
Титова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы, к.ф.н..