Школа имени кавалера ордена Красной Звезды Гонышева А.И.

​Конкурсная работа Школы имени кавалера ордена Красной Звезды Гонышева А.И.
с. Черноречье, Оренбургская область

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Монолог отличной школы

Здравствуйте, это мы!  Мы – это коллектив школы имени Гонышева А.И., а это 220 учащихся, 110 воспитанников дошкольного уровня и 65  сотрудников. Нас легко запомнить: школа с гордостью носит имя выпускника, воина-интернационалиста, кавалера ордена Красной Звезды Гонышева Александра,  расположена школа по адресу – улица Гонышева, руководит школой Гонышева Ирина Витальевна. Как вы думаете, на какую букву у нас в алфавитной книге не хватает страниц? Правильно! И поверьте, они все не родственники.

Наша школа – лауреат гранта президента РФ, дважды лауреат гранта губернатора Оренбургской области, победитель первого Всероссийского конкурса ОО, развивающих ученическое самоуправление. И это только маленькая толика достижений нашего коллектива.  Подробнее о нас вы можете узнать на нашем сайте http://schkolacher.ucoz.ru/.

Время быстро летит, все меняется,
Всюду колледжи, лицеи открываются
И среди них наша школа отличная,
ОТЛИЧНАЯ от других.

Вы спросите, и  чем же она отличная?

Наша школа – это социокультурный центр села. Да, так может о себе сказать каждая сельская школа, но не каждая может похвастаться тем, что 31% школьников занимается в хореографической студии (кстати, 3 года назад нашим танцорам присвоено звание народного танцевального коллектива), еще 29 % поют в вокально-хоровой студии «Капель», а остальные – спортсмены: футболисты, волейболисты, легкоатлеты, борцы, а еще лидерцы, волонтеры, члены детской общественной организации, кадеты, юные инспектора движения, члены школьного лесничества, экскурсоводы.

Вы, наверное, удивитесь, почему школа начала рассказ о себе не с результатов ЕГЭ, ГИА, ФГОС, олимпиад и так далее по списку. Может, похвастаться нечем?! Отнюдь, наши ребята – победители и призеры олимпиад, есть и медалисты и высокобалльники. Все очень просто. Просто мы убеждены, что (позволим себе перефразировать известную фразу): «успешный ученик успешен во всем»! Согласитесь, сложно назвать успешным тревожного задерганного отличника, даже имеющего 100 баллов и отличный аттестат.

Так что же такое успех? Мы не будем обращаться к словарям и вопрошать Google, дадим определение этому вожделенному понятию сами, через призму школы.  Успех школы складывается из успешек. Успешки – это маленькие достижения, личные, общественные, индивидуальные, коллективные, в учебе, спорте, творчестве. Как гласит народная пословица: «Много звезд на небе, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой грош – на всякое время хорош».

Успешная школа – это школа, в которой комфортно всем, это школа, в которую спешат ученики, учителя, родители, а выпускники каждый год возвращаются, чтобы сказать слова благодарности за то, что они знают не меньше других, а иногда чуть больше, умеют – не хуже, а иногда чуть лучше, в общем, за то, что мы сегодня называем конкурентоспособностью. Это школа, о которой ты говоришь в незнакомой аудитории: в лагере, институте, на курсах, а в ответ слышишь одобрительное: «А знаем-знаем, о ваших достижениях наслышаны». Так, слух о нашей школе идет по всей области Оренбургской, да и в Москве и иных городах России, без ложной скромности скажем, о нас знают.

Среди россыпи мнений об УСПЕХЕ школы от учеников, учителей, родителей, пожалуй, самыми точными будут слова, приведенные нашим директором Гонышевой Ириной Витальевной:

«Я его, как песок золотой, намывала,
Собирала любовно, неутомимо,
По крупице, по капле,
По искре, по блестке,
Принимала в подарок
От каждой звезды и березки...»

Вы спросите, как наша сельская школа обычная, среди колледжей, лицеев завоевала звание – отличная? Мы вам ответим словами Мака Грегори: «Создайте хороший климат, обеспечьте соответствующие условия и предоставьте людям расти самим. Вот тогда они вас удивят». Но, ведь, и удивить могут по-разному. Правда? Как найти тот нужный рассол, в котором будет комфортно всем? Мы не стали изобретать велосипед, начали с анализа: каковы условия, ресурсы, состояние образовательного процесса? Выявили «плюсы»: устоявшиеся традиции, стабильный педагогический коллектив процентов на 75, нереализованный  педагогический потенциал, наработанный годами положительный имидж школы в районе. Обозначили «минусы»: самый главный – стагнация.

Немного, но и немало. Куда же двигаться? Какого ученика – выпускника, человека хотим видеть мы, учителя, и родители? Какой гражданин нужен государству?  Каким хочет быть сам ребенок? Конечно конкурентоспособным, образованным, воспитанным, другими словами, УСПЕШНЫМ.   

Поставили перед собой задачи:

- формирование конкурентоспособной личности. Так уж повелось на селе, что в основе всего лежит труд, и образованию сельские жители уделяли мало внимания,  жили по принципу: «Где родился, там и пригодился». Времена переменились, а жизненный принцип сохранился. Но как в таком случае конкурировать сельской школе с городскими гимназиями и лицеями, где образование – это приоритет? Мы считаем, что мы должны обеспечить единые стартовые возможности для всех наших детей, начиная с дошкольного уровня и заканчивая выпускниками.   О наших детях должны знать раньше, чем они придут в институт или на работу,  название школы должно стать «брендом».

- воспитание высоконравственного человека, как бы это пафосно не звучало. Д. Менделеев писал: «Образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего». Дети все разные.  Разные семьи, разные судьбы, разные души… Кем они станут завтра? Докторами, учителями, водителями, экономистами. Все профессии хороши – выбираем для души! А вот какими они будут людьми – об этом стоит задуматься сегодня. Что посеется в их душах: обида, горечь, равнодушие? Или добро, милосердие, любовь?! Это во многом зависит от нас – взрослых: родителей, учителей и просто – соседей!  К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках зачастую чувствуют себя иностранцами. Но все еще можно исправить, потому что еще живы нравственные идеалы, не забыты духовные ценности, еще открыты детские сердца. Ведь так важно, чтобы дети умели не наступить, а уступить, не спрятать, а поделиться, не разорвать, а склеить, не захватить, а отдать. Помнили: не они тебе, а ты им, не они для тебя, а ты для них. Главный метод воспитания –  это пример.

Все наши идеи легли в основу программы развития ОУ «Школа социокультурного диалога «Созидаем мир».  Подробнее ознакомиться с программой можно здесь http://schkolacher.ucoz.ru/index/programma_razvitija/0-95.

Оказалось: написать 120 страниц текста гораздо легче, чем все это воплотить в жизнь. Но, как говорится,  назвался  груздем – полезай в кузовок.

Для начала разгребли ворох бумаг и обратились к детям. Бумаготворчество – это, наверное, важное и полезное дело, но куда полезнее личное общение.

Итак, дети! Чем же они занимаются? Вот на стенде «хорошисты» и «отличники», но это только 42% детей, а где же остальные? А эти 42% успешны ли они?

Вот пример из школьной жизни: жила-была девочка Юля. Училась не хорошо - не плохо, ничем среди сверстников не выделялась. И как-то раз Юле, имеющей богатую родословную, учитель предложил принять участие в конференции. И вот через год Юлю не узнать: она комфортно чувствует себя на сцене, ведет сельские и школьные мероприятия, выбрана председателем ученического самоуправления. А через два года – она уже представляет область на  международной конференции, учится только на «4» и «5», является обладателем стипендии главы района. Вчера успешная ученица – сегодня успешная студентка.

Этот пример привел нас к важному умозаключению: «успешный ребенок  успешен во многом». Но как создать свою нишу успеха для каждого ученика? Задача с несколькими условиями.

Условие №1. Педагогические кадры. Кадры решают все.  Раб воспитает раба, а успешного ученика может воспитать только успешный учитель. Реалии современного образования таковы, что учителю просто необходимо постоянно  учиться. Внутрифирменное обучение, взаимопосещение уроков, вебинары, мастер-классы, наставничество, конкурсы профессионального мастерства это те формы, которые неизбежно обогащают учителя. В нашей школе родилось понятие «учитель- ас», все идеи легли в основу работы творческой лаборатории «Асы в классы».

Сегодня наши учителя показывают высокие результаты в конкурсном движении, их опыт востребован, профессионализм признан. Подробную информацию о наших учителях можно получить здесь http://schkolacher.ucoz.ru/index/0-10.

Условие №2.  Условия труда. Как говорится, большому кораблю – большое плаванье. От условий труда зависит и успех учителя, и успех ученика. Мы не устаем повторять: « И стены в школе воспитывают». Стены в нашей школе не просто красивые, а еще и информационные, а еще стопроцентное обеспечение учебниками, новая ученическая мебель, оснащение кабинетов современным оборудованием и музейная комната, детская площадка, снаряжение для туристов, инвентарь для спортсменов, велогородок и многое другое. Спросите, откуда деньги? Кто ищет, тот всегда найдет.

Условие №3. Дополнительное образование и внеурочная деятельность.

Да, не каждый ученик может похвастаться высокими успехами в учебе, а тот, что может, поверьте, может и хочет гораздо больше, чем ему дает среднестатистический урок. Как же быть? Дополнительное образование и внеурочная деятельность – вот место, где «разгуляться есть на воле» и учителю, и ученику, тут-то каждый найдет свою нишу успешности, правда, если будет, где искать.

Для равнения: в 2011 году – 11 кружков, сегодня – 30 часов школьных объединений, 32 часа от детской юношеской спортивной школы, 27 часов от районного дома творчества. В 2011 году охват учащихся дополнительным образованием – 57%, сегодня – 97%.

Для того, чтобы все это было, проведена большая работа: изучение общественного мнения родителей и детей, переход на пятидневную неделю обучения с шестым развивающим днем (первые в регионе), прохождение лицензирования по допобразованиию (1 в районе, а может, и в области), расширение спектра образовательных услуг, в том числе через платные кружки, создание собственной бухгалтерии, подбор кадров. И как результат создана модель внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся «Школа успеха».

Условие №4. Расширение образовательного пространства. Шире круг, друзья! И чем круг шире, тем результатов больше и результаты выше. У нас в школе проводятся ежегодные межвузовские студенческие чтения, открыт филиал регионального музея «Капитанская дочка», мы входим в Оренбургский университетский (учебный) округ, сотрудничаем с областным Дворцом детей и молодежи, с эколого-биологическим центром, первым Оренбургским отдельским казачьим обществом, обществом «Газпром добыча Оренбург», Оренбургским лесничеством, газетой «Сельские вести» и т.д. Наши дети обучаются в областной очно-заочной школе «Лидер», в областной очно-заочной школе «Академия юных талантов «Созвездие», в региональных профильных сменах.

Условие №5. Соуправление. Достаточно сказать, что мы являемся победителями Всероссийского конкурса ОО, развивающих ученическое самоуправление. Кстати, именно по инициативе ученической думы, сегодня на нашей Доске Почета размещены не только фото отличников и хорошистов, но и ребят, достигших высокие результаты в разных областях деятельности.

Условие №6. Формирование имиджа школы. «Распространяйте о себе только хорошие слухи». Участие в конкурсном движении на всех уровнях, День открытых дверей,  диссеминация опыта, презентация публичного доклада, творческий отчет школы «Вот и стали мы на год взрослей» - все эти формы давно в нашем арсенале и дают действенный результат.   

Условие №7. Стимулирование. Моральное и материальное стимулирование – это сильный и приятный мотиватор движения всего коллектива вперед.

Итак, у нашей школы 7 причин, чтобы быть успешной, то есть быть школой комфортной для всех. Яркой иллюстрацией тому стал пример мальчика Жени. Когда мама привела к нам Женю, мальчика – инвалида по зрению, обучающегося 6 лет по адаптивной программе в коррекционной школе, мы, честно сказать, испугались. 7 класс – это один из самых «бурных» классов нашей школы. Но на удивление, 14, мягко говоря, озорных мальчишек и 5 девчонок не просто приняли Женю с первого дня, они взяли его под свою опеку: носили портфель, провожали домой, дежурили вместе с ним. И Женя проявил себя не только в учебе, но и в творчестве (оказалось, он отлично выжигает по дереву), и в школьных конкурсах и мероприятиях. Этот пример самый яркий, но не единственный. Кроме того, в школе снизился втрое уровень пропусков без уважительной причины и во столько же выросло количество пропусков по другим причинам (а потому, что наши дети много ездят и выступают).  А все потому, что и дети, и учителя нашей школы нашли свою «нишу успешности». А какие у нас активные и успешные родители и социальные партнеры!!! Но это уже другая глава нашей истории.

А закончить мы хотим нашим девизом: У нас славное прошлое, стабильное настоящее, а будущее мы стоим вместе.