⭐ Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля

​Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля
г. Пермь, Пермский край

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа – что это такое?»

На крыльях вдохновения подняться
Учиться умным быть, а не казаться
Раскрыта книга.
Муза вдохновенья над ней парит,
И ясно, без сомненья,
Что наделен талантом
В нашей школе каждый,
Переступив порог ее однажды…

Эти строки, автором которых является наша ученица, об эмблеме школы – муза, парящая над книгой как символ знаний, творчества и гуманизма. Девиз школы так и звучит – «Школа добра, красоты и гражданственности».

Наша школа МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля» -  одно из старейших учебных заведений г.Перми, расположенное в культурно-историческом центре города. Рядом знаменитейший театр оперы и балета им.П.И. Чайковского, памятник Пастернаку, описавшему Пермь в «Докторе Живаго», бывший дом дворянского собрания, где Чехов написал свою пьесу «Три сестры». В нескольких десятках метров от школы течет красавица Кама, набережную которой украшают большие красивые красные буквы «Счастье не за горами». И действительно, счастье рядом, оно в школе № 2. Как часто дети, педагоги и родители повторяют «Какое это счастье – наша вторая школа!». Единство взглядов, прогрессивные представления о предназначении школы, о сути школьного образования, о ценностных установках образовательных отношений – все это определяет нашу школу как школу гуманистической педагогики.

Попробуем провести для Вас «Нескучный педсовет». Первый вопрос педагогического совета - как сделать учителя счастливым и успешным? Гордимся, что коллектив учителей имеет звание «Звездный педагогический коллектив».

А что мы для этого сделали?

Мы разработали авторскую модель кадрового менеджмента и корпоративной культуры, которая создавалась применительно к условиям, традициям и особенностям школы. Наряду с вертикальной системой управления школой разработана горизонтально-сетевая. В основе горизонтально-сетевой структуры управления школы лежит принцип: учитель в школе должен быть счастливым и успешным. Большинство педагогов школы включены в управление школой, являются руководителями структурных подразделений школы и творческих коллективов. Таким образом обеспечивается самоорганизация школьного сообщества, включенность максимально большого количества педагогов в активную жизнедеятельность школы.

Школа работает в режиме проектного офиса, когда каждый педагог включен в творческую команду проекта и в управление школой. Также среди особенностей системы управления школой можно назвать стратегию «поддерживающего управления» и «принцип Эшби», в основе которого лежит идея, что главная ценность – это успех каждого человека.

Главным постулатом в развитии кадров является идея успешности учителя – «Учитель должен быть успешным!». Программа развития педагогических кадров так и называется «Педагогические звезды».

Хочется отметить управленческие изюминки в системе мотивации педагогов. Они включают в себя экономические, профессиональные, социальные и морально-психологические методы стимулирования. Это грамотно выстроенная система доплат и поощрений, разовые премии за индивидуальные успехи, персональные доплаты, внутришкольные гранты Благотворительного фонда школы № 2, оплата курсовой подготовки педагогов и их участия  в конференциях, конкурсах, семинарах.

Для учителей традиционными стали: торжественный прием у директора школы, именные грамоты и благодарности, туристическая программа для всех педагогов «Моя Родина – Пермский край», авторские обращения директора к успеху учителя. В школе существует традиция ежегодных выездных семинаров, на которых подводятся итоги работы и проводится творческий мозговой штурм. По итогам работы школы ежегодно издается сборник публикаций педагогов «Инновационная деятельность школы». Созданы творческие коллективы учителей школы – хор учителей и танцевальный ансамбль.

Особая гордость школы – сохранение баланса опытных и молодых педагогов. 40 % педагогов – это педагоги в возрасте до 30 лет, много мужчин-педагогов – 20% всего коллектива. Специально для молодых педагогов в школе реализуется проект «Мастерская успеха», благодаря которому каждый молодой педагог быстро адаптируется в коллективе и получает возможность раскрыть свои творческо-педагогические способности, становясь руководителем структурного подразделения школы или коллектива дополнительного образования.

Педагоги школы являются активными участниками проектов департамента образования г. Перми и Министерства образования и науки Пермского края: «Робототехника», муниципальная модель основной школы «Основная школа – пространство выбора», «Новогодний бал педагогов», «Наш стиль», «Педагогический маркет» и другие.

Школа традиционно является Центром инновационного опыта по актуальным вопросам образования.

Именно школа № 2 уже четыре года подряд организовывает и проводит Всероссийский форум «Все звезды в гости к нам!», куда приглашаются абсолютные победители Всероссийского конкурса «Учитель года», которые дают свои звездные мастер-классы на сцене Органного зала г.Перми. Гостями форума за четыре года стали более двух тысяч педагогов и руководителей образовательных учреждений Перми, Пермского края и России.

А теперь любимая часть нашего «Нескучного педсовета» – разговор о том, как сделать ученика успешным? Педагоги нашей школы любят повторять: «Ставьте ученика на пьедестал - и ему не захочется с него спускаться». Что же мы вкладываем в понятие «пьедестал для успеха и развития ученика»?

Самое главное – создать образовательную среду, основанную на безусловной вере в личность ребенка, в его талант, неповторимость и успех. Мы видим свою миссию в том, чтобы организовать развитие и продвижение ученика по отношению к самому себе. Сотворчество и сотрудничество в совместных делах, свободный обмен идеями, знаниями и опытом в коллективе, активный поиск возможностей для улучшения деятельности, подчеркивание личной значимости и уникальности каждого – эти и другие ценности лежат в основе деятельности школьного сообщества.

Педагогический коллектив школы создал такую авторскую модель образовательной программы, главной сутью которой является сохранение академической гуманитарной направленности: углубленно изучаются гуманитарные предметы, разработаны программы культурологических практик.

Школа № 2 утвердилась в общественном сознании как школа с особым социокультурным авторитетом. Девиз школы «Школа добра, красоты и гражданственности» реализуется в особой художественно-эстетической среде. Гостей школы удивляет и восхищает единый стиль оформления, имидж учащихся, педагогов, неповторимость символов, атрибутов. А чего стоят названия наших кабинетов? Актовый зал – «Музы и Боги»,  кабинет истории –  «Поступь веков»,  кабинет литературы  –  «В гостях  у  А.С. Пушкина», танцевальный зал – «Бегущая по волнам».

Культурное пространство школы имеет многоуровневую структуру: внутришкольная организация художественно-эстетической среды – освоение социокультурного пространства города и региона – включение в пространство мировой и российской культуры. Более 20 лет в школе реализуется уникальный проект – «Культурологические практики учащихся в ведущих культурных центрах и музеях страны». Учащиеся школы защищают свои культурологические проекты в Эрмитаже, в Русском музее, в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им.А.С. Пушкина.

Наряду с созданием единого образовательного пространства школы, огромное внимание уделяется технологии индивидуального сопровождения участников образовательного процесса (ученика, семьи, учителя). С 2014 года в школе работает муниципальная модель основной школы (ММОШ) «Основная школа – пространство выбора». Основной идеей данного проекта является предоставление школьникам возможности делать выбор в рамках имеющейся в школе образовательной деятельности, принимать самостоятельные решения и реализовывать их.  В нашей школе реализуются следующие элементы ММОШ: поточно-групповой метод обучения, краткосрочные курсы неакадемической направленности, тьюторское сопровождение. Данный способ организации учебно-познавательной деятельности позволяет учащимся в короткие сроки получить, проанализировать и представить продукт своей деятельности, что является важным условием для формирования мотивации ученика, для достижения личностного успеха.

Созданию ситуации успеха во многом способствует участие школьников в научно-практических конференциях и олимпиадах различного уровня. Учащиеся школы ежегодно становятся участниками и призерами олимпиад муниципального, краевого и всероссийского уровней по русскому языку, литературе, истории, биологии, праву, МХК. По результатам ЕГЭ и олимпиад школа три года подряд входит в ТОП «500 лучших школ России». В школе созданы олимпиадные команды по различным предметам; призеры олимпиад награждаются именными стипендиями Управляющего совета школы.

Ранняя профильная подготовка  учащихся – еще один из факторов разработки траектории индивидуального развития ученика. В школе действует программа «От профессиональных проб к профессиональному успеху». Учащиеся могут пройти профессиональные пробы: Школа предпринимательства, Школа юриста, Школа инвестора, Школа стилистики, Здоровье без лекарств, Школа ремонта компьютеров, Школа экскурсоводов и др. на предприятиях социальных партнеров школы и родителей.

«Нескучный педсовет» продолжается. На повестке вопрос: - о гражданине и патриоте по-настоящему. Ведь в нашей школе программа воспитательной работы так и называется «Школа гражданственности», а школа стала победителем Всероссийского конкурса по патриотическому воспитанию учащихся.

Ежегодно осенью школа становится ареной общественных слушаний, дебатов, предвыборной борьбы: школа выбирает своего Президента из числа учащихся 9-10 классов. Некоторые предвыборные программы хочется отправить в Государственную Думу Российской Федерации. А наш Управляющий совет дважды стал победителем краевого конкурса «Лучший Управляющий совет».

Важным направлением работы органов школьного самоуправления является нормативно-правовая творческая деятельность: разработаны Кодекс Чести ученика школы, Положение о школьной форме, Положение о школьном дневнике, Правила внутреннего распорядка, Кодекс Чести учителя и др.

Каждый год реализуется проект «Девиз года». Девизом 2015-2016 года являлись слова Аристотеля: «Делай много ради своих друзей и ради Отечества – и станешь нравственным человеком».

В рамках детского самоуправления издается школьная социально-правовая газета «Движение», работают школьная телестудия «Т2» и школьное радио «Луч».

В школе активно работают различные детские объединения: киноклуб, альманах «Отражение», военно-патриотический клуб «Рекрут», отряд милосердия «Ступени», интеллектуальный клуб, экологический клуб, КВН, вокально-инструментальный ансамбль, изостудия, хоровые и танцевальные коллективы, ансамбль русских народных инструментов, ансамбль ложкарей, театральный кружок, открыт единственный в Пермском крае Музей детской книги Прикамья, создана детская филармония «Концертино».

В школе существует устойчивая система традиций: линейки «Честь и гордость школы», дни здоровья, литературный бал, фестиваль искусств, праздник «Меценаты школы», культурологические практики, фестиваль «Ветер странствий», концертная и выставочная деятельность школьников и многое другое.

Традиционно школьный фестиваль искусств проходит на сцене Пермского театра оперы и балета. Из 1120 учеников школы около 700 учащихся в этот день выступают на сцене, а в зале им рукоплещут благодарные зрители: учителя, родители и все друзья школы.

Вот уже несколько лет в начале учебного года все школьное сообщество выбирает для себя проект, над которым работает весь год. Так, в 2013-2014 учебном году, в год юбилея школы, общественный проект года носил название «Моя школа вчера, сегодня, завтра». На протяжении 2014-2015 учебного года в школе реализовывался проект «Наследники Великой Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне. В 2015-2016 учебном году общешкольный проект носил название «В человеке все должно быть прекрасно».

Для того чтобы однажды на горизонте появились алые паруса и люди замерли от восторга, кто-то должен построить корабль и сшить паруса. И мы очень надеемся, что для многих наших детей и родителей именно школа № 2 сошьет эти алые паруса успеха, радости и счастья!