Средняя школа села Ома

​Конкурсная работа Средней школы села Ома
Ненецкий автономный округ

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Размышляя над этим вопросом,  ловишь себя на банальных ответах. Успешная школа – это школа, достижения которой отмечены на высоком уровне. Школа, ученики которой имеют высокие  баллы по результатам ЕГЭ, становятся победителями и призёрами олимпиад и конкурсов различных уровней. Всё это действительно так, и каждая школа измеряет свою успешность по таким общепринятым критериям, иначе быть не может, так принято в нашем Российском образовании. В нашей огромной стране существуют тысячи школ – все они разные, каждая уникальна по-своему. Но единое образовательное пространство страны, единые требования  объединяют нас в систему под названием Российское образование. Составляющими деятельности каждой школы являются одни и те же компоненты. Требования к каждому из них  прописаны в самых важных государственных документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций: Федеральном  законе  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (далее – ФГОС),  Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и др.

Можно выделить разное их количество.  Мне же хочется выделить  семь составляющих деятельности школы. Почему семь? Так давно принято среди людского сообщества – семь цветов в радуге, семь магических компонентов, семь нот:

- Условия обучения
- Кадры (педагогический коллектив)
- Программа развития ОО (цели, задачи, концепция образования)
- Социум (внешние условия, партнёры)
- Традиции
- Родители
- Дети – обучающиеся, воспитанники – главные участники процесса.

Итак, семь нот. Всего семь нот и множество вариантов их сочетания. Ноты складываются в мелодию. Каждая школа, как композитор, пишет своё произведение: напев или песню,  пьесу или  целую симфонию. У кого-то получается шедевр, очень красивое гармоничное, нужное  и понятное произведение. Вот это и есть успех. Чтоб наше произведение стало таковым, надо помнить и знать основы написания музыкального произведения. Обращаясь к классикам,  русским композиторам, воспользуемся их советами и рекомендациями и попробуем найти ответ на волнующий вопрос: «Успешная школа – что это такое?».

В своей статье «Музыка должна идти от сердца» С. В. Рахманинов пишет: 

«…Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу… Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора»[i].

В применение к теории менеджмента и управления образовательной организацией, толковать советы классика можно таким образом.

Школа (в лице администрации, ведущих педагогов, общественности), организуя свою работу, как композитор, пишет своё произведение, отражающее дух времени, современные тенденции, требования и задачи, которые государство ставит перед образованием в данный исторический момент. Произведение, в котором отражаются  традиции и особенности той школы, той местности и региона, в которой она расположена. Успешным  можно считать произведение, запоминающееся, отражающее исторические особенности, опыт поколений, традиции и ценности. Понятное, любимое, запоминающееся. А чтоб оно таким стало – сам композитор должен быть талантливым, как минимум, любить свою Родину, знать историю, чтить традиции, героев, подвиги, искусство своей страны.

Успешна ли наша школа? Какое произведение мы создаём?

Наша школа – это маленькая образовательная организация, в которой обучается всего 130 учеников, работает 20 педагогов. До ближайшего населённого пункта – много-много километров бездорожья и бескрайних тундр. Но в ней учатся дети, такие же мальчишки и девчонки, как в Москве и Санкт-Петербурге, Самаре и Новгороде. Они тоже хотят быть успешными. Вершины, к которым изначально стремятся наши,  выросшие вдали от цивилизации дети – всего лишь вершины сопок, расположенных в нашей тундре. Показать истинные вершины успеха,  открыть горизонты для мечтаний – это первая задача школы. Мы стремимся к её решению. Сегодня много возможностей для этого: интернет-пространство,  возможности дистанционного обучения и сотрудничества, возможность непосредственного общения сверстников на различных форумах, слётах, в период работы летних лагерей отдыха – эти возможности предоставляют нам технологии, политика региона,  государства, наши заслуги (поездка в Артек или Орлёнок – это награда за высокие достижения). Единые подходы к оцениванию результатов обучения (ЕГЭ), возможность участвовать в смотрах и конкурсах всероссийского уровня – всё это позволяет ставить достойные цели и,  двигаясь по лестнице Успеха, стремиться к их достижению.

 «Успех – это удача, признание, популярность», - так определяет понятие словарь Ожегова. Сопровождая своих детей по выстроенной лестнице Успеха (программа развития школы, учебный план, программа воспитания – таковы названия этой лестницы в теории и документах), школа пишет своё произведение, складывая ноты в аккорды, а аккорды в мелодию.

Столетняя история школы даёт нам право утверждать, что мы пишем уже далеко не песенку, а масштабное произведение. Пусть пока оно не занимает первое место в хит-парадах, но уже давно нашло своих поклонников в регионе и отмечено наградами страны.

В зависимости от требований времени наше произведение звучит то торжественно и ритмично, то нежно и лирично, спокойно и размеренно или, напротив, стремительно и твёрдо.

Следуя приоритетам, заявленным на уровне государства, школа строит свой план работы, расставляя в нём нужные акценты – год семьи,  объявленный в России, в нашей школе был ознаменован масштабными акциями, мероприятиями, направленными на укрепление семейных ценностей, поддержку института семьи, привлечение родителей в школу,  создание условий для более активного сотрудничества школы и семьи. Результатом работы стал завершающий аккорд – участие во всероссийской акции «Семья – основа государства», где наша работа получила высокую оценку. 

Современная школа, как основа государства, как основа будущего страны, должна идти в ногу со временем. События, происходящие в мире сегодня, требуют звучания новых ритмов – школа рождает музыку, которая сплачивает, вдохновляет юное поколение на новые подвиги,  ссылаясь на героическое прошлое нашего государства.

Прошедший 2015 год, год юбилея Победы в Великой Отечественной войне, прошёл в стиле произведений военных лет, когда героическое прошлое, трактуемое сегодня по-разному, становилось примером и образцом нравственности, идеалом и новой, для кого-то совсем неизвестной прежде, вершиной. Успех, когда юноши и девушки, счастливые, полные сил и мечтаний, с гордостью несут портрет своего деда в едином строю поколений, в акции Бессмертный полк, уверенные в силе и мощи своей страны, которая выстояла, победила и всегда готова преодолеть любые трудности, справиться с любым агрессором.

Наше произведение отражает требование времени, является актуальным, нужным, отмечено обществом, остаётся в памяти и сердцах выпускников – значит, оно успешно.

Но каким бы гениальным не было произведение, оно не может звучать достойно, если нет слаженного оркестра. Совместная деятельность всех участников образовательного процесса – педагоги, родители,  дети,  партнёры,  социум – как слаженная игра оркестра, позволяет нашему произведению звучать качественно, колоритно, передавая все оттенки музыки. Чем больше инструментов в оркестре, согласно теории музыки, тем больше возможностей передать всю полноту произведения. Поэтому ведущей в работе нашей школы выступает технология сотрудничества. Сотрудничества всех участников образовательного процесса, привлечение к работе школы организаций села,  выпускников, сотрудничество с другими  школами, расположенными в нашей местности, в тундрах Канино-Тиманья. Качество музыкальных инструментов тоже играет немаловажную роль – в нашем оркестре собраны инструменты высокого качества. Большое количество первых скрипок-педагогов, имеющих высокие категории, звания, отмеченные грамотами за победы в конкурсах, получившие признание на разных уровнях. Они ткут основу музыкальной ткани, на которую наносят краски-оттенки своим звуком другие инструменты - социальные партнёры школы, родительская общественность, наши выпускники.

Кто же дирижёр? Наверное, время, социальный заказ, государство. Возможно, группа педагогов, поддерживающих, сохраняющих традиции школы, передающих её уникальность из поколения в поколение. Времена меняются, но истинные ценности, несмотря на разные толкования,  должны остаться. Если нить, связующая поколения, не рвётся, школа сохраняет свою уникальность, свой положительный имидж, свои традиции на протяжении десятилетий – это тоже успех. Дирижёр организует работу оркестра, заставляя звучать ярче нужные инструменты. Тогда оркестр исполняет произведение слаженно, может передать самые различные оттенки звуков, отражая актуальные аккорды. В неторопливой и плавной смене разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и в последующем завершении образуется законченное и стройное по форме произведение под названием  Школьная жизнь.

Так что же такое успех, успешная школа? Понятие успех точно определяет любой толковый словарь русского языка, а вот вопрос об успешной школе  более сложный и требует размышлений. Пытаясь найти ответ, мы сравнили деятельность школы с написанием, исполнением и звучанием музыкального произведения. Согласно теории музыки, музыкальное произведение любого жанра может быть признано удачным, гениальным, успешным, если оно обрело своих поклонников, известно широким кругам, занимает высокие строчки в рейтингах. Наша школа, маленькая сельская школа, расположенная на крайнем Севере, пишет своё произведение. Сегодня оно звучит в исполнении оркестра, включающего в себя и объединяющего людей разных поколений и видов деятельности. Части нашей симфонии отражают важные вехи в истории страны, нашего края, темы, актуальные для самых главных слушателей и ценителей – для  нового поколения граждан нашей страны. Произведение, отражающее уникальность нашей школы, нашего региона, вдохновляющее на высокие результаты, достижение успеха в разных сферах деятельности. Успех у каждого свой, но поверить в его возможность, вдохновить, окрылить и вселить уверенность в нём помогает наше произведение. Если каждый ребёнок, поступая в нашу школу, открывает свои вершины и новые горизонты, верит в возможность их покорения, уверен в своём будущем – то школа может считать себя успешной. Такова её миссия – строить основу завтрашнего дня, достойно воспитывать подрастающее поколение, а значит, строить будущее нашей страны. 

Время меняет школу, меняются подходы к обучению, приоритеты, предметы, технологии, но, обращаясь к заметкам Рахманинова по поводу музыки, в заключение хочется привести его цитату «Время может изменить музыкальную технику, но оно никогда не изменит миссию музыки»  – это утверждение справедливо и для миссии школы. 

[i] http://senar.ru/articles/from_heart/ С. В. Рахманинов  [ЛН: т. I, с. 144] Музыка должна идти от сердца