Средняя общеобразовательная школа №2

​Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы №2
г. Пугачев, Саратовская область

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Архитектоника успешной школы[1]

Каждая школа может стать тем, чем
она задумывалась, - зданием о четырех
стенах с будущим внутри…
Бывший председатель IBM John Fellows Akers

— Кто я? Куда иду? В чем смысл моей жизни? Зачем я на земле? Вопросы самоопределения мы задаем себе на протяжении всей жизни. Наверное, когда мы выбрали школу — мы выбрали судьбу. Судьбу людей, ответственных за себя, ближнего, Родину, страну…

Наша Школа – настоящая школа жизни. Со своими условиями будущего и современного настоящего, архитектурно-образовательным пространством самоопределения и взросления.

Сегодня нам почти 80 лет. Это время, когда мы можем гордиться успехами и победами, а также строить планы и реализовывать новые идеи в жизнь. Школа растет вместе со своими учениками. В пространстве школы нет неуспешных детей, каждый лидер в том, что ему удается делать лучше других. Это основное  отличие МОУ «СОШ №2 города Пугачёва Саратовской области» от других школ города.

Каков наш путь к успеху? Первое – разработали модель. Модель «Школа с видом на будущее» включает фасад, внутреннюю планировку, олимп успеха. Второе – соблюдали главную закономерность архитектоники – единство формы (фасада) и содержания (планировки) образовательного пространства.

I. Фасад Школы с видом на будущее. Дизайн изображения фасада интеллектуального дома соответствует горизонтально-симметричной  архитектонике и передаёт идею природной гармонии, размеренности, традиционного порядка образовательного пространства - фундамента дома, основанного на доверии, уважении, росте и развитии, значимости каждого «жителя». Именно поэтому сегодня наша школа - победитель конкурса среди общеобразовательных учреждений РФ, базовая школа по формированию ИКТ – компетентности школьников, региональная экспериментальная площадка по экологическому образованию,  "ШКОЛА – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"  по образовательной системе "Школа 2100". В 2008 г. в школе зародилось и успешно развивается Международное детское движение «Добрые дети мира», которое позволяет воплотить естественную потребность каждого человека творить добро.

Школьный бренд – это традиции: линейки памяти, встречи с ветеранами, работа музея истории школы. Они объединяют прошлое и настоящее учителя и ученика.(http://pug-school2.ucoz.ru/2012-2013/str5.jpg). Это наши выпускники – Асят Мансурович Саитов, профессиональный шоссейный велогонщик, трёхкратный чемпион СССР в командной гонке на время. Григорьев Виктор Сергеевич, народный артист РФ, Давыдов Денис - чемпион мира по универсальному бою и мастер спорта по армейскому рукопашному бою. Это сегодняшние ученики: победители олимпиад, 100-балльники ЕГЭ, обладатели  золотых значков ГТО. Это агитбригада учителей «Классные Дамы», пропагандирующая успешный труд учителя  на областных конкурсах, слётах, конференциях в Пугачёве, Вольске, Саратове…

Фирменный стиль – архитектурный облик. Школьная форма. Наш выбор – строгость и современность, удобство и стильность. Уникальность её помогает ученикам почувствовать ответственность и гордость за свою школу. Логотип школы представляет собой две стрелки на тёмно-синем фоне, указывающие путь развития личности с надписью внизу «Мой выбор». Научиться делать правильный выбор – это важный шаг к успеху. Гимн школы звучит на традиционных праздниках, школьных линейках, символизирует Добро, Правду, Единство.

Информационная среда школы – окна дома. Информационная открытость – ключ к решению многих насущных проблем. Сайт школы http://pug-school2.ucoz.ru объединяет процесс сбора, обработки, оформления, публикации информации с процессом интерактивной коммуникации и в то же время представляет актуальный результат этой деятельности. Знакомство с ним играет весомую роль для родителей при выборе школы для ребенка. Популярность школьной газеты «Школьный вестник» – признанный факт. Многоцветную палитру школьной жизни освещают на полосах газеты наши юные поэты и писатели, математики, химики, биологи. Результат – третье место во Всероссийском конкурсе «Школиздат: пресс – лайн».

Педагоги и ученики школы – жители дома. «Скажи, кто твой  учитель, и я скажу, кем станешь ты!» Наши педагоги – высококвалифицированные мастера. Заслуженные учителя Российской Федерации, Почетные работники общего образования, обладатели золотого нагрудного знака отличия «Национальное достояние России», «ЮНЭКО» и муниципального нагрудного знака «Наше признание». Обладатели медали «За вклад в развитие образования», золотой медали Национальной премии «Элита российского образования».В областном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» мы трижды входили в тройку лидеров. В нашей школе девять  победителей конкурса лучших учителей РФ.  Имя Королёвой С.Ю. занесено на Доску почета  работников образования Саратовской области, Хамраева У.У. на Доску почёта Пугачёвского района. Но главный показатель профессионализма педагога – успешный выпускник. Результаты учебной деятельности в нашей школе достаточно высоки. За последние пять лет из 250 учеников с медалью окончили школу 30 человек, 98% выпускников поступили в вузы. 4 ученика за 4 учебных года стали  обладателями стипендии губернатора Саратовской области. За 10 лет существования конкурса «Лучший ученический класс», инициированный В.В. Володиным, 6 классных коллективов стали победителями данного конкурса и 5 – призерами. Обладателями муниципального нагрудного знака «Наши надежды» стали шестеро обучающихся. Только наши выпускники в 2010 году получили золотые медали в Кремле из рук Президента РФ, а в 2014 году – денежное вознаграждение в сумме 10 тысяч рублей, став победителями региональной междисциплинарной олимпиады по математике-физике-химии с элементами инженерных расчетов.

Партнёрство – способ привлечения гостей в наш дом. За 80 лет мы сформировали тесные партнёрские связи с ведущими вузами области, музеями, библиотеками, культурными центрами, центром соцзащиты, волонтерскими организациями. Партнерская деятельность очень насыщенна, каждое мероприятие – это событие, являющее многогранность и красоту человеческих отношений, радость и духовное единство в преобразовании окружающего мира.

II. Планировка Школы с видом на будущее. Дизайн внутреннего строения подчинён вертикально-симметричной архитектонике. Она передаёт ощущение чёткости, разумности, осознанности образовательного процесса.

Как мы живём в нашем доме? Сегодня мир изменился, и успешность в жизни не всегда связана с отличными успехами по учебным предметам, а хорошее образование и результативное образование суть разные вещи. При этом приоритеты должны расставлять для себя сами ученики, они сами должны делать выбор. Для этого мы внедряем идею успешного ученика, проектирующего «лестницу успеха» через участие в проектах: «Школа открытий», «Школа развития и становления», «Школа рекордных стратегий».

Поднимаясь по ступенькам лестницы, делая свой выбор, каждый обучающийся может определить своё направление развития, осознавая свои возможности и шансы, найти  свою «комнату» успеха в нашем доме: клуб, лабораторию, мастерскую, научный центр.  Можно менять комнаты или работать сразу в нескольких. Здесь созданы комфортные условия, которые каждодневно дарят «растущему человеку» энергию, необходимую для самоопределения на пути к цели. Воспитание  успехом, самопрезентации достижений, социально-психологическая  поддержка, поддержка семьи, друзей – это главные условия эффективности  в работе. Четыре вопроса планирования: Что я хочу? Почему это важно? Как могу достичь? Как узнаю, что достиг? – помогают каждому школьнику выстроить свою траекторию развития успешности. А  педагог-тьютор даёт направление ученику в исследовательской и проектной деятельности.

Научный центр «Интеллект» – площадка для подготовки и проведения конференции «Шаг в будущее», конкурса «Проба пера», марафона «Твои возможности», олимпиад, фестивалей, семинаров. Желание участников связать личностный успех с единым общешкольным пространством успешности велико. Наши «умники» со своими научными работами выходят далеко за пределы муниципалитета и региона.

Мастерская творчества – это художественно-эстетическое  пространство школы, где каждый из многочисленных коллективов (вокальных, театральных, танцевальных) нашего дополнительного образования демонстрирует ребятам, родителям, учителям, ветеранам, социальным партнерам школы то, что «наработано» за год репетиций и занятий на концертах и смотрах художественной самодеятельности, которые проводятся в районе более 20 лет.

Комната социальных инициатив использует методику коллективного творческого дела, игровые методики с обязательным выходом на конечный результат, будь то праздник всей школы, отдельного творческого коллектива, защита проекта, изготовление продукции.

Волонтёрское движение помогает решить основные вопросы самоорганизации, досуга, профилактики асоциальных проявлений в подростковой и молодёжной среде: ролики социальной рекламы «Я выбираю жизнь», «Трезвый креатив», «Чтобы старость была в радость»; помощь детям-инвалидам центра «РИФ». Старшеклассники-волонтёры учат людей старшего поколения печатать тексты, пользоваться электронными услугами, обрабатывать фотографии, создавать свою электронную почту и отправлять электронные письма, общаться в социальных сетях.

Секция «Компас» комната здоровья. Команда школы является призером Всероссийского физкультурно-образовательного фестиваля «Дети России Образованны и Здоровы» Многократным призером Областного слета юных туристов и краеведов, областного конкурса  «Безопасное колесо».

Кабинет «Мир правосудия» – это профессиональное ориентирование: постижение основ российского законодательства, регулирующего судопроизводство. Каждый  может понять, в чем заключается работа юриста (судьи, прокурора, адвоката, секретаря в суде и т.д.), и определить, подходит ли эта профессия для него лично. Серьёзная работа  школьников-«юристов» позволила стать им обладателями   ГРАН-ПРИ регионального проекта «Мир правосудия: изучаем и понимаем», разработанного и реализуемого ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» и Саратовским областным судом.

Школьный вектор «ЧЕЛОВЕК, ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ» – это целая система работы клубов: «Щит и меч», «Будущий воин», «Чапаёнок», «Патриот», «Память», которая  направлена на становление гражданско-патриотического сознания, воспитание успешного современного человека, обладающего развитым чувством ответственности за судьбу своей Родины.

Помочь реализовать возможности ученикам на «лестнице успеха» под силу только сплоченному коллективу, команде с общей корпоративной культурой, если говорить языком теории управления. Для этого в школе открыт общественный институт «Школа корпоративной лояльности» (ШКЛ), где лояльность педагогов  выражается в желании работать эффективнее, стремлении соответствовать принципам организации, активно содействовать достижению её целей, одна из которых – создание условий для успешности юных дарований. Любое, даже самое маленькое событие в жизни ученика или педагога – это еще один шаг на пути к достижению цели. Так каждое утро в стенах школы начинается чей-то путь к завтрашнему успеху. Мы, наставники, никогда не сможем пройти за ребенка этот путь, но в наших силах поддержать его, сохранить у него веру в себя и доверие к людям.

Вместе с педагогами в формировании позитивного мышления своего ребенка самое активное участие принимают родители, приобщаясь к различным школьным мероприятиям. Проявляют себя в качестве экспертов образовательных программ и методических пособий. Мы вместе!!!

III. Олимп успеха. Идею завершённости, правильности, полноты образовательного процесса передаёт архитектоника круга. Каждый должен получить в школе свою порцию аплодисментов. Благодарности, подарки, кубки, медали вручаются на Дне рождения детской школьной организации «Радуга». Это оценка успешности – поддержка, стимул, мотивационный двигатель, чтобы творить дальше.

За 80 лет сделано очень многое. Впереди – новые задачи, новые этапы. Мы ясно видим, как сложится судьба нашей школы в ближайшем будущем, и мечтаем о том, каким будет ее сотый юбилей. Очевидно одно: в нашей Школе с видом на будущее будет торжествовать детско-взрослая общность, информатизация, профессионализм педагогов, медико – психолого – социально – правовая поддержка учащихся, здоровая, дружественная среда. Миссия останется неизменной – открывать простор для развития успешной личности ученика, создавать условия и возможности для формирования всех видов деятельности юных пугачёвцев. Каждый из них будет заниматься тем, что он умеет и любит: один – побеждать в олимпиадах, другой – решать научные проблемы, третий – реализовать интересные и важные проекты.

Пусть единство формы и содержания архитектоники модели Школы с видом на будущее поможет каждому выпускнику проложить путь в успешную взрослую жизнь!....

И очень важно сделать это вовремя. Ведь успех — это успеть. Успеть в свое пространство судьбы…

 

[1] Архитектоника – это визуальная конструкция изображения (его основа, скелет), обеспечивающая связное восприятие всего изображения. Главная закономерность архитектоники  всестороннее единство формы и содержания. Под архитектоникой образовательной среды мы понимаем средства, с помощью которых строится образовательное пространство в нашем учебном учреждении, включающее в себя физическое, интеллектуальное, эмоциональное, личностное, социальное, духовное направления.