Гимназия №210 "Корифей"

​Конкурсная работа Гимназии №210 "Корифей"
г. Екатеринбург, Свердловская область

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

ТРИ СЛОЯ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА, или РЕЦЕПТ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЫ

Успешность школы – понятие неоднозначное. Особенно в современной России, где духоподъемные фразы предвыборных речей и установки новых ФГОС на целостное развитие расходятся с набором официальных «маркеров» текущей отчетности: баллы ОГЭ-ЕГЭ + победы на олимпиадах + выпускники, поступающие в топовые вузы + титулованные учителя…

Такая модель вполне прозрачна и технологична (лидеры легко выявляются – вот они, в рейтингах «500 лучших школ» и пр.), однако порождает неравенство и только усиливает «эффект пылесоса», когда так называемые «слабые» школы ежегодно теряют лучших учеников, а «сильные» закачивают в себя все больше способных детей, хороших педагогов, ресурсов и славы. Успех обеспечен безо всяких лишних усилий.  О честной конкуренции говорить не приходится, получается как раз наоборот, по-ницшеански: «Падающего – подтолкни…»

Хорошо, если школьное сообщество ясно видит плюсы именно своей, большой или маленькой, «епархии» и демонстрирует приверженность ее ценностям и целям.  Но будет еще лучше, если система образования (в лице муниципальных, региональных и федеральных органов управления) «легализует» показатели качественной динамики для школ хороших и особенно разных.  И начнет внедрять практику поощрения не столько лучших (у которых и так все ОК), сколько растущих и создающих вокруг себя самобытные и мотивирующие образовательные пространства.

Успешная школа способна удерживать свои преимущества в долгосрочной перспективе, стабильно привлекая учеников и создавая спрос на собственные (отличные от других, уникальные) образовательные услуги. Если при этом коллектив способен внятно сформулировать и выгодно представить эти преимущества, то половина успеха уже гарантирована. Давайте попробуем вместе.

Достижение успешности – технология, которая является частью системы управления качеством и работает при выполнении основного правила – «правила трех слоев торта»[1].

Предположим, что вся деятельность школы заключается в изготовлении торта.

1. Основа торта (или «корж») – это ежедневно повторяющиеся действия, так называемое «базовое качество», воспринимаемое школьным сообществом как нечто само собой разумеющееся. К основе относятся и организация учебного процесса, и управление, и материально-техническое обеспечение, и система питания, и медицинское обслуживание, и организация досуга детей. При этом планка требований поднимается все выше – ведь просто «сносными условиями» уже никого не заманишь. Чем аппетитнее получаются коржи, тем выше уровень ожиданий и дотошней социальный заказ.

Один серьезный прокол в этом слое – и не спасет никакой эксклюзив. Даже если мы «все из себя» передовые-продвинутые… Одобрения не дождемся, а получим рекламации: «Вместо того чтобы выполнять свою работу, вы тут выпендриваетесь!..».

2. Второй уровень качества – крем или другая промазка (взбитые сливки, сгущенка, джем…). Именно крем делает наш торт необычным, ученики приходят к нам из-за его особого состава: предшкольной подготовки, проектной деятельности в «началке», профильной старшей школы, смешанной модели обучения или системы международных обменов. А еще крем бывает очень вкусным благодаря увлеченному директору или команде прекрасных педагогов, которых знает вся округа. В общем, промазка – это «специальные предложения» и выгодные отличия от других.

3. Третий (самый верхний) слой – украшения на торте, имеющие качество «сюрприза» и приятно удивляющие тех, кто к нам приходит. Украшения должны превосходить ожидания. «Качество сюрприза становится сегодня все важнее, – пишет Кобьёлл. – Именно оно действует наиболее эффективно и остается в памяти клиента. Ведь клиенты, прежде всего постоянные (а в школе все такие), быстро привыкают к слою взбитых сливок, поэтому ждут сюрпризов и должны их получать».

Что может быть таким сюрпризом в школе, идущей на подъём? – Циклы образовательных путешествий, исследовательские погружения, особый формат праздников, серия корпоративных изданий, родительский клуб, музыкальный театр… Все что угодно сверх «обязательной программы».

Наш торт вкусен и без затейливых фигурок. Но именно они привлекают внимание и вызывают восхищенное «ВАУ!». Внимание к внешним деталям является зримым свидетельством успеха – конечно, если и коржи, и промазка не подкачали.

Нельзя увлекаться сюрпризами, забывая о двух нижних слоях: сначала следует обеспечить базовый уровень, не проколоться на элементарных вещах, затем детально проработать и выгодно представить основные преимущества. На приготовление хорошего торта уходят годы, но, если все сделано точно по рецепту, триумф обеспечен.

Успех приятно греет душу, умножает ряды сторонников и партнеров. Итогом многолетних усилий можно признать возросшую востребованность учебного заведения, его окрепшую репутацию и узнаваемый бренд. Ключевым показателем служит выбор – родительский, учительский, ученический – в пользу данной школы.

Если перевести «кулинарный» рецепт на язык формальных показателей, то получается примерно следующее:

1 слой (базовый уровень)

- Создание комплекса условий, работающих на достижение современного качества школьного образования: поддержание чистоты, обеспечение физической и психологической безопасности, сохранение здоровья, организация правильного и вкусного питания и пр.;

- Обеспечение стабильных социально-образовательных результатов (отсутствие устойчивой отрицательной динамики по сумме основных показателей);

- Адекватный самоанализ деятельности школы с выявлением потенциала развития и ресурсных зон.

2 слой (уровень специфики)

- Предъявление миссии, ценностей и целей развития, разделяемых школьным сообществом;

- Набор специальных предложений (методик, программ, мероприятий и пр.) для разных уровней образования и разных категорий учащихся;

- Реализация образовательных и социокультурных проектов (с учетом их тематики, масштаба, круга участников, присвоенных статусов, достигнутых результатов и влияния на динамику показателей качества образования);

- Использование (разработка) различных методик самооценки и мониторинга результативности (с предъявлением критериев и данных самообследования);

- Признаки самобытного уклада школы (традиции, ритуалы, писаные и неписаные правила, корпоративный стиль, форма и т.п.);

- Специальные программы по сплочению школьного сообщества и активизации органов общественного управления.

3 слой (уровень «фишек»)

- Проведение специальных («фирменных») мероприятий, имеющих позитивный социальный резонанс;

- Предложение особых образовательных продуктов, создаваемых для поддержки школьного (либо шире – профессионального, родительского) сообщества, для повышения качества обучения и пр.;

- Внедрение индивидуализированных педагогических методик и специальных технологий сопровождения (тьюторских, коучинговых и пр.);

- Реализация программ социального позиционирования и продвижения школы;

- Выпуск корпоративных изданий, активные школьные СМИ, культурные инициативы, выходящие за рамки школы, и т.п.;

- Появление «точек роста»: групп, движений, клубных объединений «снизу» – без участия администрации;

Работает ли правило торта для всех школ? Безусловно, если понимать, что торты бывают самые разные и в разных стадиях готовности. Но даже когда выпекается только первый корж, грамотный кулинар уже замешивает крем и думает об украшении.

Обсуждая стратегии успеха, можно условно разбить все образовательные организации на 4 основных типа[2]:

1. школы высоких достижений (успех = растущие образовательные результаты);

2. социально ориентированные школы (успех = оптимальная адаптация в социуме, выравнивание возможностей);

3. специализированные школы (успех = достижения в рамках предметной области/ вида деятельности/ технологии);

4. инновационные школы (успех = реализация проектных идей, их позитивный образовательный эффект и диссеминация).

Далее предлагаем такую схему.Сначала для каждой группы разрабатываютсяпримерные критерии (с учетом трех слоев). А затем школы проводят самоанализ, на основе которого выдвигают и согласуют с органами общественного управления и учредителями факторысвоей успешности и закладывают их в программы развития. Если показатели работают и цели достигаются – значит, образовательная организация добилась успеха. Даже когда он сводится к сокращению приводов учащихся в детскую комнату полиции…

Гимназия «Корифей» относится к категории так называемых авторских, или (на английский манер) «основанных» школ. Для России это практически то же самое, что «инновационных», ведь в 90-е годы учебные заведения создавались неравнодушными людьми (учеными, педагогами, просто родителями-энтузиастами) в качестве альтернативы образцам массово-конвейерной сборки. И неизбежно начинали с новых принципов, тестировали смелые методики, привлекали интересных людей.

Таким образом, мы относим себя к школам 4-го типа и выстраиваем стратегию достижения успешности, опираясь на исходную проектную идею, с которой и начался «Корифей». Год за годом мы формируем школу как единую коммуникативную среду, объединяющую детей и взрослых при помощи эффективных способов образовательного общения и современных информационно-коммуникационных технологий.

Каков же наш корифейский торт?

1. В первом слое для всего школьного сообщества заявлены простые ценности – «Чистота и порядок», «Безопасность», «Организованность», «Качество». Каждый коллектив (кафедра, класс, служба) формулирует свое видение этих пунктов, предлагает мотиваторы и берет на себя обязательства по обеспечению необходимых условий хорошей работы школы. Действенным механизмом поддержания качества является стандартизация базовых процессов–разработка регламентов всех проводимых мероприятий и типовых процедур.

2. Во втором слое мы работаем с преимуществами: объединяем традиционные для гимназии сильные стороны (проектность, событийность, коммуникативные технологии в основе образовательной программы, постоянное развитие коллектива, программы сплочения и вовлечения и др.) с новыми требованиями и возможностями. Например, внедряем модель «1:1» в рамках проекта «Мобильный Корифей» или тестируем систему смешанного обучения в старшей школе - по программе «Предуниверсарий НИУ-ВШЭ». Главный критерий здесь – экологичная пропорция «традиции – новации», сохраняющая сильные стороны гимназии и обеспечивающая ее движение вперед.

3. Третий слой – «фишки» – без преувеличения известен всей стране. Мы умеем «ловить волну» и опережать перемены. Яркие акции, сетевые проекты, серии карманных справочников для родителей и сотрудников, дизайнерские находки… Вся деятельность гимназии открыта миру в режиме онлайн: живой мониторинг корифейской успешности представлен на сайте www.koriphey.ru.

За 25 лет мы освоили науку превращения самых удачных наработок в полезные кулинарные рецепты (модели, алгоритмы, регламенты) для себя и для всех, кто настроен на ту же волну. Взаимодействуя в конкурентном пространстве, научились сотрудничать и делиться достижениями. Потому что по-настоящему удался только тот торт, которым можно угостить друзей и соседей.

 

[1] «Тортовую модель» предложил  известный германский  предприниматель Клаус Кобьёлл (Кобьёлл К., Бергер Р. Как стать лучше? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – С.30-32).

[2] Классификация самая общая, однако любую школу на конкретном этапе ее истории можно отнести к одной (иногда двум) из этих 4-х категорий. Есть множество «неопределившихся» коллективов, пытающихся угнаться за всеми зайцами. Более четкая самоидентификация пойдет им на пользу и поможет найти свою формулу успеха на ближайшие годы.