Средняя общеобразовательная школа №12

​Конкурсная работа Средней общеобразовательной школы №12
г. Чебоксары, Чувашская Республика

Эссе на тему «Успех, успешность, успешная школа - что это такое?»

Попробуем взглянуть на эту проблему глазами участников образовательного процесса.

Начнем с родителей. Ведь  это их социальный заказ мы выполняем. Не секрет, что родители, выбирая школу для своего ребенка-первоклассника, сначала ориентируются на мнения, оценки своих знакомых. В условиях «малого города» очень трудно казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Для родителей предпочтительнее школа, где работают требовательные, но понимающие детей учителя, добиваются хороших результатов ЕГЭ,  предоставляют разнообразные образовательные услуги. Говорят, что по одежке встречают. Нередко родительская оценка начинается с внешнего облика школы  и прилегающей территории. А потом затрагивает основные стороны школьной жизни. В хороших школах применяются ненасильственные методы обучения, ученики и учителя взаимно настроены друг на друга, созданы безопасные условия пребывания детей.

Современные продвинутые родители хотят, чтобы их ребенок учился в успешной школе. Если они  выбирают нашу общеобразовательную школу, предпочитая гимназиям, лицеям, школам с различным уклоном, стараются в неё попасть, значит, признают её лучшей. Родители формируют  репутацию школы на городском уровне, давая ей неформальную оценку, и их не обманешь. За последние годы количество детей в нашей школе выросло в 2 раза. При этом неиссякаемый  ресурс образовательного учреждения – не только успешные выпускники, занимающие определенное место в обществе, но и просто те, кто отдает  в нашу школу не одно поколение детей, а значит, доверяет. В фильме «Это мы не проходили» одна из студенток, проходившая педагогическую практику в школе, сказала такую фразу: «Если к нам бывшие ученики не приходят, то у нас не все благополучно». Если выпускники приходят к нам и приводят своих детей, то это показатель благополучного развития школы.

Что такое успешная школа глазами учеников? Для них успешность школы заключается не в количестве отличных отметок и даже не в интересных мероприятиях. Прежде всего,  это справедливые учителя,  увлекательные уроки, оснащенные современным оборудованием кабинеты, доброжелательная атмосфера, возможность реализовать собственные интересы и способности. В успешной школе ученик ощущает себя членом большой семьи, где его любят и уважают как личность.

Наконец, посмотрим на школу глазами учителя. Для него успешная школа – это достойные условия работы, возможности для профессионального роста, моральные и материальные стимулы труда, сохранение престижа профессии, создание психологического комфорта в коллективе и, конечно, успешные ученики. Слова «кадры решают все»  остаются актуальными и сегодня.

В оценках и ожиданиях участников образовательного процесса нет противоречия, потому что успешная школа – это успешные ученики, успешные учителя и родители, готовые к сотрудничеству. А самое главное – это особый дух школы, который делает её неповторимой и уникальной, комфортной и конкурентоспособной. Учителя, ученики и родители, сотрудничая,  стремятся сделать школу лучше, преумножить её славу,    создать привлекательность и благоприятное общественное мнение. Все вместе они формируют позитивный имидж школы. Главная ценность для успешной школы – ученики, главная опора – родители, главная движущая сила – учителя! Мы искренне верим, что успешность школе приносят её ученики, но при этом убеждены, что только успешная школа может воспитать успешного ученика.

Каждый, кто владеет какой-либо информацией о школах в своем микрорайоне, понимает, что между ними могут быть большие различия, даже если это школы одного типа. Учителя, ученики, родители   могут понять миссию школы, если внимательно посмотрят, как построен в ней образовательный процесс, на какие ценности она ориентирована. Мы видим свою миссию в создании психологически комфортной и эффективной  образовательной среды, направленной на реализацию возможностей ребенка и помогающей ему самоопределиться и занять достойное место в обществе.

Биологи часто говорят об экологии организма: самый высокий дуб в лесу вырос таким высокими не только потому, что рос из самого живучего желудя. Все дело в том, что другие деревья не заслоняли от него солнце, желудь попал в плодородную почву, пока деревце было молодым, зайцы не грызли его кору, дровосек не срубил его до того, как оно превратилось в могучего исполина. Все мы знаем, что успешные люди и группы происходят из самых живучих семян. Но достаточно ли мы знаем о солнце, обогревающем их, о почве, в которой они пустили корни, и  о зайцах и дровосеках, с которыми им повезло не столкнуться?

Мы  здесь рассуждаем не о высоких деревьях и о лесе. Мы говорим о школе и успешных детях. Нам хотелось бы, чтобы наша школа являлась своеобразным солнцем, под лучами которого согреваются, растут и развиваются наши ученики.

Для выполнения своей  миссии мы работаем по следующим  направлениям. Приоритетное направление развития школы – укрепление здоровья и создание безопасной среды. Это и реконструкция школьного стадиона в соответствии с современными требованиями, и модернизация школьной столовой, и организация здорового питания детей. Это и здоровьесберегающая среда в школе, включающая динамические паузы на уроках и переменах, рациональную организацию уроков, использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания. Это и организация физкультурно-оздоровительных  мероприятий, и, конечно, участие в спортивных соревнованиях. Именно спорт должен воспитывать в детях стремление к победе, формировать убеждение, что успех приходит к тому, кто идет к нему целенаправленно, проявляя волю, характер, преодолевая трудности.

Здоровье детей – залог успешной учебы. Главная задача школы – дать качественное образование. Чем измерить качество образования сегодня? Количеством отличников и ударников? Отсутствием неуспевающих? Сегодня эти критерии устарели. В век, когда происходит  информационный взрыв, отметки не являются показателем успешности. Главная задача школы - сформировать желание и умение учиться в течение всей жизни, убедить, что крепкие знания и умение их использовать на практике становятся в современном мире главным богатством, так как расширяют возможности. Мы готовим детей к решению жизненных задач и проблем, а во взрослой жизни нет учебных предметов, поэтому  так важно не только научить математике, русскому языку и другим предметам, а формировать универсальные учебные действия, формировать личностные качества. Ученик должен получать удовольствие от учебы. Как этого добиться? Ребенок должен быть успешным. Причем не только одаренный, а каждый. А в школе дети разные: прилежные и ленивые, способные и слабоуспевающие, усидчивые и подвижные… Чтобы каждый ученик почувствовал себя успешным, он должен иметь возможность видеть свой прогресс, одержать  пусть маленькую, но свою победу. Эту возможность мы предоставляем, участвуя не только в олимпиадах для одаренных детей, но и в различных мониторинговых конкурсах (Эму-эрудит, Эму-специалист и др.), в которых не определяется победитель, а у каждого участника  появляется возможность увидеть свой результат в сравнении с предыдущим, что является мотивирующим фактором в обучении. Индивидуальный подход к обучению для нас – не только работа на «сильного ученика»: подготовка к олимпиадам,  конкурсам, профильные классы и элективные курсы, но и разработка  проектов по развитию интеллектуальных способностей учащихся с низкими стартовыми возможностями. Успешная школа – это школа равных возможностей для всех детей, в том числе и для детей с особенностями физического и психического развития. Конечно, такой подход не исключает чествования лучших учеников, награждения медалями отличников, присвоения звания «лучший ученик» и других мер поощрения.

Мы хотим, чтобы быть хорошим учеником было престижно, и культивируем среду, где растут таланты.

А таланты могут проявляться не только в учебной, но и во внеурочной деятельности. Мы в ответе не только за результаты обучения, но и за личностные достижения тех, кого учим. Успех учащихся и школы в целом во многом зависит от успешной реализации программы социализации и воспитания учащихся. Сегодня  у школы недостаточно квалифицированных кадров для реализации этого направления. Кроме этого, школа не может действовать изолированно и быть свободной от социума. Поэтому данные программы реализуются через интеграцию возможностей и сетевое взаимодействие с учреждениями культуры.  Это и реализация совместных проектов «Школа юного театрала», «Музей и дети», и развитие образовательного туризма, и эколого-краеведческое направление. И, конечно, многообразие кружков и секций на базе школы, где каждый ученик может стать успешным. Именно в школе, участвуя в самоуправлении, подготовке и проведении различных мероприятий, в волонтерском движении учащиеся приобретают социальный опыт.

В рамках культурно-образовательных проектов, а не в форме разовых календарных мероприятий мы выстраиваем и отношения с родителями (семейный проект «Школа юного театрала», День открытых дверей для родителей и т.д.). Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Сложившиеся традиции придают школе тот особый, неповторимый колорит, что отличает нашу школу от других  и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь (проект «Цветочная фантазия», «Деревце класса» и др.). К.Д.Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров. Поэтому мы стараемся идти в ногу со временем, но храним и преумножаем традиции.

К успеху стремятся все. Каковы секреты успеха школы? По словам К. Пауэлла, « в успехе никакого секрета нет. Это результат подготовки, упорной работы и учебы на ошибках».У каждой школы свой путь к успеху. Но успех приходит к тому, кто сам идет к нему навстречу. Этот путь труден, тернист. Главное –любить свою школу, быть открытым к сотрудничеству, стремиться к развитию, к творчеству, уметь преодолевать трудности.  Именно  такие школы выживут и станут успешными!