Сведения об образовательной организации
Стратегия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б.А. Котова» впервые начала формулироваться в 2005 году в первой Программе развития. Были проведены PEST и SWOT-анализы состояния внутренней и внешней среды. Школа находится в черноземном районе центральной России, в маленьком провинциальном городке Липецкой области, расположенном в нескольких десятках километров от крупных индустриальных и культурно-образовательных центров г. Воронежа и г. Липецка. В нашем регионе имеется значительный потенциал для развития и в области сельского хозяйства (плодородные земли), и в промышленности (металлургия и машиностроение), в области современных технологий (воронежские научно-исследовательские центры оборонной промышленности, самолето - и ракетостроения).
Родители учащихся имеют достаточно высокий образовательный ценз (свыше 50% имеют высшее образования), что отражается на высоких образовательных запросах для детей. Но существует и значительная доля семей (20-25%), находящихся в трудной жизненной ситуации: неполные и многодетные семьи, семьи безработных родителей.
При этом школа имеет квалифицированный кадровый состав (свыше 50% педагогов с высшей категорией), традиции новаторства уходят корнями в советское время (школа являлась опорной в реализации известного на весь Советский Союз «Липецкого опыта»), с 90-х годов существует опыт работы по программам углубленного обучения.
В начале 2000-х Россия поставила государственную задачу модернизации всех сфер жизни в условиях перехода к информационному обществу. Постепенно менялась и парадигма образования: отказ от однобокой знаниевой к компетентностной концепции.
«Наша философия». Все это и позволило сформулировать миссию школы, как «школы активного, социального познания», преобразующего не только сознание ребенка, но и окружающий социум. Поэтому первая Программа развития и получила название «Школа познания». Миссия, т.е. стратегическая цель, определена. Осталось понять, какой должна быть модель школы, нацеленной на успех и добивающейся успеха?
Позволим сформулировать несколько правил нашего лицея, которые должны обеспечить эффективность образовательной модели с точки зрения «успешности».
Правило «субъектности объекта». Социальное познание имеет для нас субъективную, нравственно-эмоциональную окраску: с 2003 года образовательное учреждение носит имя нашего выпускника, поэта, Героя Советского Союза Б.А. Котова, отдавшего свою жизнь в боях по форсированию Днепра в 1943 году. Это имя, и все, что с ним связано, является системообразующей основой нашего образовательного пространства. Субъектность имени «героя» позволила генерировать активные «среды-медиа», которые создают условия для осознанного, целенаправленного преобразования мира. Так возник Музей Героя в школе, школьное музейное общество, социальный проект «День Героя», Урок Героя Советского Союза Б.А. Котова, литературная гостиная «Вития»… Данное правило показывает, что невозможно создать объект в образовательном пространстве без участия «активного субъекта» - яркой личности выпускника, ученика-лидера, педагога, родителя. Именно из таких «субъектных объектов» и стало формироваться наше образовательное пространство. Оно соткано из Центров различной направленности (Центр творческих инициатив включает музеи лицея, литературную гостиную «Вития», видеостудию «Волна», театральную студию «Лицедеи» и др.; Учебно-исследовательский Центр - НОУ, клуб олимпийцев, экологическую лабораторию…). Но деятельность Центров, в нашем контексте «субъектных объектов», это только первый шаг к успеху.
Должно подключиться действие второго правила – правила «осмысленных технологий».
Правило родилось из нашей управленческой дискуссии. В ходе апробации ФГОС начального общего образования возник вопрос: что первично для педагога – понимание смысла новых стандартов или овладение технологиями формирования УУД. Спор разрешился при анализе нашего собственного опыта освоения технологии социального проектирования. В 2007 году школьная команда лицея прошла обучение в Липецком институте развития образования по данному направлению. Мы надеялись, что все «обученные» педагоги одномоментно начнут реализовывать социальные проекты на практике. Исследование реализации технологии социального проектирования проходило в рамках региональной экспериментальной площадки в 2009-2012 г.г. Анализ результатов показал, что только на 4-й год эксперимента мы увидели 80% результат внедрения технологии социального проектирования в образовательном пространстве лицея, т.е. только осмысление необходимости проектов для формирования основных компетенций для жизни и продолжения образования. А что же помогло данному осмыслению? Мы уже говорили о Центрах различной направленности, которые составляют наше образовательное пространство. Эти «среды-медиа», как правило, создавались не по приказу директора, а в ходе реализации того или иного социального проекта (например, проект развития ученического самоуправления «Лицей для нас» привел к жизни Клуб лидеров, лицейский парламент, видеостудию «Волна»).
В 2009 году лицей приступил к апробации ФГОС НОО, где мы столкнулись с проблемой организации внеурочной деятельности в условиях 2-х сменных урочных занятий. Началась экспериментальная работа по способам трансформации имеющегося образовательного пространства в рамках региональной стажировочной площадки по теме «Открытое образовательная среда лицея в условиях ФГОС». Здесь и было сформулировано третье правило – «правило открытости и гибкости пространства». Открытым наше образовательное пространство стало благодаря сетевому взаимодействию с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта города. Такое взаимодействие создало новые традиции: проведение совместных педагогических советов, мастер-классов, семинаров-практикумов, реализация совместных проектов. Такая открытость предоставила возможность обеспечения 100% занятости учащихся во внеурочное время в зависимости от их склонностей и интересов. Изменяется и сама структура образовательного пространства. Так, в 2017-2018 учебном году нами был начат управленческий проект «Нелинейное расписание». Необходимость ранней профилизации учащихся уже на уровне основного общего образования привела к идее создания учебных курсов по выбору различного направления в рамках нелинейного расписания. «Пятиклашки», посещая учебные курсы по занимательной математике, экологии, экономике, гражданско-патриотической и гуманитарной направленности, получают практические пробы будущего профильного самоопределения. Такая «открытость и гибкость» образовательного пространства лицея наилучшим образом решает задачу учета индивидуальных способностей каждого ребенка, дает возможность почувствовать себя успешным.
И наконец, последнее правило успешности нашей образовательной системы - правило «определенности результатов». Да, конечно, большинство результатов в образовании отдалены и не всегда предсказуемы. Понятно, что социальные эффекты от любого целенаправленного воздействия на личность могут видоизменяться под воздействием стихийных факторов социализации в информационном обществе. Однако идти к цели, не имея определенных ориентиров было бы абсолютно бесполезно. Да и ФГОС вместе с примерными основными образовательными программами задают требования к результатам. Поскольку единых критериев оценки этих результатов не выработано, то каждая школа имеет собственную систему оценки формирования компетенций обучающихся. Наиболее трудно оценить личностные результаты. А ведь именно здесь кроется «секрет успешности» ребенка! Ведь успех – это самоудовлетворение личности + социальная значимость результата. Наша Система оценки сформированности личностных компетенций включает две составляющих: эффективность участия в проектах различного вида и фактические достижения ребенка, отраженные в его Портфолио. Анализ этих данных показывает многогранность успешности наших детей. Для одного, успех – это победа на Всероссийском конкурсе «Старт в науку» или на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, для другого – участие в команде-победителе областной военно-спортивной игры «Вперед, мальчишки!», команде-призере Всероссийских соревнований «Школа безопасности» и «Юный спасатель», а для третьего – участие в социальном проекте «Цветы – ветерану!» по благоустройству дворовой территории домов вдов ветеранов Великой Отечественной войны.
Материалы, представленные на заочный этап Всероссийского конкурса «Успешная школа» иллюстрируют опыт МБОУ лицея №1 г. Усмани по созданию условий для реализации требований ФГОС через реализацию проекта «Нелинейка», а также описывают проблему, с которой пришлось столкнуться ОУ при реализации модели формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся на уровне основного общего образования