Средняя общеобразовательная школа №197 с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла

Сведения об образовательной организации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №197 с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла (физика, химия, биология) Центрального района Санкт-Петербурга находится в самом центре Санкт-Петербурга. Более 20 лет высокопрофессиональный педагогический коллектив осуществляет образовательный процесс с углублённым изучением предметов естественнонаучного цикла в условиях, соответствующих современным требованиям.

Наши выпускники поступают в ведущие профильные ВУЗы города, с которыми у школы тесное плодотворное сотрудничество. Приоритетным направлением работы мы считаем высокое качество образования, что ежегодно подтверждается результатами независимых процедур оценки.

В XXI веке личностные проблемы человека, всегда обострявшиеся в напряженных ситуациях, приобретают особую сложность не только в связи с глобальными преобразованиями и кризисами, но и в связи с неумением человека осознать себя как индивида. Сейчас многие говорят о кризисе образования, которое оказалось не способно удовлетворить меняющиеся запросы и потребности конкретного человека. Как результат, выпускник школы не может решать различные жизненные вопросы в ситуации неопределенности, выстраивать коммуникацию с другими субъектами, творчески осваивать окружающий мир. А современный человек как раз должен быть готов отвечать на вызовы постоянно изменяющегося мира, а для этого он должен уметь осуществлять процесс самоопределения. Под этим словом подразумевается осознание человеком самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение может быть личностным, социальным, предметным и профессиональным. Выпускник школы должен уметь соотносить требования внешнего мира с самим собой, объективной реальности с реальностью субъективной (своими возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемым в себе). По мнению ученых Санкт-Петербургской научной школы, целевое назначение индивидуального образовательного маршрута ученика заключается в определении условий, способствующих достижению учеником избранного уровня образованности, в соответствии с его потребностями и возможностями (А.П.Тряпицына)

Сейчас происходит осознание того факта, что школа сегодня должна не только осуществлять функции обучения и воспитания, но и реализовывать функции сопровождения, направленные на выбор учеником своего индивидуального образовательного маршрута. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования   общеобразовательная школа должна была сформировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные базовые ключевые компетенции». Государственная программа по развитию образования на 2013-2020 годы ставит перед общеобразовательной школой более широкую задачу: создание для обучающихся всех условий для самореализации, социализации и развития потенциала. Последнее в условиях инновационного социально ориентированного развития страны представляется одной из главных целей образовательного учреждения. Однако на сегодняшний день реально существующих механизмов поддержки самоопределения в образовательной организации нет, неизвестно, кто и как должен осуществлять этот процесс. Возможность выбора учеником пути построения индивидуального образовательного маршрута обеспечивается:

  • наличием вариативных образовательных программ;
  • использованием образовательных технологий, ориентированных на разноуровневый состав учащихся;
  • реализацией социально-педагогических программ, ориентированных на поддержку всех категорий учащихся, нуждающихся в педагогической помощи;
  • реализацией программ внеурочной деятельности в школе:
  • поддержка учащихся, получающих дополнительное образование во внешкольных учреждениях;
  • активным использованием школой социокультурных возможностей Санкт-Петербурга.

Именно поэтому каждый педагог должен уметь осуществлять личностное, профессиональное, социальное и предметное самоопределение учеников. Он должен уметь диагностировать проблему, знать пути ее возможного решения, суметь оказать первичную помощь при реализации плана решения проблемы. Взаимодействие ученика и учителя, сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведет к прогрессу в развитии сопровождаемого. Однако на сегодняшний день нет реально существующих механизмов, обучающих учителя педагогической диагностике, которая является важнейшей составляющей профессиональной компетенции педагога. Под термином «Педагогическая диагностика» понимается познавательно-преобразующая деятельность учителя, включающая интуитивную и рациональную составляющие и имеющая своей целью сопровождение ученика, направленное на его самоопределение.

Таким образом, мы приходим к выводу, что для успешного введения в практику различных инноваций, для решения новых задач, поставленных перед школой современным образованием, необходимо, чтобы педагог обладал необходимым уровнем профессиональной компетенции, потому что именно педагог должен сопровождать самоопределение ученика в рамках особой мотивационно-поддерживающей образовательной среды. Без этого ученик не сможет правильно спроектировать свою образовательную траекторию.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге есть лишь небольшое количество школ, в которых создана среда, обеспечивающая самоопределение и успешных, и неуспешных учащихся, а ведь каждый ученик должен проектировать свою индивидуальную образовательную траекторию в течении всего своего процесса обучения, независимо от тех предметных результатов, которые он демонстрирует. Сегодня известно много школ, где есть мотивирующая среда, направленная на самоопределение учащихся в рамках конкретного образовательного учреждения. Однако мы хотим спроектировать мотивационно-поддерживающую образовательную среду, в которой каждый учащийся сможет раскрыть свой талант, чтобы применять его в своей учебной и профессиональной деятельности. Создание именно такой среды будет способствовать выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика. Помогать ученику выбрать индивидуальный образовательный маршрут должен педагог, поддерживающий его самоопределение. В качестве основного инструмента поддержки мы планируем использовать педагогическую диагностику. Мы считаем, что мотивационно-поддерживающая среда должна носить современный характер, а значит включать в себя цифровую составляющую. Наша цифровая мотивационно-поддерживающая образовательная среда будет поддерживать не только самоопределение одаренного ученика, в котором заинтересовано конкретное образовательное учреждение, но и будет способствовать самоопределению неуспешных детей в данной организации. Именно такой подход к образовательной среде помогает не отсеивать неуспешных учащихся, а помогает каждому из них стать успешным.