Сведения об образовательной организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Нижний Тагил гимназия №18 (МАОУ гимназия №18) - образовательное учреждение с богатой историей и традициями, ориентированное на инновационное развитие. Целевым ориентиром гимназии на протяжении последних лет является воспитание мобильной, компетентной, ответственной личности, способной к имманентному развитию и продуктивному взаимодействию с окружающим миром.
МАОУ гимназия №18 является правопреемником средней школы № 18, созданной в 1931 году. В 2008 году МОУ СОШ № 19 была реорганизована путем присоединения к МОУ гимназия № 18 на основании постановления Главы города Нижний Тагил № 455. 01.04.2014 гимназия № 18 переименована в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №18 (лист записи ЕГРЮА от 01.04.2014 г).
У МАОУ гимназии №18 нет филиалов и отделений. Гимназия самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. Органами управления гимназии являются Общее собрание работников учреждения, Наблюдательный Совет, Совет гимназии, Педагогический совет Учреждения. В образовательной организации на добровольной основе создан гимназический совет учащихся «Формула успеха».
На базе МАОУ гимназия №18 работает ППЭ № 5609 и муниципальный ресурсный центр (МРЦ), обеспечивающий методическое сопровождение ОО города Нижнего Тагила по вопросам организации воспитательной работы.
МАОУ гимназия №18 осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №14788, предоставленной в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 26 мая 2014 года. На всех уровнях обучения реализуется ФГОС.
Гимназия расположена в двух корпусах. Проектная мощность 1 корпуса – 500 человек, 2 корпуса – 750 человек. Общая площадь учебных помещений 4086 м2 (1 корпус – 1412 м2, 2 корпус - 2674 м2). В гимназии обучается 1323 учащихся в 48 классах. Процесс обучения организован в одну смену.
Сегодня в гимназии трудится 142 человека, из них 97 педагогов, среди которых - 1 «Заслуженный учитель РФ»; 4 отличника народного просвещения РСФСР (СССР); 13 почетных работников общего образования РФ; 26 педагогов – лауреаты Грантов, 6 человек имеют ученую степень. 74 работника ОО являются членами профсоюза.
В настоящее время гимназия №18 является инновационным образовательным учреждением, которое удостоено шести грантов (2006, 2007, 2008, 2011, 2013, 2018 г.г.)[1] в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и проекты. В 2018 году, по результатам НОКО, гимназия вошла в десятку лучших учреждений Нижнего Тагила (5 место среди 64 образовательных организаций), отмечена в рейтингах МАН «Интеллект будущего».
Гимназия №18 – это образовательное учреждение, которое не стоит на месте, а находится в постоянном поиске.
В условиях модернизации образования, ФГОС особое внимание уделяют развитию личности, формированию мотивации к непрерывному образованию. Личностные процессы, самореализация и самоопределение, самоорганизация и самоидентификации (в том числе гражданской идентичности), становятся важнейшим показателем его результативности в образовательном процессе. Полноценная работа всех механизмов САМО- возможна только в условиях постоянной рефлексивной деятельности, которая помогает определить «ситуацию затруднения», «зону ближайшего развития», спроектировать не только индивидуальную образовательную траекторию, но и жизненную успешность.
Полноценная самоидентификация и самоорганизация личности возможны только в том случае, если человек:
- глубоко верит в жизненную цель;
- осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных и учебных ситуациях;
- обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему наиболее полно реализовать себя;
- способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, социальным инициативам, социокультурным практикам в условиях личностно-развивающей среды образовательной организации.
Д.А. Леонтьев утверждает, что среда становится образовательной тогда, «когда появляется личность, имеющая интенцию на образование»[2]. При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и совершенно нейтральной в этом смысле для другого. По мнению В.И. Слободчикова, среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно проектируют, строят, создают, одним словом, продуктивно взаимодействуют. Такую среду можно рассматривать и как благоприятную почту для личностного роста.
Личностно-развивающая среда - это среда, в которой условия превращаются в возможности для саморазвития обучающегося, что включает в себя умения общаться, быть самостоятельным и активным, ставить перед собой вопросы, искать ответы, заявлять о своих желаниях, мечтах и планах, проявлять инициативу в действиях.[3] Наиболее значимыми свойствами личностно-развивающей среды являются: целостность, вариативность, универсальность, доступность.
Целостность требует проектирования образовательной среды не в логике сообщения научного знания, а в логике развития ребенка. Следовательно, качество целостности образовательной среды должно проявиться в логике построения образовательного процесса, конструирования образовательных программ, оптимального отбора средств и форм обучения и воспитания.
Важнейшей характеристикой образовательной среды является вариативность, которая необходима для личностного роста. Вариативность, как отмечает А.Асмолов, «помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в меняющемся мире (…), является основой для формирования такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечила бы ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и в ситуации неопределенности.»
Существенным свойством образовательной среды является универсальность получаемого образования. Это, с одной стороны, выдвигает на первый план вооружение школьников универсальными способами действий по добыванию и переработке нового знания, которое столь необходимо в ситуации неопределенности. С другой стороны, универсальность образования всегда связывается с его фундаментальным характером, позволяющим выявить важнейшие закономерности явлений и процессов действительности, описанных в классических и новейших научных трудах.
В связи с принятием в 2014 году ФГОС ОВЗ, большое социальное значение имеет характеристика доступности образовательной среды. Президент РФ, В.В.Путин неоднократно отмечал, что "доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб". Иными словами, особую актуальность сегодня приобретает создание в гимназии безбарьерной среды для детей ОВЗ, обеспечивающей равный доступ всех детей к образовательным, социокультурным практикам гимназии, вне зависимости от их личностных особенностей.
Среда образования является эффективным ресурсом развития и совершенствования универсальных компетентностей и новой грамотности. Она способна, по мнению А.Г.Асмолова, помочь «человеку почувствовать себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю….»[4]. Личностно-развивающая среда гимназии – это дорога в завтра, которая начинается сегодня.
[1] Темы инновационных проектов:
2006 г.- Развитие социальной мобильности учащихся в образовательной системе Горнозаводского округа.
2007 г. - Формирование этнокультурной компетенции юного россиянина в образовательной среде гимназии.
2008 г. Формирование ответственности юного россиянина как условие успешного становления гражданского общества
2011 г. - Создание условий для позитивного имманентного развития личности гимназиста в условиях вариативной среды
2013 г. - Реализация идей продуктивного образования в условиях гимназии в процессе личностного становления гимназиста
2018 г.- Система социокультурных практик как основа формирования гражданской идентичности
[2] Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.2003.
[3] Программа по развитию личностного потенциала.2018. С.18 [Электронный ресурc] URL:
https://vbudushee.ru/education/soderzhanie-obrazovaniya/programma-po-razvitiyu-lichnostnogo-potentsiala/?_ga=2.236040773.533148337.1572427853-814860986.1572427853/(дата обращения: 21.03.2019)
[4] Асмолов А.Г. ММСО 2019. О программе по развитию личностного потенциала детей [Электронный ресурc] URL:
https://vbudushee.ru/education/soderzhanie-obrazovaniya/programma-po-raz... (дата обращения: 21.10.2019)