⭐ Гимназия №14

Сведения об образовательной организации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 14» начало свою образовательную деятельность в 2013 году. Сравнительно недавно для истории. Но за шесть лет существования наша гимназия смогла выйти на должный уровень не только в масштабах Чеченской Республики, но и России в целом. Это подтверждает приведенные ниже результаты:

  • Статус стажировочной площадки Чеченского института повышения квалификации работников образования;
  • Площадка для проведения Всероссийского форума учителей русского языка;
  • Площадка для федерального конкурса «Учитель года» - 2019;
  • Победитель регионального конкурса «Лучшая школа» -2018;
  • Пилотная площадка по апробации развивающего обучения системы Л.В. Занкова;
  • Участник международного проекта «Microsoft School».

Проектная мощность гимназии рассчитана на 900 обучающихся. Однако в 2018-2019 учебном году в гимназии обучалось 1563 обучающихся в 43 классах: 641 человек - в 1-4-х классах; 799 человек - в 5-9-х классах; 123 человека - в 10 - 11-х классах. Средняя наполняемость общеобразовательных классов составила 41 человек.

Чеченская Республика входит в число субъектов Российской Федерации, численность населения в которых растет, причем довольно высокими темпами. С января 2011 по январь 2016 года общий прирост населения в республике составил около 120 тысяч человек (с 1 млн. 275 тыс. человек до 1 млн. 394 тыс. человек соответственно). А за последние десять лет общий прирост населения составил уже более 250 тысяч человек. В июне 2019 года данный показатель впервые в истории преодолел отметку в 1,4 млн. человек. Основную долю прироста населения составляют дети. Чечня - единственный регион России, который не был затронут демографическим спадом 2017 года, когда Росстат фиксировал наихудшие показатели рождаемости за последние 10 лет. Если многодетной семьей в других регионах России считаются семьи с тремя и более детьми, то в Чеченской Республике такими семьями могут считаться только те, в которых проживает от пяти и более детей.

Социальный контингент родителей наших обучающихся – это люди, имеющие, в большинстве случаев, высшее образование, с высоким показателем трудовой занятости с полным рабочим днем. Режим дня взрослых не позволяет забирать школьника младшего возраста сразу после уроков. Поэтому, во многом, по запросу именно родителей при открытии гимназии было решено ввести в работу модель «Школы полного дня», которая вполне отвечала на первоначальном этапе оперативному решению вышеназванной проблемы и стала основополагающим фактором, влияющим на интерес к нашей образовательной организации не только среди жителей Грозного, но и среди жителей многих уголков нашей малой родины.

Демографическая ситуация в республике является исключительно благополучной и создает хорошие предпосылки для дальнейшего экономического роста. В то же время очень большое число детей создает дополнительную нагрузку на системы образования и здравоохранения, а также может в будущем создать немалые проблемы в вопросах занятости и безработицы населения.

Ввиду того, что прирост населения Чечни увеличивался из года в год, на 1 сентября 2017 года наполняемость классов в нашей гимназии возросла до 41 человека и возникла ситуация, продемонстрировавшая нам, насколько трудоемким становится процесс организации обучения и времяпрепровождения ребенка в гимназии.

Педагогический коллектив сформулировал основную миссию гимназии - «Создание мотивирующего образовательного пространства для развития личностного потенциала обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации, сотрудничеству, сотворчеству, самоуправлению и успешной адаптации в социуме».

С одной стороны, мы, казалось бы, предоставляли обучающимся возможность находиться в гимназии полный день, с горячим питанием, в группах, где воспитатель организует воспитательную работу, а также общественно полезную и культурно-досуговую деятельность (модель «Школы полного дня» предусматривала реализацию внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня). Но с другой стороны, реализовать поставленные задачи в рамках модели «Школы полного дня» становилось все труднее.

Следует отметить, что обучающиеся нашей гимназии – дети очень любознательные, с пытливыми умами. Их с полной уверенностью можно назвать очень старательными и способными учениками. И мы были просто обязаны создать им комфортные условия для их дальнейшего саморазвития, сотрудничества и успешной адаптации в социуме.

Поэтому мы решили пересмотреть нашу модель «Школы полного дня», постаравшись обеспечить единое образовательное пространство в рамках основного и дополнительного образования, как пространства свободы, саморазвития и самоопределения школьников, освоения ключевых компетентностей и грамотностей, включая цифровые компетентности, исследовательские и проектные навыки и способы деятельности.

Так, в 2017 году было принято решение создать интегрированную модель образовательного процесса путем перехода от совокупности отдельных программ общего образования по видам деятельности к усилению их связей, в рамах междисциплинарных технологий. В настоящее время в гимназии реализуется модель организации образовательного процесса «Гимназия как пространство свободного развития личностных и профессиональных перспектив обучающихся».

Кроме того, важной характеристикой образовательного процесса в гимназии является реализация проектного подхода как в учебной, так и внеурочной деятельности, в рамках общеразвивающего дополнительного образования.

Обеспечивая становление гимназии как пространства освоения ключевых компетентностей ХХI века, мы заботимся об участии педагогического коллектива в профессиональных проектах и программах. Это является залогом развития соответствующих ключевых компетентностей и профессионализма педагогического коллектива, каждого его члена и становление гимназии как самообучающейся организации.

Именно это обеспечило выбор гимназии как региональной стажировочной площадки для работников образования ЧР. Реализация функции стажировочной площадки, требующая рефлексивного осмысления, обобщения и распространения лучшего опыта, успешных образовательных моделей гимназии, обеспечивающих высокое качество образования. Профессиональная коммуникация в рамках стажерских практик на базе гимназии становится формой рождения новых знаний о ценных способах педагогической деятельности; профессиональных затруднениях (своих и коллег), о вариативных способах их преодоления, выявления симптомов успешности на занятиях и уроках. Таким образом, с одной стороны гимназия транслирует лучшие практики, а с другой стороны совершенствует их через демонстрацию и обсуждение с коллегами-стажерами, организацию проектирования образовательных продуктов стажерами.

Наша гимназия стала федеральной площадкой для проведения конкурсных испытаний Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года» - 2019, в которых приняли участие учителя из всех субъектов Российской Федерации.

По итогам Республиканского конкурса «Лучшая школа - 2018» гимназия стала победителем. На конкурсе был представлен опыт работы гимназии в области проектной деятельности как средства повышения качества образования обучающихся и создание условий для их успешности в социуме.