Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского

Конкурсная работа
МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»,
Сергиев Посад, Московская область

Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной

За годы руководящей работы сформулировала для себя такие правила:

1. Учитель должен видеть свою профессиональную деятельность с «вышки», администрация гимназии – «с высоты птичьего полёта», руководитель – в масштабах страны, как минимум. 

2. Каждое начинание должно иметь фундамент. Отсюда – необходимо бережное отношение к прошлому, поиск ресурсов и ценностей в проходящем, так как без этого нет будущего.

3. При подборе кадров: у кандидатов в педагоги должно быть видение собственной особой миссии в школе. Желание идти вперёд и учиться. Желание участвовать в творческих проектах. Желание заниматься с детьми исследованиями, проектами, сопровождать их самореализацию.  

4. Высокая профессиональная компетентность специалиста предполагает трепетное отношение к своему делу, поэтому при организации работы с педагогами важно обеспечить не только творческое освоение инновационных технологий, но и конструктивное командное взаимодействие, формирующее единое ценностно-смысловое пространство.

5. Личностные компетенции учащихся может формировать только педагог, который сам ими обладает, поэтому необходимо поддерживать творческие проекты и расширять «окрестности» личности педагогов. Саморазвитие и личностный рост являются системообразующими условиями личностной зрелости. Также это важные факторы профилактики профессионального выгорания.

6. Центральным моментом в создании школы, способствующей сохранению здоровья, является атмосфера психологической безопасности, что подразумевает старое, доброе уважение к личности ученика, бережное отношение к его состоянию, сохранение любви к своей профессии, ощущение радости от общения с учениками, заботу о чувствах окружающих, организацию живых, развивающих взаимоотношений и веру в то, что правильно организованная школьная жизнь, позволяющая её участникам быть счастливыми, будет иметь высокий результат как необходимое следствие.

7. В качестве основы построения отношений учителем ученику должна быть предложена искренность: человек, получивший в жизни авансом эту искренность, принятие, уважение до подтверждения состоятельности, получает особую прививку, и навсегда присваивает ценность таких настоящих отношений.

8. Важно уметь видеть в каждом сотруднике и ученике их уникальность, ресурс, поддержать и раскрыть потенциал. 

9. Важно уметь поддержать любое начинание, вырастающее из активности гимназистов, педагогов, родителей, доверять им важные дела.

10. Чтобы поддерживать инновационную стратегию развития гимназии, руководитель должен быть мастером для педагогов, должен обладать собственной личностной ценностью, а значит – постоянно развиваться.

Филимонова Ольга Геннадьевна, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского», кандидат психологических наук
 

Часть 2. Статья на тему «Как добиться успеха? Наша технология»

Прежде всего нужно определить, что мы понимаем под словом «Успех»? Для нас, прежде всего, важна реализация нашей образовательной стратегии, которая предполагает следующее: Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского – многопрофильное учебное заведение, обеспечивающее универсальность, многогранность и глубину интеллектуального развития благодаря реализации расширенных программ по всем предметам и созданию развивающего образовательного пространства на основе личностного взаимодействия учащихся и педагогов, способных транслировать не только знания и навыки, но и смыслы и ценности человеческой жизни, творчества, саморазвития.

Миссия гимназии: формирование ответственной и свободной личности, способной к самоопределению и максимальному раскрытию интеллектуального и творческого потенциалов, необходимых для успешной самореализации и обучения в течение жизни. 

Самым важным для нас показателем успеха является самореализация наших выпускников. И их оценка образовательной деятельности гимназии. Приведу в пример эссе нашей выпускницы, Горьковой Юлии, написанное ей к 20-летию гимназии:

 «…Всё то, что я расскажу, давно бродит во мне. И это эссе – лишь повод поделиться знанием с миром.

Время 19.20, четверг, 13 ноября 2014 года. Я сижу в своем личном кабинете в красивом офисе новомодного бизнес-центра в центре Москвы. Кто я? Для человека, которого я жду, я адвокат, заместитель старшего управляющего партнера адвокатского бюро. Важная шишка, должно быть. Дома меня ждет дочка, но торопиться сегодня не стоит – с нею бабушка.

Кто я для моих близких, для тех родных людей, которые до сих пор помнят и ждут меня в красном приземистом двухэтажном здании – Сергиев Посад, ул. Вознесенская, 30А? Смешная девчонка в тяжелых гриндерсах с неплохими задатками и с трудом «натянутой» 4-кой за поведение.

Вот уже 10 лет они не несут никакой ответственности за меня – я уже давно не школьница. И между тем, вся моя жизнь, мои успехи и мои достижения насквозь пронизаны тем необъяснимым знанием жизни и людей, золотыми душевными нитями, что подарили мне в этой школе.

Порой воспоминания об этих ненавязчивых уроках жизни настигают меня в самый неожиданный момент: в суде ли, в пробке ли, на переговорах или за бокалом вина на встрече с друзьями. И всегда при этом мне чуточку тоскливо. Тоскливо от того, что слишком мало людей на свете поймут эту светлую грусть и безмерную благодарность. 

Хочется иногда забыть про взрослые обиды и разошедшиеся пути, найти телефон той девчонки, что сидела рядом на литературе в 9-м классе, позвонить и сказать – а помнишь? Помнишь Грибоедова? Помнишь споры, обиды, спасения? А тебе он помог, этот Александр Сергеевич, и та река, которую тянули на математике на себя, а те битвы химические, исторические, и это обязательное «Shame on you!»? Помогли ли они так, как помогли мне? Греют ли душу строки, что сами собой из души рвутся и вспоминаются на удивление окружающим? А слова, которых и не помнишь дословно, но которые вкладывали в нас, в самое сердце? Которые и водят нас теперь, только мало кто угадает, откуда они родятся?

Чему научила меня гимназия? Научила учиться. Всегда. Ни дня за прошедшие 10 лет я не провела без книги, без поиска нового, без вопросов, на которые надо искать ответы: Что я? Куда идти дальше? Что даст мне достижение этой цели? К каким новым горизонтам приблизит? Да что там, моя дочь родилась за неделю, до защиты красного диплома. К тому моменту она знала уже достаточно для его самостоятельной защиты, я думаю. Ведь книги, которые я ей читала, были далеки от сказок.

Научила бороться. За знание. За место на пьедестале. За уважение людей любого круга и положения. Уважение искреннее и заслуженное.

Научила быть девушкой, а потом и женщиной. Чувству стиля. Умению быть слабой и хрупкой. Научила видеть и осязать эту тонкую грань между прекрасным, индивидуальным, личным и кричащим, чужим, напускным.

Научила быть мамой. Заботливой и рассудительной. Давать дочери максимум заботы и тепла, но не душить и не уничтожать своей любовью. Как и в гимназии, в моей семье ребенок – это личность с самого первого дня его жизни. Со своим мнением, желанием, правом голоса. И строгой дисциплиной, между тем.

Научила любить людей. За их несовершенную человеческую натуру. За их слабости. За гениальность абсолютно любого человека. За их непохожесть на меня и такое безумное сходство. 

Научила останавливаться. Дышать. Смотреть больше в небо, чем под ноги. Находить источник душевных сил и опору в красоте мира, в быстроте жизни, в ее несовершенстве.

Научила любить родину. Нет. ДАЛА мне Родину. Место, точку на карте, Дом, где можно плакать, смеяться, жаловаться, реветь, хвастаться даже. Где мало кто меня уже знает, но всегда пускают под свою гостеприимную крышу, греют улыбками, обнимают взглядами, делятся искрой и задором

Только одного не рассказала мне моя гимназия: что кем бы я ни была для окружающих, в душе я останусь всё той же смешной девчонкой в гриндерсах с почти тройкой по поведению. Спасибо гимназии за то, что оставила это открытие на потом, для самостоятельной работы.

Иногда эта девчонка так и рвется из меня чертиками в глазах и тончайшими двусмысленными шутками. Для своих, для близких. Для чувствующих. За это, наверное, и любят её. И меня.

С искренним уважением, душевным теплом и пожеланиями долгих лет жизни и творческих успехов всем и каждому, кто атлантам подобно держит на себе нашу гимназию, адвокат Юлия Александровна Лялюцкая, заместитель старшего управляющего партнера Адвокатского бюро г. Москвы «Щеглов и Партнеры».

P.S.: Нет, моя жизнь после выпуска не понеслась стремительно вверх, как мечталось нам за школьной партой. Были провалы, разбитые коленки, содранные в кровь пальцы и искусанные губы, лестницы в никуда. Но я шла, иду, буду идти и благодарить всех причастных, кто научил меня искать пути в обход, выжидать, дотягиваться, не сдаваться.

Горькова Юлия, выпускница 2005 г.

Краткая справка о гимназии

Гимназия была открыта в 1994 г. 

Директор гимназии Филимонова Ольга Геннадьевна, Почётный работник общего образования, Лауреат премии Губернатора Московской области, кандидат психологических наук.

Количество обучающихся – 266, обучаются учащиеся Сергиево-Посадского муниципального района с высоким интеллектуальным потенциалом с 7 класса, при наборе осуществляется оценка готовности поступающих к усвоению программ повышенного уровня сложности по всем предметам учебного плана, так как модель гимназии – многопрофильное образование, направленное на формирование универсальных знаний. 100% поступление выпускников в статусные вузы страны различного направления.

В гимназии с самого открытия введена в практику уникальная модель профильной подготовки в 10-11 классах. Реализации собственных образовательных стратегий учащихся способствует возможность формирования более 80-ти вариантов индивидуальных учебных планов: из курсов вариативной части учащиеся самостоятельно выбирают два элективных профильных курса из 10 возможных в любом сочетании.

Структура управления гимназией

Директор гимназии – Филимонова Ольга Геннадьевна, педагогический психолог, кандидат психологических наук. Педагогический стаж –27 лет, в том числе в Сергиево-Посадской гимназии – 17 лет, в том числе в должности заместителя директора по воспитательной работе – 8 лет, в должности директора 9 лет. Сфера профессиональных интересов – сопровождение личностного развития и самоопределения подростков, развитие исследовательской позиции и субъектности в учебной деятельности. Имеет более 60 публикаций по педагогической психологии и педагогике. Награждена значком «Почётный работник общего образования», знаком Главы Сергиево-Посадского муниципального района «За отличие», лауреат премии Губернатора Московской области.

Заместитель директора по учебной и научно-методической работе – Хвостова Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, автор более 30 публикаций по проблемам развития личности, современного школьного образования, преподаватель истории и обществознания. Сфера профессиональных интересов – личностно-ориентированное вариативное образование, развивающая среда школы, психолого-педагогическое сопровождение самостоятельной творческой работы учащихся. Педагогический стаж – 28 лет, в том числе в Сергиево-Посадской гимназии – 23 года (с момента её основания), в должности заместителя директора – 18 лет.

Заместитель директора по методической работе – Тригубчак Инна Васильевна, кандидат педагогических наук, преподаватель химии (авторский курс «Общая химия»), победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО 2006 г. и 2016г., автор более 40 публикаций по педагогике и методике преподавания химии. Сфера профессиональных интересов – развивающее управление, развитие системы профильного образования, теория и методика преподавания естественных дисциплин. Педагогический стаж – 28 лет, в том числе в должности заместителя директора – 8 лет, в том числе в Сергиево-Посадской гимназии – 23 года (с момента ее основания).

Заместитель директора по воспитательной работе – Емельянова Ирина Вячеславовна. Педагогический стаж – 17 лет, в том числе в Сергиево-Посадской гимназии – 16 лет, в должности классного руководителя – 15 лет, в должности заместителя директора – 7 лет. Приоритетное направление её работы – воспитание нравственности, духовности. Ирина Вячеславовна – творческий человек, её деятельность сопряжена с постоянным поиском и осмыслением новых форм работы с подростками, она обладает профессиональным мастерством и хорошо развитой интуицией, педагогическим тактом в работе с детьми и родителями. Она не только постоянно учится сама, но и охотно делится своими наработками с коллегами. 

Заместитель директора по безопасности – Шваров Игорь Викторович. Учитель физкультуры. Образование высшее, в 1990 г. окончил Московский областной педагогический институт имени Н.К.Крупской по специальности «физическое воспитание». Педагогический стаж 17 лет, стаж работы в должности заместителя директора по безопасности – 12 лет. Работает в гимназии с 2010г. Увлекается волейболом.

В управлении гимназией участвует Управляющий совет, созданный в октябре 2007 г. Его председателем всё это время является представитель родительской общественности Критская Ирина Маратовна. Она не только участвует в гимназических событиях, поддерживает многие гимназические проекты, но и представляет интересы гимназии на уровне районной администрации.

Достижения гимназии

А теперь о достижениях гимназии, которые формируют её репутацию и являются внешней стороной проявления нашего успеха:

в 2007 году гимназия стала победителем конкурса учебных заведений в рамках ПНПО;

в 2010 году гимназия вошла в число двадцати лучших школ Подмосковья, принимала участие в очном туре конкурса;

в 2012 году гимназия стала победителем конкурса инновационных учебных заведений Московской области;

В октябре 2012 году выпускник гимназии, учитель МХК и литературы гимназии Демахин А.А. стал победителем конкурса «Учитель года России».

По результатам 2012-2013 года гимназия вошла в число лидирующих школ Подмосковья и России (ТОП-500)

По результатам 2012-2013 и 2013-2014 года гимназия вошла в десятку лучших школ Подмосковья.

По итогам 2014-2015 и 2015-2016 учебного года гимназия занимала 14 место, в 2016-2017 году –11 место в рейтинге школ Московской области.

В 2017 г. гимназия стала победителем регионального конкурса образовательных организаций на присвоение статуса Региональной инновационной площадки.

Гимназия является лидером олимпиадного движения в районе и области. В 2017-2018 учебном году 69 гимназистов заняли в общей сложности 98 призовых мест на муниципальном этапе ВОШ, 12 из них получили 15 призовых мест на региональном этапе, четверо принимали участие в заключительном этапе. Лебедева Арина стало призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе и финалистом Всероссийского конкурса сочинений. В 2018-7-2018 учебном году 17 гимназистов получали стипендию Губернатора Московской области

Выпускникигимназии, как правило, поступают с первой волны на бюджетные места в МГИМО, МГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, РАНГХиГС, I и II мединституты  и др. 

Педагогический коллектив – 27 человек, из них 89% педагоги высшей квалификационной категории. Почётные работники общего образования – 6 человек, грамоты Министерства образования РФ – 3 человека, Министерства образования Московской области – 15 человек, Лауреаты премии Губернатора Московской области – 3 человека, Победители различных профессиональных конкурсов 14 человек.

СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА ДИРЕКТОРА

Мне, как директору, досталось бесценное наследство – опыт основателя гимназии, заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук Иосифа Борисовича Ольбинского. Это был удивительный человек, грамотный руководитель. Он умел «зажечь» внутри искорку, открывающую в сознании человека «зону роста». 

Вторая составляющая, которая мне сильно помогла в становлении – моё образование. Я выпускница факультета психологии МГУ, своими главными учителями считаю Л.С.Выготского и А.Г.Асмолова. 

И.Б.Ольбинский мечтал о том, чтобы наш коллектив был «оркестром», в котором общее звучание зависит от каждого. Важной для себя считаю его мысль о том, что те качества, которые мы хотим видеть в выпускниках, должны быть у нас самих. Формировать личностную позицию учащихся по отношению к миру может только тот учитель, который сам её проявляет. Поэтому самореализация учителей для меня – особая ценность и предмет особой заботы. 

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, как наша гимназия идёт к успеху, использую свой «Дневник» - материал моих колонок для «Учительской газеты». В них – мои сомнения, поиск смыслов, управленческие решения и просто размышления. Эти заметки появились «с лёгкой руки» главного редактора Учительской газеты Положевца Петра Григорьевича. Как-то в беседе за «пирогами», состоявшейся в гимназии, Пётр Гигорьевич, внимательно меня выслушав, сказал: «Вам нужно писать. Хотя бы по страничке». Так всё и началось…

С чего начать? Думаю, с истории… Три года назад, в 2014-2015 году гимназия праздновала юбилей. Это был необычный юбилей, потому что гимназия была открыта в сентябре 1994 года, а здание, в котором она находится, было построено в 1914-1915 учебном году. Зданию, которое сразу же предназначалось под учебное заведение, в этом году исполнилось 100 лет. В 2019-2020 учебном году мы будем отмечать 25-летие гимназии. 

Свое двадцатилетие гимназия встретила солидными достижениями, стабильно высокими результатами, сильными традициями, за последние три года достижения только преумножаются. Преподаватели славятся не только в районе, но и в области высочайшим профессионализмом. 

С одной стороны, можно считать, что в гимназии с самого её основания был взят верный курс, который нам указал наш первый директор, Иосиф Ольбинский. Одним из выведенных им законов, по которым мы сейчас живём, был закон об уважении к прошлому, о возвращениях, которые следует совершать, чтобы двигаться в будущее. В нашем здании в 1914 году, во время первой мировой войны, была открыта женская школа с медицинским уклоном. Следуя требованиям времени, здание строили с расчётом на то, чтобы его можно было в короткий срок переоборудовать под госпиталь.  В 1918 женская школа была переименована в Красную школу, потом в школу имени РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии), в Загорскую первую школу. После революции в школе преподавали интеллигенты, имеющие хорошую предметную базу и высокую культуру. Именно тогда в основу  портрета учебного заведения были заложены высокий уровень преподавания и романтические традиции. 

Не обошли стороной судьбу школы репрессии 1937 года, тяжелую память оставила в её истории война. Сегодня в гимназии установлена мемориальная доска с именами учеников школы РККА, не вернувшихся с той войны. В кабинете директора хранится архив той школы, сбережённый ветеранами-учителями. Со старых фотографий на нас смотрят выпускники разных лет. Вот зал, в котором так же, как и сегодня, проводится педагогическая конференция в 1920 году. Вот линейка в холле, который тот же, с теми же окнами, колоннами и паркетом, только в «красном» углу стоит трёхметровая статуя В.И. Ленина. Белая-белая... Вот ученики в походе, на экскурсии, во время изучения «На дне», в колхозе, вот шахматный кружок, спектакль, трудовой десант, демонстрация. И книга с фамилиями медалистов. Стоит открыть шкаф с этим архивом, и можно не уходить домой... 

На двадцатилетний юбилей гимназии и 100-летие школы в нашем здании в городском дворце культуры мы собрали гимназистов, выпускников, ветеранов. Этот юбилей оказался своего рода возвращением. Возвращением в пору взросления. Обращение к чистым ценностям и первой, самой искренней, дружбе. На следующий день я приняла множество звонков с благодарностями. И поняла: это действительно наш фундамент. Культурный, нравственный, духовный. Важно сохранять это наследие, в нём – наша сила. С этим можно идти вперёд, к новым горизонтам.  

Кадровые вопросы

Первая неделя работы после выхода из отпуска. А был ли отпуск-то? Отпуск, вроде бы есть, но его как бы и нет…Мыслями присутствие на работе постоянное, реальное присутствие – эпизодическое. А может быть как раз это «задумчивое» состояние летом обеспечивает бесперебойную работу в течение года? «Размышления под кустом смородины» – это тоже работа, только в «фоновом режиме». И ведь приходят же новые решения, словно в голове включён невидимый счётчик, автоматически сосчитывающий часы недельной нагрузки, маркирующий функционал. 

В этом году предстоит включиться в работу трём новым педагогам. Наш стабильный коллектив, получивший прививку верности гимназическим смыслам от нашего первого директора, нуждается в обновлении. Основателя гимназии, Иосифа Борисовича Ольбинского, нет с нами уже семь лет. Время показало, что его дело продолжается. Сможем ли мы передать новому поколению педагогов наше «настоящее» отношение ко всему, что мы делаем? Имея печальный опыт ежегодного ухода учительниц русского языка (пять человек за пять лет), прихожу к мысли, что люди со стороны, имеющие большой опыт работы в школах, не приживаются в гимназии. Что-то с нами не так. Могу только предположить, что работа с полной самоотдачей, понимаемая как служение, не каждому под силу. А именно такое отношение к делу отмечается многими родителями как фактор, определяющий выбор нашего учебного заведения для своих детей. Подавляющее большинство педагогов из других школ считают, что работать с умными, отобранными, мотивированными на учёбу детьми легче, чем с обычным контингентом учащихся. Эта ошибочная установка приводит к нам людей, не готовых отдавать. Оказывается, некоторым и отдавать то нечего… 

Поэтому в этом году кардинально меняю подход к подбору кадров. В приоритете – хорошие (целиком отличные!) оценки во вкладышах к диплому. Защита диссертации и опыт преподавания в вузе при малом опыте работы в школе. Победы в профессиональных конкурсах. И главное, что объединяет моих кандидатов на должности учителей – видение собственной особой миссии в школе. Желание идти вперёд и учиться. Желание участвовать в творческих проектах. Желание заниматься с детьми исследованиями, сопровождать их в экспедициях. Не могу сказать, что мне не страшно. Не могу сказать, что доверие, понимаемое как «аванс веры», даётся мне легко. Могу только быть уверенной в том, что все они получат от меня максимум понимания, поддержки, помощи. А вдруг придётся раздавать «затрещины»?

Но кадры – это не только педагоги. Необходимо решить нерешаемую проблему с постижением науки регистрации и «свободного плавания» по сайтам закупок. 44-ФЗ никак не поддаётся осмыслению. Его прочитать-то – большая проблема. Завхоза очень сложно погрузить в его исполнение: чаще всего на зарплату завхоза устраиваются пенсионеры, потому что она приемлема только как доплата к пенсии. А теперь требуется выискивать поставщиков «конкурентным способом», а это – как минимум владение компьютером и навыками поиска информации в интернете. А уж свободное плавание по сайтам закупок  подвластно разве что программистам. Где взять такого специалиста за «безденьги?»

И вот у нас новый завхоз. В выборе кандидата определяющим стала установка на благотворительность. Важно, чтобы человек понимал, что гимназия для детей, для их творчества и самореализации. Гимназия – место, где есть возможность и для серьёзной учёбы, для интенсивного личностного развития и самоопределения, и для достойного напряженной внутренней работы отдыха. При этом не всегда удаётся сохранить помещение в первозданном виде. Не всегда хватает сил убрать декорации, привести в порядок холл, тем более, при подготовке к праздникам фантазия в оформлении помещения не ограничена. Где-то скотчем повреждаются стены, где-то летят мимо брызги краски, во время спектакля не рассчитали силу дверного хлопка – обсыпалась штукатурка… Можно освободить гимназию после уроков от детей, и будет тихо, чисто. Это не про нас. Новому завхозу будет это понятно – он член международной сборной «Что? Где? Когда?».

Год спустя: ожидания оправдались, «затрещин» оказалось немного, скорее – поддержка, понимание, внимание. Новички «прижились», вносят новое видение, с ними надёжно, теперь я спокойна за наше будущее. В этом году приняла на работу ещё и нового учителя физкультуры с психологическим образованием и опытом победы в конкурсе «Учитель года». А завхоз не только полностью освободила меня от проблем с закупками, но и проводит по 2-3 игры «60 секунд» и «Что? Где? Когда?» для учащихся и учителей в год. На новый уровень вышла гимназическая практика, гимназисты готовы помогать, с удовольствием откликаются на её просьбы.

Важным для гимназии является вопрос о классном руководстве. По замыслу нашего основателя и первого директора И.Б.Ольбинского у нас в каждой параллели, состоящей из двух классов, работает команда педагогов и один освобождённый от уроков классный руководитель. Замысел совершенно замечательный, мы ему следуем неукоснительно. Родителям не приходится метаться из «А» в «Б» с надеждой выбрать лучших педагогов, все внеклассные дела – общие для всей параллели, не бывает соревнований между «А» и «Б», что исключает конкуренцию. Если необходимо набрать команды для интеллектуальных игр или творческих проектов, то они, как правило, сборные. И большая роль в организации работы с параллелью, а это значит с гимназистами, учителями, родителями, принадлежит классному руководителю. 

Проблема для директора в том, чтобы найти таких людей, которые готовы действительно к служению, так как в их руках практически нет «оружия», ведь они не учителя и оценки не ставят. А значит, для того, чтобы вести параллель за собой, они должны стать «вожатыми», обладать особым талантом и силой характера. Хорошо, что они освобождены от уроков, учителя полноценно преподают, классные руководители режиссируют жизнь параллели, выполняют роль тьюторов (если такая аналогия уместна при сопровождении 50 человек). Ставок классных руководителей у нас в штатном расписании не предусмотрено. В этом и вся загвоздка. До начала модернизации системы образования, по старым документам гимназиям и лицеям полагалось десять ставок педагогов дополнительного образования. Это нас сильно выручало. Классные руководители занимали эти ставки, вели кружки (хоровую студию, театральную студию, изостудию, туризм и т.п.) Теперь ставка педагога дополнительного образования у нас одна. Классные руководители одновременно являются социальным педагогом, педагогом-психологом, педагогом-организатором, преподавателем-организатором ОБЖ. Это непросто. С одной стороны, у нас всего 250 учащихся, с другой стороны функционал этих специалистов постоянно растёт. И вот я мечтаю о том, чтобы классное руководство во всех школах измерялось ставками, а не надбавками. Пусть по ? ставки на класс. Для учителей, выполняющих функции классных руководителей в других школах, я думаю, в этом тоже будет свой «плюс». 

Должностные инструкции для классных руководителей есть в каждом образовательном учреждении, так почему же должности такой нет? Для нашей насыщенной гимназической жизни это было бы отличным выходом из создавшегося положения... Но пока никто не говорит о такой возможности, поэтому всё это только мои фантазии. Наверное, чтобы такую должность ввести, нужно изменить  квалификационные справочники, другую документацию, это, я думаю, сложно…  

Об организационной культуре

Побывала в Пражском зоопарке. Уникальное место. После его посещения возникла метафора – «приправлено любовью». На обратном пути у меня возник внутренний вопрос: а мою работу можно промаркировать знаком «приправлено любовью»? Можно ли прочитать эту любовь сотрудников к своему делу в результатах нашей работы? И в чём ещё это может проявляться? Не входит ли такая маркировка в понятие «профессионал»? То, что каждый учитель и педагог в гимназии работает с полной отдачей, мне понятно давно. Именно поэтому я так ценю свой коллектив. Не всем вновь приходящим сотрудникам удавалось задерживаться в гимназии. И сегодня я себя спрашиваю: а зачем они устраивались к нам? Не потому ли, что надеялись на лёгкий результат – дети проходят конкурсный набор, приходят уже мотивированные на учёбу и высокие достижения? Больше половины наших педагогов работают уже более 15-20 лет, многие – со дня основания гимназии в 1994 году. Вспоминаю наш последний праздник, 19 октября, День лицея и Посвящение в гимназисты. В воскресенье, перед праздником, в гимназии находились ученики – 7-я параллель в полном составе, репетировали Полонез и постановку. 11-я параллель ставила спектакль по Чеховским произведениям, другие оформляли помещение. Были учителя, классные руководители, родители, директор и его заместители. И никто не сетовал на потраченный выходной. 

Вместе было здорово, вместе мы любили свою гимназию, любили дело, ради которого собрались и безусловно верили в его успех.  И в день праздника маркировка «приправлено любовью» была очевидна. А можно ли её присвоить каждодневному труду каждого гимназического учителя? В результатах анкетных опросов, которые проводятся регулярно среди родителей и выпускников, уже много лет отмечается, что в гимназии присутствует «особый дух». И это – особая ценность. Может быть этот дух и есть та самая маркировка? Скорее всего высокая профессиональная компетентность любого специалиста невозможна без трепетного отношения к своему делу. Именно такое отношение задаёт высокую планку внутренних критериев качества своего труда. 

Может быть тогда особенно важно, чтобы ученики не только постигали знания и учились учиться, но и видели эту любовь к своей профессии, которую ежедневно и самоотверженно транслируют им их учителя? Это совсем не значит, что ради профессии необходимо отказываться от личной жизни и саморазвития вне профессии, но, если искренне любить свое дело, это дело будет «светиться изнутри», включая все его окрестности, захватывая всю личность педагога, и это обязательно найдёт отклик в детских сердечках. 

День учителя: послесловие

От поздравлений учеников в этот день на самом деле учитель ждёт искренности. Не так часто ему удаётся получать позитивную обратную связь.  А что ожидает ученик? Тоже  – искренности. Искренней радости учителя, получившего поздравление.  Подарок, искренне сказанные добрые слова для учителя – символ благодарности. И где же начало этой взаимной искренности? Как задачка про курицу и яйцо… На самом деле ответ на поверхности. Взрослый протягивает руку и ведёт за собой ребёнка. В этом суть педагогики. Важно, чтобы эта протянутая ребёнку рука руководствовалась добрыми намерениями. Какое интересное сочетание корней – рука, руководство… В современной педагогике эта протянутая рука символизирует приглашение к сотрудничеству, к свершению новых открытий, частью которых является открытие «Я» как учителя, так и ученика. Поэтому искренность должна быть предложена ученику учителем, как основа построения отношений. Человек, получивший в жизни авансом эту искренность, принятие, уважение до подтверждения состоятельности, получает особую прививку, и навсегда присваивает ценность таких настоящих отношений. 

Профессиональное взаимодействие как основа построения ценностно-смыслового единства

В гимназии давно сложилась традиция педагогических сессий, когда учителя показывают друг другу свой опыт, при чём – не то, что отработано, а «пробы», эксперименты и вариации на заданную тему. А тема может быть разной: «Исследование ситуации вопрошания», «Сопровождение самостоятельной творческой деятельности учащихся средствами урока», «Содержание гимназического образования: от программы к уроку», «Новые возможности урока: расширение личностных и профессиональных компетенций», «Образовательные возможности компьютерных технологий», «Педагогика сотрудничества: сопровождение самостоятельной работы учащихся»; «Задания творческого характера и их сопровождение в образовательном пространстве гимназии», «Образовательные результаты и способы их оценивания», «Формирование УУД в образовательном пространстве гимназии». В тематике сессий прослеживается определённая динамика развития представлений педагогического сообщества о гимназическом образовании, происходит «кристаллизация» понятия «гимназический компонент».

На этой неделе в гимназии состоялся районный семинар для учителей биологии и физики. Интегрированный урок: «Теплообмен. Роль кожи в терморегуляции». Для меня становится очевидным, что наши гимназисты не готовы переплетать знания из двух наук. А, по-хорошему, тут ещё и химия бы пригодилась, и ОБЖ. Когда они видят перед собой учителя биологии, «включается» учебник биологии, ну а если вопросы задаёт физик – приходится вспоминать законы термодинамики. Получается, что внутренняя картина мира у гимназистов разорванная, неполноценная. Они теряются, им приходится переключаться. Да и учителя работают, вроде бы вместе, но каждый ведёт свой фрагмент урока, как бы перебрасывая мячик друг другу. В гимназии этот интегрированный урок далеко не первый. Уже был опыт переплетения физики и ОБЖ, биологии и ОБЖ, да и физики и биологии тоже. Но это фрагментарный опыт, пока не имеющий системы. Держится всё на энтузиазме и заинтересованности учителей. Тем не менее, очевидно, что это педагогика будущего. Но как это сочетать с требованиями программы, как встраивать в расписание? По-видимому, теперь нужны программы, предусматривающие такую интеграцию. 

И тут делаю для себя открытие: интегрированные уроки вызывают высокий интерес, на них стремятся попасть, дают детям задания и договариваются с классными руководителями, только бы выкроить время. Понимаю, что этот интерес не случаен. Поэтому в следующем году обязательно мы сделаем интеграцию методической темой года. Надеюсь, что и в управляющих структурах, отвечающих за содержание образования, эта тема станет предметом особой заботы. Ведь по сути мы должны учить наших учеников решать проблемы и принимать решения, и вся информация, которую они получают, должна быть востребована именно в этом контексте. Только в этом случае внутренняя картина мира будет позволять нашим ученикам в будущем ориентироваться в широком круге проблем, понимать всеобщие закономерности развития науки и общества, устройства этого мира. Только так можно преодолеть стереотипы: в кабинете географии – география, в кабинете литературы – литература. 

Только так можно понимать новые подходы к образованию. И, вероятно, школа будущего будет устроена по принципам интеграции, в основе которой будет лежать деятельностное освоение культуры. И интерес учителей к работе друг друга не будет сводиться к методам, а перейдёт на содержательную составляющую разных предметов в поисках их пересечений. Изменится и внутренняя картина мира самих учителей, что необходимо для нашего дальнейшего развития. 

Вывод: профессиональное взаимодействие в коллективе необходимо, но его организация должна затрагивать искренний, живой (не насаждённый извне) интерес педагогов к практике друг друга. 

Другой вариант профессионального взаимодействия – диссеминация педагогического опыта, практика подготовки и проведения семинаров и конференций различного уровня. 

По замыслу основателя и нашего первого директора гимназия должна стать образовательным центром для педагогов района и области. Результатом деятельности гимназии в этом направлении в настоящий момент является доверие со стороны педагогической общественности. Дорогой для нас практикой стала организация региональных педагогических чтений памяти И.Б.Ольбинского (Ольбинские Чтения)

Идея организации педагогических чтений, посвящённых памяти Заслуженного учителя России, основателя и первого директора Сергиево-Посадской гимназии Иосифа Борисовича Ольбинского возникла в год присвоения гимназии его имени (2008). В организации чтений принимают участие специалисты Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО), ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», представители Общероссийского общественного движения творческих педагогов "Исследователь". Это настоящие профессионалы – люди, которые сотрудничали с гимназией, благодаря открытости и искреннему желанию Иосифа Борисовича создать уникальное учебное заведение.

Педагогические чтения в стенах гимназии состоялись уже пять раз – в 2009, 2011, 2013, 2015 и 2017 году. По материалам первых чтений издаются сборники. Наиболее значимыми моментами в проблематике Чтений являются диалогичность, культуросообразность и деятельностное опосредование как базовые принципы построения современного образования; субъектность, как необходимая составляющая ученической и педагогической позиции; педагогическое подвижничество как культурный феномен и способ  реализации субъектной позиции в современном образовании. Результат такой деятельности невозможно переоценить. В процессе подготовки и проведения чтений коллектив гимназии выступает как единая команда, демонстрируя свои лучшие качества, на пике своих возможностей. Планка проведения чтений очень высока: гимназия предстаёт подлинным наследником и преемником своего Учителя, на авторитете которого часто строится поддержка гимназии со стороны профессионалов. Пока состоялись только первые и вторые Ольбинские чтения. Нужно, чтобы они стали традицией не только для гимназии, но и для профессионального сообщества района и региона. Отдельно как результат следует обозначить апробацию, внешнюю экспертизу нашей образовательной деятельности, что необходимо для дальнейшего развития гимназии.  

Сегодня в гимназии состоялись пятые Открытые педагогические чтения памяти основателя и первого директора гимназии И.Б.Ольбинского. В гостях у нас были педагоги не только из Подмосковья, но и из разных регионов нашей большой страны. Очень насыщенная программа, двухдневные слушания, выступления, обсуждения, дискуссии. И опять гости постоянно говорили о нашей атмосфере. С сообщениями выступали все педагоги гимназии. Представляли свой опыт. И я как директор могу сказать, что нам есть чем гордиться: каждый доклад – отдельная проблема, а не просто отчёт о проделанной работе. Важно, что есть заинтересованная аудитория, и опытные эксперты, которые задают порой каверзные вопросы. И учителя гимназии достойно на них отвечают. В этой ситуации они и авторы, и ученики. Коллектив работает слаженно, поддерживая друг друга. Каждый учитель – сложная, многогранная личность. Работать в таком окружении непросто, но очень интересно. Каждый ощущает ценность собственного профессионализма и профессионализма коллег. И это великий ресурс для того, чтобы ощущать радость от взаимодействия. Думаю, что этот опыт и есть важная часть нашей атмосферы. Сегодня получила очень ценную для меня оценку нашего коллектива, которая прозвучала так: «Люди у вас настоящие». Это потому, что мы не просто приходим на работу, чтобы обеспечить себе жизнь после трудового дня, мы проживаем в гимназии внушительную часть нашей жизни. И у нас получается создавать условия, в которых, несмотря на возникающие разногласия, горести от неудач, у каждого возникает ощущение значимости происходящего и собственной личности, взаимной поддержки и ценности общего дела. Удивительно, что не всем удаётся погрузиться в эту атмосферу: быть настоящим, испытывать чувства и делать хорошо то, во что веришь на самом деле затратно. Не все новые сотрудники приживаются у нас и принимают наши правила, главное из которых – постоянная внутренняя работа по выстраиванию собственной личности. Редко, но бывает, что ученики возвращаются в те школы, из которых ушли (у нас учатся дети с 7 класса). Но я думаю, что только такая жизненная стратегия даёт человеку основания для ощущения полноценности жизни и внутреннего психологического здоровья.

Последнее, но едва ли не самое важное направление организации профессионального взаимодействия – творческие проекты педагогического коллектива.  Личностный рост учителя, который постоянно происходит в ходе личностно-значимой для него профессиональной деятельности, нуждается в постоянной поддержке. Здесь на первый план выходит работа не с профессиональными компетентностями, а с эмоциональной сферой, работа с ориентирами, смыслами и ценностями этой деятельности, её местом в жизненном пространстве каждого педагога. В ходе такой работы изменяется сама личность педагога – его позиция по отношению к ученику, к себе самому. При директивном подходе к образованию можно было ограничивать общение с учащимися рамками ролевых взаимоотношений, регламентированных набором правил, заложенных в роли. Формировать же личностную позицию учащихся по отношению к миру, к знаниям, к окружающим людям может только тот учитель, который сам её проявляет. Инновационная стратегия, основанная на сотрудничестве, требует от учителя не только ролевого поведения, но и личностного проявления. И для этого учителю необходимо осваивать новые формы совместной с учащимися продуктивной, творческой деятельности, постигать законы конструктивного взаимодействия, организации групповых, активных форм учебной деятельности. Поэтому важным ресурсом для  личностного роста учителя является реальная творческая деятельность. Это – практика выездных педсоветов, практика постановки учительских спектаклей, танцевальных композиций, участия в профессиональных конкурсах, практика организации событий, конференций, семинаров различных уровней, когда мы все действуем в «Команде». С 2010 года наши учителя танцуют. У нас даже есть свой хореограф. Сами шьём костюмы, при этом у нас высокая планка требований к профессионализму исполнения и качеству оформления. Ежегодно зал взрывается аплодисментами при исполнении учителями новой танцевальной композиции. 

Слаженность, отточенность выполнения профессиональных задач в ходе реализации события приводит к видимым результатам. Для гимназистов, также включённых в общий процесс, это – образец достойного поведения взрослых, мобилизации, «чувства локтя». То, что учителя демонстрируют в своей работе именно такой подход, особенно ценится родителями, которые в анкетах постоянно отмечают не только высокий профессионализм и качество работы учителей, но и «особую атмосферу отношений», созданную в гимназии, когда «взрослые и дети составляют одну команду».

Учитель и его «окрестности»

Несколько лет назад я училась на курсах повышения квалификации для руководителей. Тогда преподаватель задал нам «вопрос на засыпку»: какого бы вы больше ценили работника ¬– того, который посвящает своей работе всё своё время, исполнительного, трудолюбивого, выполняющего безукоризненно все требования, или человека, творчески относящегося к работе, имеющего своё личное пространство, развивающегося как внутри, так и вне профессии? Подразумевается, что для эффективной профессиональной самореализации учителя предпочтителен второй вариант. Причин много. Ещё со времён Сухомлинского известно, что учитель является учителем до тех пор, пока учится сам. Если мы говорим о личностном развитии наших учеников, понятно, что личностные компетентности может формировать только педагог, который сам ими обладает. Саморазвитие и личностный рост являются системообразующими  условиями личностной зрелости. И в то же время это важные факторы профилактики профессионального выгорания. Одно из проявлений профессиональной деформации – гипертрофированное «профессиональное Я». Выражается это в восприятии своей работы как сверхценности. Для педагога это постоянная перегрузка и демонстрация окружающим нехватки времени (этим он бессознательно повышает свою значимость в своих собственных глазах), перенос оценочной ситуации, в которой он находится в учебном процессе, на все жизненные ситуации - дома, в других учреждениях и т.п. (это ограничивает его эмоциональное восприятие, притупляет чувства, ведёт к конфликтам). Такой человек становится обидчивым, его преследуют мысли о притеснениях и недооценке его достижений со стороны коллег и администрации, он старается искать «справедливость». Часто он не получает подтверждения в виде оценок или очевидных проявлений уважения учащихся, так как эффект педагогический труд имеет отсроченный. Поэтому важно, чтобы у учителя было ещё что-то значимое в жизни, кроме работы. То, что давало бы ему уверенность, опыт позитивных эмоциональных отношений, самореализации. 

Здоровьесбережение

В январе в нашей гимназии состоялся педагогический совет, основным вопросом которого были здоровьесберегающие технологии. Работа была организована по группам, её целью являлась актуализация в сознании педагогов форм и методов сохранения здоровья учащихся в учебном процессе. Конечно, были названы и физкультминутки, и двигательные перемены, и гимнастика для глаз, и информирование учителей о состоянии здоровья учащихся, чтобы эти данные можно было использовать при обучении. Только как использовать? Образовательные стандарты для всех одни. Урок ориентирован на «среднего ученика», так как в классе обучается 25 человек. Безусловно, необходим индивидуальный подход, что по возможности и так реализуется. Смена видов деятельности в ходе урока – тоже хорошо. Важно формировать установку на здоровый образ жизни, но оказалось, что сегодняшние гимназисты больше, чем это было ещё пять лет назад, занимаются спортом, стараются правильно питаться, считают здоровье важной ценностью: об этом говорят результаты опросов. Получается, что у современного поколения подростков забота о здоровье выражена даже больше, чем у самих педагогов, которые готовы приходить на работу в любом состоянии, мало двигаются, бессистемно питаются... 

Получается, что нужно менять не просто технологии, но и само сознание современных учителей, в котором сейчас здоровье учащихся ценится меньше, чем их знания. Пропустил тему по болезни – будь здоров, сдай пропущенный материал, потому что «должен». Это, конечно, правильно, так как пробелы в знаниях будут тормозить дальнейшее обучение. Но почему главным становится для учителя отсутствие пустых клеток в столбиках с оценками, а не собственно понимание темы? Ведь если дальше освоение идёт без труда – значит ученику достаточно было проработать тему самостоятельно. Если же возникают проблемы, на это есть дополнительные занятия. Иначе ученик, выходящий на уроки после болезни, сразу «проваливается в яму» бесконечных долгов по всем предметам. Поэтому постепенно проблема сохранения здоровья  в ходе педсовета трансформировалась в проблему «не навреди». 

Выяснилось, что здоровье как ученика, так и учителя зависит от их психологического состояния. Наш директор И.Б. Ольбинский говорил, что если ученик идёт в гимназию с радостью, тогда он редко болеет. С учителем ситуация несколько иная: даже если он идёт на работу без радости, его туда ведёт чувство долга. При обсуждении было всеми принято, что профессиональное  выгорание наступает из-за того, что рабочие вопросы постоянно присутствуют в сознании учителя, он не умеет отключаться. Стали думать – почему? Скорее всего из-за глубокого погружения в работу. Это погружение диктуется высокой ценностью работы, но больше – страхом за её результат. Действительно, не многие профессии имеют выраженную в баллах оценку результата труда. А у учителя это происходит постоянно. Как учитель, так и ученик ежедневно находятся в ситуации оценивания, которая сама по себе стрессогенна. Чтобы получить хороший результат, учитель постоянно оказывает психологическое воздействие на учеников, мотивируя их на выполнение заданий. И не всегда это воздействие адекватно состоянию учащихся, некоторые дети воспринимают его как настоящее психологическое давление. У некоторых вместо повышения активности, на которое рассчитывает учитель, возникает ступор, состояние «выученной беспомощности», формула которого – не буду пробовать, всё равно не получится. Вот так и выходит – тревожность учителя вступает в резонанс с тревожностью учеников. Сгорает здоровье. Получается, основным, центральным моментом в создании школы, способствующей сохранению здоровья, является атмосфера психологической безопасности. Что будет положено в её основу? Здесь не будет никаких инноваций. Старое, доброе уважение к личности ученика, бережное отношение к его состоянию. Стратегии помощи и поддержки вместо психологического давления. Сохранение любви к своей профессии, ощущения радости от общения с учениками, чувства благодарности за то, что наша профессия так многогранна, интересна и увлекательна. И, как это не казалось бы невозможным – вера в то, что процесс организации живых, развивающих взаимоотношений гораздо важнее, чем результат, что правильно организованная школьная жизнь, позволяющая её участникам быть счастливыми, будет иметь высокий результат как необходимое следствие. Осталось только найти средства убедить в этом педагогов. Итак,  становится понятным, что смысл нашего педсовета в том, чтобы ещё раз «заземлить» коллектив на конструктивное сотрудничество с учениками, позволяющее получать радость от работы и учёбы.

Источники активности гимназистов

Мой главный вопрос, на который постараюсь ответить, прежде всего, самой себе: откуда берутся силы и как рождается детская активность? Понятно, что одному человеку сотворить такое не под силу. И, тем не менее, считаю, что без заместителя директора по воспитательной работе ничего бы не состоялось. Именно она создала изначально ту «пульсацию», на которую откликались и учителя, и гимназисты. Идеи рождались на ходу, их было великое множество. Но от самой идеи до её воплощения порой стоит сложный путь, который способен загубить эту идею. Важно поддержать даже малый импульс, не отметать с ходу замысел приговором «это невыполнимо». Кропотливо продумать все составляющие, собрать реквизит. Всё это очень увлекательно само по себе. И тогда работа происходит круглосуточно, теряет смысл разделение дней на рабочие и выходные, подготовка происходит и дома, и на работе, и через электронную почту. Именно в этом – успех и ощущение удовлетворения от общего результата, и желание двигаться вперёд, и удивительная наполненность жизни. И если кому-то кажется, что работа в школе «не бей лежачего, полдня – и дома», то наша гимназическая жизнь полностью это опровергает. Спасибо сотрудникам и гимназистам! 

Разговор о воспитании

Для начала определим единицу управления воспитательным процессом. В психологии и педагогике такой единицей является воспитательная ситуация. Что составляет её структуру? Прежде всего субъекты, которые составляют его основу: ученик и педагог. Далее – совместная деятельность, составляющая основу их взаимодействия. В определённые моменты эта деятельность выступает как разделённая, где каждый вкладывает в неё разную долю в зависимости от того, насколько он ей владеет. Когда взрослый постепенно передаёт действия ученикам в их самостоятельное пользование, происходит обучение. Для учебной ситуации всё предельно ясно – сначала учитель держит руку ребёнка, выводя буквы, потом сам ребёнок научается писать. Для воспитания всё не так очевидно. Часто деятельность так и остаётся в руках педагога, не передаётся и не принимается учениками. Педагог организует, проводит, подводит итоги. Ученик пассивно слушает и не понятно, включается ли он вообще в процесс. Поэтому важно использовать воспитательные ситуации двух типов – заранее спланированные и стихийно возникающие. И мастерство педагога как раз и заключается в умении использовать стихийно возникающие условия. Так, например, я хочу рассказать о стихийно возникшей в гимназии благотворительной акции «Купи слона». Надо отметить, что она выросла из многолетней работы гимназии в направлении благотворительности. Гимназисты привыкли реагировать на запросы о помощи. Так несколько лет назад, когда в городе сгорела конюшня, по инициативе самих учеников был организован благотворительный концерт «Хорошее отношение к лошадям», и средства, вырученные на нём, были переданы на восстановление конюшни. Проводились благотворительные спектакли, деньги от которых передавались больным детям. Теперь гимназия сотрудничает с общественной организацией СИДИ (семьи, имеющие детей-инвалидов). Идея организации акции "Купи слона" выросла из благотворительной акции "Дармарка", которая проводилась уже несколько лет под руководством заместителя директора по ВР Емельяновой И.В. в рамках Недели экологии. Гимназисты вместе с учителями и родителями на переменах организовывали мастерские по изготовлению сувениров из природных материалов. На Дармарке были представлены поделки, рисунки, собственная выпечка. Всё это активно приобреталось самими же гимназистами, а вырученные деньги передавались в фонд СИДИ. В сентябре на встречу с гимназистами была приглашена Ирина Громова, председатель этого фонда. Она делилась опытом организации своего проекта и предложила нам для участия в Дармарке слоников, которые шили родители детей-инвалидов. Слоники на Дармарке разошлись "на Ура", и вот классные руководители предложили шить слоников прямо в гимназии. Сделали лекала, закупили материал. И закипела работа: Оксана Борисовна Бурова прямо в холле первого этажа организовала кружок (по массовости - целый "кружище") кройки и шитья. Когда стало понятно, что накроили столько слонов, что самим не осилить их пошив, в работу включились мамы и учителя. Слонов весь декабрь шила вся гимназия, включая директора. А потом начались благотворительные продажи слоников - в торговых центрах, кафе, на городских событиях. Очаровательных слоников охотно покупали и участники Открытых педагогических чтений, посвящённых памяти основателя и  первого директора гимназии И.Б.Ольбинского. Всего нам удалось собрать 30000 рублей, за что мы получили благодарственное письмо от руководителя центра "СИДИ", куда были переданы средства. Что приобрели гимназисты в ходе акции? Навыки кройки и шитья. Но это на поверхности. В действительности всё гораздо глубже. Взрослых и детей связала общая деятельность, направленная на достижение социально-важной цели. Тут решались задачи нравственного воспитания, дети получили опыт построения конструктивных взаимоотношений, сотрудничая друг с другом и со взрослыми. Кроме конкретных навыков они получили от взрослых важные жизненные ценности, и ещё – бесценный опыт самореализации в пространстве взаимопомощи. И значит, воспитание состоялось.

Важной образовательной задачей сегодня является воспитание патриотизма. Патриотизм можно понимать как черту характера, которая проявляется через отношение к родному краю, своей семье и своим корням, как особенность восприятия самого понятия «Родина», как чувство, которое передаёт определённое эмоциональное состояние, возникающее в определённых обстоятельствах. Все эти проявления социальны по природе, потому что формируются через освоение культуры, и ничего не имеют общего с биологически обусловленным отношением животных к своей территории. Социальны – это значит передаются из поколения в поколение, транслируются взрослыми и могут быть присвоены только через взаимодействия с людьми, ими обладающими. Принято определять в воспитательной работе патриотическое направление. На мой взгляд, это сильно ограничивает само понимание патриотизма. На самом деле каждое событие, каждый повод взаимодействия с взрослеющей личностью может решать целый спектр воспитательных задач, если оно выстроено грамотно. Если взрослый понимает и чувствует воспитательный потенциал возникающего диалога, а именно так должны разворачиваться все воспитательные ситуации, то могут быть затронуты очень важные, глубинные пласты, обращение к которым и помогает выстраивать жизненные смыслы и ценности. Если мы организуем встречу с творческими людьми – писателями, журналистами, художниками, фотографами – может ли это быть материалом для воспитания патриотизма, а не только решать задачи эстетического и творческого развития? Безусловно – да! Все они передают авторское отношение к реальности, центром которой является принадлежность к определённым местам, национальности, родной культуре, природе. Если наши дети участвуют в спортивных соревнованиях, они не только развиваются физически, но и представляют свою школу, город, страну. В апреле команда гимназии по спортивному ориентированию принимала участие в международном чемпионате школьных команд в Палермо, Италия. Несли российский флаг. Отметили этот момент как самый яркий и важный во всей поездке. Если мы отмечаем памятные даты, ходим на экскурсии, участвуем в экологических и благотворительных акциях – разве это не воспитание патриотизма? А участие в олимпиадах подразумевает только ли индивидуалистические стремления к собственным достижениям? Чего бы стоили эти достижения вне социума? А вот когда твои достижения значимы для других, когда ты осознаёшь себя сопричастным к общей культуре, тогда эти достижения приобретают совсем другой смысл.  И отношение к учёбе как труду во имя будущего не только собственного, но и будущего твоей страны тоже становится патриотичным.   Мы воспитываем чувство патриотизма через содержание художественных произведений, через освоение мировой художественной культуры, истории, обществознания, а также через изучение достижений в любой области знаний, то есть постоянно. Через театральные постановки, художественные выставки, когда постигаем историю школы, города, своего рода, через самостоятельные творческие проекты. Я не думаю, что школа в 90-е годы не воспитывала патриотов. Всегда учителя транслируют собственные смыслы вместе с предметом, который преподают. Может быть только об этом не кричали на каждом перекрёстке, не строили всех в одну шеренгу и не требовали бесконечных отчётов по патриотическому воспитанию. Поэтому сейчас, когда говорят, что нужно восполнять пробелы и возобновить эту работу, я испытываю некоторое недоумение. Почему-то патриотизм стал военно-патриотическим. Наверное, он и таким может быть, но это не единственное его «лицо» и проявление. Если мы опять решим искоренять индивидуальности и заставлять всех ходить строем, не будет ли это воспитывать совсем противоположные чувства? Чувство протеста, стремление к самовыражению вопреки? Разве декабристы не были патриотами? И разве возможно движение культуры вперёд без независимых и свободно мыслящих личностей? Есть над чем подумать, прежде чем делать «под козырёк»...

О смыслоориентированном подходе к образованию

Новые образовательные стандарты предполагают формирование не только познавательной, но и личностной сферы обучающихся. Вопрос о том, что формировать, понятен, но вот вопрос о том, как это формировать не столь очевиден. Точнее, современная педагогика имеет в своём арсенале эффективные и хорошо отработанные технологии развития познавательных, регулятивных и даже коммуникативных универсальных учебных действий. Здесь все понятно: отработана система трансляции информации в форме определённых сведений, правил, понятий, закономерностей. Существуют хорошо продуманные приёмы формирования мыслительных операций и навыков коммуникации,  работы в команде, критического мышления. Педагоги умеют управлять самоопределением учащихся по отношению к получаемым знаниям, даже творческими процессами. Менее разработанными остаются приёмы формирования ценностно-смысловой сферы личности. Миссия педагогики заключается в трансляции культуры, знания передаются педагогом и принимаются, усваиваются учащимися. С ценностями сложнее, но тоже более менее понятно: ценности можно называть, сформулировать в форме воспитательных задач урока или события, создать ситуацию их присвоения через эмоции и чувства. Педагог транслирует ценности через определённые культурные формы, а ученики их присваивают. А вот со смыслами дело обстоит гораздо сложнее: в культуре есть только общественные значения, а смыслы содержаться только в сознании определённой личности. Они всегда скрыты, и их приходиться проявлять. Ученики их не могут просто осваивать или присваивать, смыслы рождаются, постигаются, возникают в образовательном пространстве. И видоизменяют деятельность. Как в знаменитой притче о трёх каменотёсах, один из которых просто обтачивает камни, считая свой труд неимоверно тяжелым. Второй зарабатывает тем самым деньги для содержания семьи, и ему уже не так трудно. А третий строит храм, и вместе с ним – будущее, и его работа протекает легко. Если переложить ситуацию на труд педагога – можно просто поставить задачу, чтобы дети знали теорему наизусть. И дети будут её просто зубрить. Можно научить использовать ту же теорему в решении задач. А можно формировать ощущение красоты интеллектуального труда. Но что должен при этом делать педагог? Помню, мой старенький репетитор по математике, причмокивая, восхищался красотой задачи или красивым решением. И это осталось со мной на всю жизнь. Приходит на память случай из моей практики, когда удручённый восьмиклассник жаловался на большую нагрузку на память – слова по английскому, даты по истории, задания по географии и т.п. И помню, как я ему тогда сказала: «Как ты думаешь, кто должен взять на себя ответственность и определить, какие точно знания тебе понадобятся для построения твоей собственной внутренней картины мира?» И сама удивилась, как вдруг изменялось постепенно его лицо: от растерянности до озарения. Теперь у него всё в порядке. И что же я сделала? Просто задала вопрос. В этом то и дело. Для работы со смыслами нужны рефлексивные способности и правильные вопросы. Но главное, чтобы проявлять смыслы взрослые должны сами их иметь. И тут я иду дальше: мой главный инструмент работы с детьми – мои собственные эмоции. С возрастом стала замечать, что моя чувствительность повышается. Потому что я, как и многие педагоги, ежегодно переживаю с детьми трагедию смерти во время спектакля в День Победы, например. Помню, смотрела перед постановкой вместе с детьми фильм «А зори здесь тихие». Теперь не могу его смотреть – начинаю плакать с первого кадра. Можно, вероятно, имитировать чувства с целью самосохранения, но тогда и у детей будет имитация, выражение чувств «напоказ», а не глубинные их переживания.  Так и с трагедией в Кемерово... Я уверена, что подростки это переживают очень глубоко, в силу особого отношения к проблеме смерти вообще. И ценным становится это их внутреннее переживание, а не разговоры о сочувствии. Последнее время уделяю особое внимание проявлению смыслов. Осознанию себя в этом мире и тех смыслов, которые можно реализовать в жизни, например, через профессию. Проблеме личностного роста и настоящей самореализации, возможности испытывать счастье не от развлечений и богатства. Вижу, что эти темы затрагивают, зарождают размышления, и верю, что это очень важно для взрослеющих старшеклассников. 

О взаимодействии школы с родителями

На данный момент это достаточно волнующая многих тема. Постепенно так получилось, что между теми и другими вдруг выросла стена или пролегла пропасть – у кого какие ассоциации возникают, когда об этом говорят. Хотя, скорее всего, проблема не так глубоко затрагивает широкие массы населения, как это представляют. Многие сельские школы, например, являются культурным центром, куда родители тянутся с большим удовольствием. Поэтому там часто проводятся совместные праздники для учащихся и родителей. И в этих школах сохраняется авторитет учителя. Не секрет, что когда происходит активное взаимодействие школы с родителями, тогда и разногласий между школой и семьёй меньше. Тем не менее проблема есть. Вероятно, некоторый надлом в доверии случился, когда образование стали относить к услугам. Может быть причиной разлада стала делёжка ответственности за воспитание между школой и родителями, когда рабочий день в стране по протяжённости стал непомерно возрастать.   Так или иначе, в настоящее время все образовательные организации работают в режиме полной открытости, а, значит, и незащищённости. В показатели качества работы учреждения стали входить уровень удовлетворённости родителей системой работы школы, наличие либо отсутствие жалоб. А жалоб становится всё больше, учителя постоянно находятся под их угрозой, так как реакции на эти «сигналы» следуют незамедлительно. Это позитива во взаимоотношения школы и семьи не добавляет… И если, в ответ на формируемые извне установки, у родителей формируется негатив по отношению к школе, он автоматически передаётся и детям. Таким образом авторитет учителя падает, а вместе с ним и воспитательный потенциал школы. Поэтому важно находить точки соприкосновения и «притягивать» родителей к участию в школьной жизни. В любом качестве. И станет понятно, какой огромный потенциал заложен в этом взаимодействии. 

Сегодня в гимназии состоялось занятие родительского клуба. Удивительно, на приглашение откликнулись в основном родители, у которых и так отношения со своими подрастающими детьми не конфликтные. Размышления строились на основе просмотра художественного фильма Питера Уиера "Общество мёртвых поэтов". Сам по себе фильм оставляет глубокий эмоциональный след. Отношение к героям может быть неоднозначное. Важно, чтобы присутствующие никуда не торопились, настроились на три часа взаимодействия, «подарили» это время себе. Обсуждение строилось на основе следующих вопросов: Какие страхи лежат в основе родительских ошибок? Какова доля ответственности взрослых, развивающих креативность и свободомыслие? Как быть с доверием, если мы находимся в плену родительских ролей? Отклик был живой, хотя говорить стали не сразу. Вдруг возникло обсуждение учителей – в хорошем, доброжелательном ключе. Потом стали приводить примеры построения взаимоотношений с ребёнком в ситуации конфликта. Были и скептики, и критики, размышление состоялось.  Важно, чтобы родители поняли, что наши встречи - это протянутая рука, мостик, когда мы не будем озвучивать пожеланий в адрес учителей или родителей, не будем давать друг другу задания, а будем вместе искать новые "точки входа" в тонкую, трепетную зону взаимодействия с нашими детьми. Бережно, но уверенно, не закрываясь, не используя штампы и манипуляции. И чтобы нам было, что им сказать. И чтобы мы научились их слышать и понимать. И доверять им их будущее, какое бы оно ни было. И учиться у них доброте и открытости, вере. Пусть не всегда осмысленно, пусть интуитивно, на уровне эмоций. Это наша жизнь. Это их жизнь. И, думая о будущем, мы проживаем настоящее. Пусть мысли о будущем не навредят настоящему. Ведь каждый прожитый миг определяет это самое наше будущее.

Вместо послесловия

У директора школы очень много функций. Как и у любого руководителя. И одна из самых важных – формирование корпоративной организационной культуры, корпоративного настроения и атмосферы в организации. И если для офисных сотрудников это важно для повышения производительности работы и качества общих результатов, то для школы общее настроение и отношение к работе является особым, важным и даже определяющим инструментом. Ведь в конечном счёте качество образования зависит не столько от общей образовательной политики и технологий, сколько от работы отдельного учителя. Именно учитель каждый день входит в школьный класс и замыкает на себе внимание учеников. На него направлены детские распахнутые глаза. И то, что он будет делать на уроке, в конечном итоге будет определять их будущее сознание, и, косвенно, качество нашей будущей жизни. 

Хорошие учителя были во все времена. Лучшие из них всегда опирались в работе на детские эмоции: удивление, радость от познания нового, от маленьких открытий и от приращения своих умений. Чтобы содержание урока стало внутренним содержанием сознания учеников, они должны быть включены в работу на уроке, а это возможно только тогда, когда учитель становится мотиватором, передаёт не только знания, но и отношение к ним, свои собственные смыслы. Лучшие учителя не солируют постоянно, они добиваются, чтобы инициативу брали в свои руки ученики. Так на уроке разворачиваются дискуссии, решаются проблемы, проводятся исследования, создаются проекты, ученики сами выстраивают линию доказательств, составляют задания для других, спорят и активно постигают этот мир. В этом случае информационные технологии становятся хорошим ускорителем, катализатором, помогают перенести в аудиторию модели реальности, создавать новое наглядно и быстро. Поэтому для школы как эффективно работающей организации важно не только сиюминутное эмоциональное состояние учителя, но и его личность как источник формирования личности ученика. Важно, чтобы учитель заходил в класс (и не обязательно в класс), вступал во взаимодействие с учениками в определённом состоянии, основные характеристики которого – стабильность, уверенность, желание находить новые возможности в контакте с каждым ребёнком, интерес к содержанию своего предмета, а лучше – к этой реальности целиком, потому что учить нужно не предмету, а жизни. Если ученик видит такого учителя, он получает образец успешной самореализации, перенимает интерес и вкус к жизни. В педагогике и психологии есть понятие «профессиональное выгорание». Наступление этого состояния многие связывают с экономическими проблемами и перегрузкой. Мой десятилетний опыт директорства даёт основание полагать, что именно руководитель может стать мастером по профилактике профессиональной усталости. Я заметила, что сотрудники склонны реагировать на моё настроение. Если я быстро иду по коридору за какими-нибудь данными для очередного отчёта, срок сдачи которого – вчера, а вид у меня напряжённый, некоторые думают, что случилось что-то серьёзное. Если я в учительской позволяю себе слабость пожаловаться хотя бы на шквал той же самой отчётности, учителя очень быстро присваивают и это моё состояние. Если я озвучиваю противоречия, которые меня тревожат, они вместе со мной теряют опоры и ощущают беспомощность и безысходность. Что они в этом случае понесут детям, расходясь со звонком по классам? Вообще чаще всего я иду по коридору с улыбкой, и мне в ответ улыбаются и дети, и взрослые. И только сейчас начинаю понимать, насколько это важно. Я как буд-то держу над ними волшебный зонтик, который защищает мою гимназию и её обитателей от мыслей об экономических проблемах, быстро меняющихся нововведениях, угроз и опасностей. Это, конечно же не значит, что мы живём в эйфории и убегаем от реальности, обо всём этом нужно говорить на совещаниях, планёрках. Но нельзя допускать, чтобы страхи, тревоги и неуверенность в будущем стали доминирующим состоянием руководителя. И пусть на стенде в учительской висят рукописные записки «хорошие фильмы» и «хорошие книги», куда учителя записывают то, что им понравилось для других. И пусть моим подарком для каждого становятся особенные, очень гладкие камушки, собранные на побережье в Черногории, и пусть мы придумываем новые танцевальные номера к последнему звонку – всё это и есть тот удивительный зонтик, который я нарисовала в своём воображении. И пусть хорошая жизнь в гимназии станет для гимназистов образцом их будущей хорошей жизни.