⭐ Гимназия №3

Конкурсная работа
МБОУ «Гимназия №3»,
Самара, Самарская область

Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной

1. Руководитель – прежде всего не столько менеджер, сколько лидер; лидер в управлении, лидер в преподавании. Директор гимназии организует профессиональное взаимодействие и передает свой педагогический опыт коллегам. Его ведущий принцип: лидером может стать только тот, кто осознал свою миссию и ставит интересы коллектива выше личных. 

2. Управлять – значит предвидеть: четко определять миссию, стратегию и цель организации, в которых отражаются социальный заказ, видение горизонтов будущего, ожидания педагогического коллектива, единодушно принимающего и разделяющего приоритеты гимназии. Данные приоритеты вырабатываются в совместном обсуждении всех участников образовательного процесса и корректируются в зависимости от изменяющейся ситуации. 

3. Открытость и равенство возможностей в формировании архитектуры образовательного пространства: создание системы ресурсов и технологий, обеспечивающих эффективное образование международного уровня в соответствии с требованиями ФГОС, независимо от семейного положения детей, но с учетом их индивидуальных способностей, а также возможностей и запросов современного информационного общества. 

4. Управление качеством образования посредством регулярного отслеживания образовательных результатов и их коррекции.

5. Школа как лаборатория педагогических практик: создание своеобразного «инновационного конструкторского бюро», обеспечивающего сотрудничество различных субъектов образования в направлении обобщения, обогащения и внедрения передовых педагогических технологий. 

6. Социальное партнерство в основе системы взаимодействия различных организаций, заинтересованных в реализации в гимназии лингвистического образования и развитии инженерного мышления.

7. Диалогичность образовательного пространства: профессиональное взаимодействие, сотрудничество, партнерство на основе эффективной обратной связи, обмена мнениями, согласования ценностных позиций, диалога как особого способа события равноправных участников образовательного процесса. 

8. «Эко против Эго»: создание единого культурного и образовательного пространства, в центре которого был бы не эгоцентризм, а экоцентризм (образ жизни и стиль мышления, гармонизирующий отношения с природой, обществом, культурой, развивающий чувство солидарности, ответственности).

9. Формирование атмосферы успеха, установки на победу, уверенности в том, что все участники образовательного процесса могут добиться прогресса в той или иной сфере деятельности. Задача администрации и педагогов не только выстроить и технологически обеспечить это движение, опираясь на индивидуальную траекторию образования обучающегося, но и каждый день, каждый час, каждую минуту вселять в него уверенность в том, что он сможет превзойти себя. 

10. Только система дает результат: все правила действуют в единстве и взаимосвязи; проектный подход позволяет последовательно концентрироваться на одном деле, добиваться результативности.

Часть 2. Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»

В 2012 году гимназия №3, возглавлявшая многие федеральные рейтинги, была объединена со школой, дававшей 60% двоек по ЕГЭ. Оказалось, что многие из высококвалифицированных учителей с 20-30-летним не готовы «работать с таким контингентом» и вскоре перешли в другие успешные образовательные учреждения города. Предстоял капитальный ремонт задания присоединенной школы, работа «на два корпуса» и, главное, поиск новых технологий управления, построение эффективной системной работы с педагогами, перед которыми встала задача создать новую архитектонику образовательного пространства на принципах открытости, справедливости и равенстве возможностей. Копировать прошлый опыт управления было уже невозможно, следовало переосмыслить всю философию гимназии, сформировать ее обновленную миссию и ведущие задачи. Обращение к опыту успешного менеджмента за пределами школы позволило ввести в арсенал руководителя такие новые технологии и методы выявления внутреннего потенциала коллектива, как SWOT-анализ, «колесо баланса», «мировое кафе». Они эффективны в управлении изменениями и способствуют разработке инновационных решений и нестандартных подходов, вовлечению в совместное обсуждение наибольшего количества участников. Так, «колесо баланса» позволило выстроить ведущие направления работы гимназии и оценить их эффективность с точки зрения различных участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, учеников); несовпадение позиций продемонстрировало возможные противоречия и дало материал для анализа зон комфорта и зон роста коллектива. Постепенно в творческом почерке руководителя ясно оформился стиль фасилитатора, организующего обмен мнениями по различным вопросам, значительное время тратящий на мотивацию педагогов, энтузиаста, задающего импульс инновациям и поощряющего энтузиазм в сотрудниках. В коллективе сохранилась особая атмосфера доверия и позитивности, индикатор которой – доминирование похвалы и поощрения над порицанием и наказанием. Этот опыт лидерства был приобретен директором гимназии С.С. Ильиной во многом благодаря руководству Самарской региональной общественной организацией «Клуб “Учитель года”», регулярно демонстрирующей на базе гимназии лучшие педагогические практики страны. Не менее интересной стала и методика работы с административным коллективом. Ильина уверена, что в деятельности администрации должен преобладать проектный подход, благодаря которому управленец сосредотачивается на достижении конкретной цели, а для того, чтобы дело было сделано, необходимо чтобы исполнитель собственноручно и публично «дал обещание». Эти публичные «обещания» фиксируются на «канбан-доске» (технология, разработанная в Японии), позволяющей наглядно отражать весь процесс работы над любым проектом с помощью стикеров, цвет которых соответствует функционалу заместителя, а текст стикеров отражает поэтапный ход реализации проекта. В начале очередного совещания все заместители отчитываются в выполнении задания и способах преодоления возникших проблем. Данная методика руководства переносится и на организацию предметных объединений учителей и проблемно-творческих лабораторий (ПТЛ).

Новой миссией гимназии стало создание социально-активной школы, обеспечивающей открытость, доступность и качество образования на международном уровне и в соответствии со ФГОС, а также формирование общественно-активного гимназиста, педагога, родителя, гражданина. В ней отражен заказ общества и ожидания всего педагогического коллектива, выработавшего эту миссию в совместном обсуждении, а также принцип открытости и равенства возможностей всех учеников. Успешная работа в этом направлении стала возможной благодаря постепенному переходу к цифровым технологиям в образовании: открытое образовательное пространство значительно упрощает доступ не только к информации, но и к лучшим методикам ее отбора и усвоения, а многообразие точек зрения побуждает к развитию критического мышления, сотрудничеству и способности к диалогу. 

Все это способствует обеспечению высокого качества образования, контроль за которым осуществляется посредством методики регулярного отслеживания образовательных результатов и их коррекции. Внешние мониторинги и механизм общественной экспертизы дополняет внутренняя система оценки качества образования, ведущее отличие которой – анализ не только динамики учебных результатов, но и качества работы учителя с учетом уровня класса и создаваемых условий обучения, а также формирование системы информирования заинтересованных сторон о качестве образования в гимназии. 

Новый импульс управлению педагогическим коллективом придало его преобразование из управляемой системы в самоуправляющуюся и развитие в гимназии лаборатории педагогических практик. Совместный поиск эффективного опыта обучения в ПТЛ трансформировался в образовательный коворкинг, своеобразное «инновационное конструкторское бюро», обеспечивающее сотрудничество педагогов в направлении обобщения, обогащения и внедрения передовых педагогических технологий. Созданная в гимназии «Академия К» дополнила внешние курсы повышения квалификации внутренними, с приглашением известных педагогов-новаторов, практикующими технологию коучинга. Сетевое взаимодействие с коллегами из успешных образовательных учреждений позволило выйти за пределы региона. Деятельность Клуба «Учитель года» мотивировала на обмен педагогическим опытом и достижение новых образовательных результатов. При этом педагогические практики, осваиваемые из лучшего российского и зарубежного опыта, внедрялись только после коррекции на основе учета индивидуальных особенностей обучаемых, в соответствии с «особым педагогическим подчерком» учителя и в русле тех успешных традиций преподавания, которые уже дают высокие образовательные результаты. Еще одна технология – единый методический час, способствует системности в работе учителя и проектному подходу к ней: у каждой ПТЛ свой проект, «Академия К» задает импульс работе в начале и середине учебного года, сетевое взаимодействие и семинары Клуба «Учитель года» ее обогащают, а единый методчас выполняет форму самоанализа и самоконтроля результатов. Технология педагогической интернатуры сделала возможным поиск новых перспективных кадров среди студенческой молодежи. Конкурсы педагогического мастерства, в которых успешно участвуют учителя гимназии, обогатили лабораторию педагогических практик. Энергия публичного выступления на конкурсе передается всем: и коллегам, и администрации, и ученикам, чья оценка происходящего является определяющей.

Опыт гимназии как ассоциированной школы ЮНЕСКО, воплощающей традиции билингвального образования, во многом способствовал переходу к системе социального партнерства, реализующей широкие образовательные и воспитательные целей. Среди наших партнеров – организации ДПО, ведущие самарские вузы, Самарская международная школа, международные организации. Партнерские отношения развивают чувство социальной солидарности, идеалы гражданского общества, реализуемые через технологии волонтерского движения, договорные отношения, организацию сотрудничества с родителями (в гимназии есть хор родителей, родители участвуют в экологических акциях, добровольчестве и других проектах). 

Формирование партнерских отношений невозможно без утверждения диалогичности в управлении педагогической системой. На диалоге построены все указанные выше управленческие технологии, деятельность ПТЛ, коворкинг-центра, «Академии К». Диалог культур лежит в основе билингвального образования, создания музейной экспозиции истории полка «Нормандия-Неман», встреч с представителями зарубежных посольств, участия в модели ООН МГИМО, деятельности клуба экскурсоводов. Технологии организации образовательного процесса могут выстраиваться только на основе диалога. В них заложено правило 4 «К» – коммуникации, командной работы, креативности и критического мышления как различных форм диалогического сотрудничества. На базе этого принципа выстраивается и работа с ученическим самоуправлением, и деятельность методических объединений. Принцип диалога лежит и в основе экоцентризма (образа жизни и стиля мышления, гармонизирующего отношения человека и мира, развивающего чувство солидарности, ответственности, активной жизненной позиции), который формируется в гимназии через методики коллаборации, волонтерство, эко-движение, благотворительность, музейные практики.

Формирование атмосферы успеха, уверенности в том, что все могут добиться прогресса в той или иной сфере деятельности, стало важнейшим правилом работы администрации и педагогов. Технологии обучения на основе правила «4 К», приемы «эмоционального поглаживания», индивидуализация и дифференциация образования, критериальное оценивание, коррекционные занятия, работа психолога, воспитание активной гражданской позиции, торжественные награждения победителей в различных видах активности ориентируют на создание оптимальных условий развития личности. 

Индикатором успешной работы гимназии стала ее победа в 2017 г. среди 100 лучших школ России в номинации «Лучшая гимназия 2017 года».