Физико-технический лицей №1

Конкурсная работа
МАОУ «Физико-технический лицей №1»
г. Саратова, Саратовская область

Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной

1. Лицей – открытая школа

Открытость образовательного пространства воплощается в формате школы, постоянно и во всех смыслах открытой для детей, их родителей, педагогического сообщества, выпускников и партнеров; наконец, всегда открытой новым проектам, вызовам и идеям.

2. Образовательные традиции как фундамент новаций

Принципиальная ориентация школы во все эпохи школьных реформ на углубленное изучение математики как главного языка междисциплинарного общения обеспечивает успех ФТЛ в современной информатике, робототехнике, биохимии, экономике и др.

3. Система постоянной поддержки как залог успешности

Внутренняя организационная культура детей и взрослых базируется на взаимной поддержке: старшие (опытные) и младшие (новички) помогают друг другу в областях своей высокой компетентности.

4. Командная работа как залог стабильности

Лучшие результаты достигаются в командной работе единомышленников, мотивированных на общую цель на достижение максимального результата. 

5. Наставничество в ученической среде: дети обучают детей

Наиболее результативные в олимпиадном движении старшеклассники становятся наставниками для детей, не имеющих такого опыта, и работают с ними в форме кружковых занятий, бинарных уроков и парного консультирования.

6. Открытая педагогическая мастерская для областной системы образования

Лицей выступает крупнейшей экспертной площадкой по работе с одаренными детьми, за счет чего объединяет вокруг себя лучшие педагогические практики и первым же внедряет их.

7. Новая форма партнерства «школа – вуз»: от форм к содержанию

На базе ФТЛ стартовали и результативно работают базовая кафедра математических основ информатики и программирования СГУ, площадка Технариума СГТУ, выездные вузовские олимпиады, лекторий «Школьная Академия», профильный химический класс под курированием Института химии СГУ.

8. Выпускники как ключевой ресурс лицея

Выпускники активно выступают четвертым реальным участником образовательного процесса в качестве сотрудников педколлектива, родителей, образовательных партнеров, спонсоров, членов Наблюдательного совета, отстаивающих интересы школы на разных уровнях. 

9. Центр молодежного инновационного творчества как точка роста

Открытый в 2014 году ЦМИТ «ЦентрИТ» (первый в России, созданный на базе школы) стал ведущей региональной робототехнической площадкой, обеспечившей развитие молодежного инженерно-технического творчества на современном технологическом уровне. 

10. Финансовая автономия как свобода действий

Стабильно растущий доход от платной образовательной деятельности позволил школе обеспечить необходимый уровень финансовой свободы для собственных прорывных образовательных проектов в интересах одаренных детей: социальные гранты для обучения в предметных каникулярных школах, спонсирование поездок на олимпиады и соревнования, приглашение ведущих экспертов и т.д.

Часть 2. Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»

Технология, которая последние полвека стабильно позволяет школе сохранять за собой первый номер не только в своем официальном наименовании, но и в списках ведущих школ России, формулируется коротко – «Первыми начинаем и выигрываем».

Отсчет ее истории можно начать с конца 1960-х годов, когда первой в Саратовской области наша школа отказалась от начальных и средних классов в пользу углубленной физико-математической профильной подготовки старшеклассников по впервые разработанным авторским курсам. «Первой», «впервые» – слова не простого для нас синонимического ряда, но важнейшего смыслового концепта, до сих пор определяющего ключевой вектор развития школы. Потому что 50 лет спустя мы все так же продолжаем придерживаться принципа «быть первыми», заложенного нашими предшественниками – легендарными директорами и учителями саратовской физико-математической «Тринашки», одной из сильнейших школ Советского Союза. Но кроме самой этой формулировки они оставили нам в наследство еще и важнейшее понимание того, что занять первое место – не всегда самое сложное. Гораздо сложнее первое место удерживать. Но вместе с тем нет смысла начинать что-то делать, если не собираешься добиться в этом максимального результата.

ФТЛ, ставший правопреемником Тринадцатой школы в числе первых российских лицеев, за 25 лет своей работы расширил границы применения этой технологии, стремясь быть первым не только по результату своей работы. Добавилось отчетливое понимание того, что важно быть первыми по внедрению, апробации, запуску новаторских проектов в образовательной сфере, важных для конкретного текущего момента. Так за последние пять лет мы первыми в городе получили статус автономного образовательного учреждения, первыми в России открыли на своей базе центр молодежного технического творчества, первыми стали внедрять ФГОС старшей школы в качестве пилотной площадки… И начиная многие сложнейшие проекты первыми, мы приобретали не только уникальный собственный опыт, но и дополнительный запас прочности – потому что у нас оказывалось больше времени, чтобы справиться с возникшими трудностями. 

Пожалуй, самый показательный пример – наш переход в статус автономного общеобразовательного учреждения в конце лета 2010 года, оказавшийся проектом необыкновенной сложности и масштаба изменений для школы. Поэтому уже в ноябре того же года сотрудники лицея первыми в городе отправились учиться на специализированные курсы в Санкт-Петербург, в том числе – и наш новый собственный бухгалтер, сотрудница с прекрасной репутацией и огромным опытом работы в бюджетной организации. С нового года Лицей готовился уходить из централизованной бухгалтерии учредителя. Однако ее сопротивление нашему переходу оказалось настолько агрессивно, что через две недели работы наш новый бухгалтер исчез, уволившись по собственному желанию за несколько дней до начисления первой зарплаты. У школы, фактически, не осталось времени на раздумья – на должность бухгалтера в Лицей пришла молодая сотрудница из коммерческого сектора, которой вместе с директором и завучами пришлось учиться прямо в процессе работы, на своих ошибках, с переменным успехом, трудно. Но за полгода Лицею все-таки удалось выстроить нормальный диалог с централизованной бухгалтерией, сотрудники которой впоследствии стали советоваться с нами как с экспертами всякий раз, когда сами заходили в тупик.

Допустила ли тогда школа управленческую ошибку в применении своей «технологии первых»? Да, в тот момент мы не учли инновационные риски – нам на серьезнейшие организационные изменения было отведено катастрофически мало времени. Лицей успел перестроиться первым, а центральная бухгалтерия – нет. Но потом мы поняли еще и то, что неправильно представляли себе сотрудника, нужного для такого переходного, инновационного периода. В такой момент накопленный опыт оказывается не на первых позициях и гораздо важнее становятся другие качества, главное из которых – стремление обязательно добиваться результата.

Поэтому, когда в 2014 году впервые появилась возможность создать на базе школы при грантовой поддержке Минэконоразвития собственный центр молодежного инновационного творчества, то команду для него – динамичную, креативную, амбициозную и очень самостоятельную – мы подбирали уже с учетом полученного опыта. Но в тот момент не смогли просчитать другое – слишком новаторскими оказались перемены для традиционной системы образования. Для создания центра необходимо было открыть в Лицее общество с ограниченной ответственностью, так как только оно могло получить субсидию на организацию центра. Но для традиционной системы это оказалось настолько выходящим за рамки явлением, что в итоге директору Лицея пришлось жестко отстаивать свое право на дальнейшую работу в этом качестве, несмотря на то, что ФТЛ в том же году вошел в ТОП-25 лучших школ России.

Сложившаяся тогда ситуация, кризисная для всех втянутых в нее сторон, позволила нам впервые почувствовать реальную силу общественного мнения. В той напряженнейшей ситуации именно громко и внятно прозвучавшие голоса общественности –  неравнодушных выпускников, коллег, школьников и родительского актива – разрешили наш самый серьезный управленческий кризис. И именно тогда мы впервые осознали, что привычные постсоветские регламенты управления школой не работают и нам придется снова рискнуть первыми и пересмотреть формат работы нашего Лицея, сделав впервые ключевую ставку на новый и неожиданно мощный ресурс – наших выпускников.

Сегодня неформальная интеллектуальная корпорация выпускников объединяет свыше 5 000 человек разных возрастов во всех уголках Земли. Клуб самоорганизован по принципу сети доверия и в лучших традициях современного проектного управления моментально реагирует на любые значимые школьные проблемы – от сбора денег на экстренное лечение учителей до продвижения бренда школы на федеральном и международном уровнях. Разнообразие их ресурсов и моментальная скорость реагирования, с которой выпускники подключаются к решению любых наших проблем, ощутимо изменили за последние годы их качественный вес и функциональную роль. Фактически они сами раздвинули привычные управленческие контуры, перейдя из внешней для школы среды внутрь и став полноценной и важной частью нашего образовательного пространства.

Например, именно выпускники – молодые сотрудники Саратовского госуниверситета – подхватили организацию работы в центре молодежного инновационного творчества «ЦентрИТ». И время с блеском доказало, что мы были правы, настаивая на его открытии в 2014 году: к текущему моменту в копилке Центра 86 наград всероссийских и региональных робототехнических фестивалей и олимпиад и статус ведущей робототехнической площадки Саратовского региона. 

Кроме того, выпускники же стали инициаторами уникального просветительского проекта «Школьная Академия», стартовавшего в юбилейном для школы 2016 году и работающего до сих пор. Наши друзья – ученые ведущих вузов и эксперты – читают в Лицее публичные лекции по своему профилю: от биофизики и олимпиадного программирования до бизнес-управления и философии современного кино. Итоги двух сезонов проекта: 19 блестящих лекторов от 28 до 64 лет, более 800 слушателей, более 15 часов видеолекций.

Задумываясь над тем, как нашим выпускникам удается столько лет эффективно сохранять формат свободной и самоорганизующейся системы, мы в какой-то момент поняли, что они просто следуют в этом за своими школьными учителями. За теми, кто пришел учить и не забывал сам учиться, за одержимыми своим делом энтузиастами, которые никогда не боялись задавать собственные стандарты качества и первыми покорять новые, еще никем не осиленные вершины. И работа по отточенной шлифовке этой уникальной команды – тоже в числе тех важнейших дел, которыми мы системно начали заниматься первыми в городе, наблюдая за тем, как «первые из лучших» педагогов работают с «первыми из лучших» учеников, добиваясь год за годом потрясающих результатов (с 2010 года ФТЛ обеспечил 87% побед школьников на заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников, с 2013 года ФТЛ – единственная школа Саратовской области, стабильно входящая в ТОП ведущих школ России по версии федеральных рейтингов). 

Так что же обеспечивает успех нашей «технологии первых»? Мы увидели, что она работает с максимальной отдачей, если школа решает для учеников и учителей пять задач: заботится об атмосфере, дает чувство опоры, устанавливает понятные правила и постоянно к ним возвращается, налаживает информационный обмен, вместе растет профессионально. И, конечно же, школе, реализующей эту технологию, критически необходима подушка собственной финансовой безопасности, смягчающая довольно высокий риск первых неудач. Но весь наш опыт твердо убеждает в одном: стоит рисковать и доверять своей профессиональной интуиции, когда внутри вас живет твердая убежденность в необходимости конкретного и самого сложного – первого – шага.