Ижевский естественно-гуманитарный лицей "Школа-30"

Конкурсная работа
МБОУ «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа-30»
г. Ижевска, Удмуртская Республика

Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной

Ценность традиций – открытая в существующем здании в 1934 году школа № 30 (Тридцатка), а ныне Ижевский естественно- гуманитарный лицей «Школа-30» представляет систему академического, лицейского, профильного образования повышенного уровня. Главной идеей всегда являлось интеллектуально-творческое развитие одарённых детей.

Компетентные кадры – персонификация профессионального развития руководителя, его заместителей и педагогов. Привлечение к сотрудничеству высококвалифицированных преподавателей ВУЗов, участие в сетевых проектах для оптимизации использования кадровых резервов города, обогащающее сотрудничество в педагогических сообществах.

Педагогическая навигация – многоуровневая лицейская система психолого- педагогического сопровождения (навигация) развития каждого участника образовательного процесса. Служба педагогической навигации является ресурсом личностного и профессионального развития, реализуется в разнообразных видах и формах: стратегическая, образовательная, семейная навигация, навигация в лицейском сообществе, навигация в социальной среде, навигация в открытом информационном пространстве, наставничество.

Системная интеграция - применяемая в лицее интеграция основного и дополнительного образования, традиционных и инновационно - информационных технологий служит средством выстраивания индивидуальной траектории развития лицеистов в спектре лицейских возможностей.

Коэволюция – основой стратегического управления лицеем является идея совместного развития личности педагога и обучающегося в целях обеспечения их конкурентоспособности, мобильности, успешной социальной адаптации в обществе социальных перемен.

Взаимопомощь – «Тридцатник, помоги тридцатнику» - принцип, применяемый в стенах нашего лицея и за его пределами, отражает то, что педагогический, ученический и родительский коллектив ощущает себя как коллектив единомышленников, всегда открытых к сотрудничеству.

Перспективное саморазвитие – овладение инструментами познания мира и способами личного совершенствования. Под перспективным саморазвитием мы понимаем процесс активного, целенаправленного, позитивного, качественного изменения личности в котором формируются и развиваются качества и способности, позволяющие личности решать не только задачи актуального развития, но и проектировать будущие процессы своей жизни в социокультурном аспекте.

Солидарная ответственность - это формирование взаимной ответственности на всех уровнях взаимодействия субъектов образования: руководитель- педагог, педагог – ученик, педагог- родитель, ученик- родитель для обеспечения высоких образовательных и воспитательных результатов.

Социальное партнерство – обеспечивает разнообразные формы взаимодействия и повышения имиджа лицея через укрепление внешних связей с учреждениями образования, культуры, бизнеса, средствами массовой информации, управленческими структурами. Включает межрегиональное сотрудничество и осуществление социально- образовательного партнерства с выпускниками лицея.

Рефлексивная культура – в лицее характеризуется готовностью и способностью каждого педагога и обучающегося критически подходить к собственной деятельности, умением формировать мотивы и контролировать их, умением обретать новые смыслы и ценности, творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, умением ставить и решать неординарные задачи.

Часть 2. Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»

В наступившем XXI веке, при возрастании роли человеческого капитала как основного фактора социально-экономического развития, особое значение приобретает творческая личность, способная к самосознанию, самосовершенствованию, в полной мере изучившая свои сильные стороны и умеющая адекватно применять их в меняющейся реальности. Актуальное состояние лицея должно соответствовать новым вызовам мирового сообщества к предъявляемому уровню качества образования, новым социокультурным тенденциям, таким как глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация, адаптация и мобильность в обществе социальных перемен.

Цель развития лицея состоит в обеспечении конкурентоспособности образовательного учреждения повышенного уровня на республиканском и федеральном и международном уровне на основе сохранения лучших традиций образовательной системы «Школа-30» и поступательного внедрения новых технологий саморазвития всех участников образовательного процесса на основе освоения разных видов педагогической навигации (педагог – ученик, стажер – наставник, ученик – образовательное пространство, родитель – ребенок и др.). Мы исходим в первую очередь из того, что у выпускников лицея должны быть компетенции, достаточные не только для поступления в вуз, но и для дальнейшего непрерывного самообразования и саморазвития, чтобы адаптироваться и жить в постоянно обновляющемся социуме.

Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа-30» – учебное учреждение с богатейшей историей, одна из старейших школ города Ижевска. Каждый новый этап развития лицея базируется на незыблемых ценностях, заложенных с момента основания школы.

Слагаемыми успеха МБОУ ИЕГЛ «Школа-30» являются: системообразующий управленческий подход к осознанию долгосрочных задач и перспектив, отраженный в Программе развития лицея; организация оптимальной модели управления, направленная на реализацию стратегии достижения успеха; кадровый потенциал, способный к обновлениям, применение современных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности лицея; системная интеграция основного и дополнительного образования, традиционных и инновационно- информационных технологий для творческого саморазвития обучающихся; сетевое взаимодействие участников образовательного процесса, позволяющее привлекать необходимые ресурсы, солидарная ответственность семьи и школы для обеспечения высоких образовательных и воспитательных результатов; высокий уровень аналитических, рефлексивных способностей всех участников образовательного процесса для определения новых горизонтов развития.

В лицее может стать успешным каждый:

Руководители: через развитие логистической функции образования на основе системы педагогической навигации развития и саморазвития всех субъектов образования: обучающихся, педагогов, родителей, социальных партнеров: (участие в работе Московского международного салона «Образование», Международной конгресс- выставки «GLOBAL EDUCATION – образование без границ » в г. Москва, Университета «Иннополис» г. Казань, работа в «Совете директоров ОО» г. Ижевска);

Педагоги: за счет формирования мотивации к профессиональному развитию, к освоению современных образовательных технологий, к организации коллективной, групповой и индивидуальной методической работы; (освоение «Профессионального стандарта педагога», участие во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства, в конкурсах педагогического мастерства «Столичный учитель» г. Ижевска; участие в сетевых сообществах педагогов: Сообщество педагогов Удмуртской республики, Прошколу.ру, Завуч - инфо, публикации и работа на платформах: Первое сентября, Мультиурок, Всероссийский интернет-педсовет, SELF-TEST, Учи.ру, Эффектико-пресс, ежегодная стажировка педагогов в языковых центрах Фолкстона, Солсбери, Кентербери (Великобритания), действующая в лицее система поощрения за педагогические достижения);

Обучающиеся:

- через формирование исследовательских и проектных умений на уроках и внеурочной деятельности с целью реализации индивидуальных творческих запросов обучающихся: (Ижевский детский технопарк «Кванториум», система участия в научно- практических конференциях различного уровня, профильные специализированные курсы в Вузах г. Ижевска, МБОУ ИЕГЛ «Школа-30» - социальный партнёр Немецкого культурного центра Гёте, Проект «Oxford World Theatre» - программа театральных постановок на английском языке (Великобритания);

- через выявление, психолого-педагогическую поддержку и опережающее развитие одаренных детей: (научно- образовательный проект «Наука в регионы» МФТИ г. Москва, Образовательный центр «Сириус» г. Сочи, сотрудничество с многопредметной школой «Интеллектуал» г. Москва, ежегодная организация обучения школьников в языковых центрах Фолкстона, Солсбери, Кентербери (Великобритания); республиканский многопрофильный научный лагерь «Академгородок» г. Ижевск, участие в олимпиадах и конкурсах всех уровней)

- через комплексные подходы к формированию разносторонней креативности обучающихся в частности их позитивной социальной адаптации: (социальные практики- волонтерские движения, правовые отряды, Совет старшеклассников, школа вожатых, музей «История тридцатки»; объединения дополнительного образования - хоровая студия «Юность», лицейский театр «Творильня», ансамбль эстрадного танца «Непоседы», изо - студия «Семицветик», спортивные команды и секции лицея);

Педагоги и обучающиеся:

- путем формирования готовности и способности педагогов и обучающихся к технологическим, организационным и социальным инновациям, формирование эмоционального и социального интеллекта: (технология педагогических мастерских, проектное обучение, технология развития критического мышления, ТРИЗ, лицейский проект «Эмоциональный интеллект», участие в проектах «Цифровое образование»: платформы «Мобильное электронное образование» «Учи. ру», работа в Совете лицея, совместные проектные группы педагогов и обучающихся для решения социальных задач);

- через освоение новых стандартов образования и их психологического сопровождения, формирования универсальных, предметных и метапредметных компетенций обучающихся; (совершенствование системы оценки качества образования, систематическая работа с портфолио и педагогов, и обучающихся, программы психологической службы лицея по поддержке детской одаренности, поддержке детей с особенностями развития, лицейский проект «Разработка и реализация технологии проектирования траектории личностного развития обучающихся с использованием веб – ресурсов»);

Родители: через развитие разнообразных форм сотрудничества семьи и школы в учебной, исследовательской, культурно – досуговой, спортивно – оздоровительной деятельности. Традиционно в лицее родители являются активными субъектами образования и осуществляют сопровождение личностного развития ребенка, ищут или создают для этого необходимые ресурсы: (интернет-проект «Дайджест 30 школа» - электронный архив документов, отражающий более, чем 80—летнюю историю школы, стипендии для выдающихся лицеистов, спонсирование выездных проектов и программ лицея).

Некоторые значимые достижения:

МБОУ ИЕГЛ «Школа-30» за последние три года по итогам независимого анализа образовательных результатов Московским центром непрерывного математического образования включен в списки: 100 лучших образовательных организаций по филологическому профилю, 100 лучших образовательных организаций по социально- экономическому профилю, 100 лучших образовательных организаций по химико - биологическому профилю, 100 лучших образовательных организаций по биолого - географическому профилю, 200 лучших образовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень развития способностей обучающихся. В 2018 году Лицей вошел в список ТОП - 500 лучших образовательных организаций, продемонстрировавших высокие образовательные результаты в пятый раз.

Главной для МБОУ ИЕГЛ «Школа-30» является задача- воспитать творца: творца своей жизни, творца новой общественной реальности, личность думающую, с глубоким, философским уровнем осмысления мира, свободного, активного человека, стремящегося к прогрессу и совершенствованию.