Гимназия № 14

Сведения об организации

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но общества в целом. Роль образования постоянно растёт вместе с ростом влияния человеческого капитала. Более того, технологии современного бизнеса, ориентированные на построение самообучающейся организации, показывают нам, что формирование современных компетенций, направленных на развитие критического мышления, креативности, коммуникации и умения принимать решения в ситуациях неопределенности являются базовыми для развития экономики в условиях цифровой среды. 

Таким образом первейшая задача образования на современном этапе – обеспечение соответствия качества образования актуальным и перспективным потребностям современной экономики, с учетом требований личности, общества и государства.

Решение такой глобальной задачи напрямую связано как с повышением требований не только к уровню профессионализма педагогов, так с достижением общего понимания необходимости высокого качества образования, которое возможно лишь при условии постоянного обмена успешными практиками между всеми субъектами образовательного процесса. Именно поэтому сегодня так актуальна в педагогической среде мысль о непрерывном образовании и формировании образовательной организации как самообучающейся, учитывая непрерывное развитие информационной составляющей.

Введение в практику современного образования таких базисных документов как профессиональный стандарт педагога, национальная система учительского роста, успех каждого ребенка, социальная активность, цифровая образовательная среда дают нам очевидные ориентиры для построения модели самообучающейся организации в условиях цифровой трансформации школы.

Совершенно очевидно, что реализуемая в традиционном понимании в общеобразовательном учреждении налаженная и даже эффективная работа не вполне готова решать поставленные задачи. 

Ее преимущественная направленность на «опредмечивание» образовательного процесса не совсем соответствует целевым установкам и курсу общеобразовательных учреждений на обеспечение современного качества общего образования.

В этой связи на передний план выходит задача по усилению деятельности, направленной на получение новой информации и формирование умения самостоятельно добывать ее из различных источников, в том числе в рамках «самообучения».

Включение учителя в такую деятельность со всей очевидностью сказывается на повышении уровня его профессионализма и методического мастерства. При этом очевидно, что эта деятельность приведет к формированию у обучающихся компетенций, необходимых для достижения успеха, и пониманию ими своей роли в современном обществе. В определённых случаях речь может идти и о накоплении соответствующего опыта деятельности, который нужно не только формировать, но и обобщать и, что особенно важно, распространять. Это обстоятельство предполагает решение очень важной задачи, связанной с осмыслением, освоением и использованием педагогами сложившегося в школе эффективного педагогического опыта, осмысление обучающимися путей, приводящих к успеху, и понимание родителями необходимости поддержки этой деятельности в контексте общего достижения результатов. 

На наш взгляд, формирование среды самообучающейся организации позволит решить данную задачу, так как в ее рамках возможно значительное повышение эффективности работы образовательной организации, улучшение качества образовательных услуг.

Целью самообучающейся организации в сфере образования является создание развивающего пространства для всех участников обучающего процесса на основе использования внутренних ресурсов и потенциала учебного заведения.

Идея школы как самообучающейся организации включает в себя в качестве органической составной части современные обучающие технологии, стили и методы обучения. В обобщённом плане в самообучающейся организации – МБОУ «Гимназия № 14» - все участники образовательных отношений осознанно обучаются, изучают и совершенствует сам процесс обучения, что имеет значительные преимущества перед традиционно осуществляемой управленческой, методической, учебной и воспитательной работой.

По существу, главная идея школы как самообучающейся организации состоит в том, что эффективность ее деятельности зависит не столько от накапливания и использования уже найденных решений, сколько от развития собственных навыков решения возникающих вопросов, от способности коллектива обучаться на собственном опыте.

Это обстоятельство явно указывает на то, что использование принципов самообучающейся организации обеспечивает возможность создания в гимназии проблемного профессионального пространства, что, как следствие, будет способствовать повышению качества образования.

Классическое представление о самообучающейся организации мы получаем из работ Питера Сенге и Майкла Педлера. В современной педагогической науке созданы необходимые предпосылки, наработаны ценные идеи и теоретические подходы для создания самообучающейся организации, это прежде всего:

  •  концепции совершенствования профессиональных качеств педагогических работников;
  •  концепции развития потенциала личности;
  •  представления о корпоративном обучении.

Ещё одно понятие, с которым мы сталкиваемся в проекте – это среда. В последнее время возрастает значение и влияние среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования. 

Среда образовательной организации, образовательная среда – это не новые понятия. Понятие образовательной среды связывают с образовательным процессом как с частью общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя.

Анализ образовательной практики позволяет сделать вывод о том, что проблема создания модели функционирования образовательной организации как самообучающейся организации остаётся на сегодняшний день актуальной, теоретически и практически значимой и, вместе с тем, недостаточно изученной. Реализуя данный проект мы – МБОУ «Гимназия № 14» -  сможем внести посильный вклад в понимание возможностей реализации современных идей построения самообучающейся организации.